Решение по иску о понуждении к размещению информации в сети Интернет



Дело №2-161/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 апреля 2011 года с. Каракулино

Каракулинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Чистякова И.В., при секретаре Прокопьевой Т.А., с участием помощника прокурора Вологдиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Каракулинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Пинязьское» о признании незаконным бездействия по размещению в сети Интернет обязательной информации об органе местного самоуправления и понуждению к ее размещению,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каракулинского района Удмуртской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Пинязьское» (далее по тексту – администрация) о признании незаконным бездействия по размещению в сети Интернет обязательной информации об органе местного самоуправления. В обоснование своих требований указал, что в ходе проведения проверки исполнения администрацией требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления выявлены нарушения Федерального закона №8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В частности, в нарушение п.п. 7, 8 ст.14, ст.13 указанного закона перечень информации о деятельности администрации муниципального образования «Пинязьское», размещаемой в сети Интернет не утвержден, информация в сети Интернет не размещена. На официальном сайте Государственного Совета Удмуртской Республики – www.udmgossovet.ru размещена информация о главе муниципального образования «Пинязьское», населенных пунктах, о численности населения, об объектах бюджетной сферы. На официальном сайте Удмуртской Республики – www.udmurt.ru имеется лишь ссылка на сайт муниципального образования «Каракулинский район» (karakulino.udmurt.ru). На официальном сайте муниципального образования «Каракулинский район» - karakulino.udmurt.ru размещена информация лишь об адресе места нахождения администрации, о главе муниципального образования и о контактном телефоне органа. Информация, предусмотренная ст.13 закона, а именно: нормативные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; административные регламенты, стандарты муниципальных услуг; порядок обжалования муниципальных правовых актов; информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления; информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях; тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления; сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления; информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, отсутствует. Поэтому прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «Пинязьскоре» в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по размещению всей вышеперечисленной информации на сайте органа местного самоуправления, либо на официальном сайте муниципального образования «Каракулинский район» - karakulino.udmurt.ru.

В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявленные требования в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Представитель администрации муниципального образования «Пинязьское» в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не известил, возражений против заявленных требований в суд не представил.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.

Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав представленные письменные доказательства, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 21, 26 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и их должностными лицами.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч.2 ст.24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иного не предусмотрено законом.

В силу ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Из ст.9 Федерального закон от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» следует, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.

В ст.6 вышеуказанного закона определены основные способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет.

В соответствии с п.1 ст.10 закона Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

В ст.13 определен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет в который включены:

- информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе:

а) муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

б) тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;

в) административные регламенты, стандарты муниципальных услуг;

г) порядок обжалования муниципальных правовых актов;

- информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления;

- информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях;

- тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления;

- статистическая информация о деятельности органа местного самоуправления, в том числе, сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;

- информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления;

- информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления.

В соответствии с п.7 ст.14 закона перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

Вышеизложенные нормы Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также системное толкование ч. 1 и 2 ст. 13 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» позволяют, по мнению суда, прийти к однозначному выводу: конкретные сведения из перечня, приведенного в ч. 1 ст. 13, являются обязательными для размещения в сети Интернет, если они применимы к деятельности данного государственного органа, органа местного самоуправления.

Вместе с тем, в судебном заседании из имеющихся материалов дела установлено, перечень информации о деятельности администрации муниципального образования «Пинязьское», размещаемой в сети Интернет не утвержден, в сети Интернет не размещена следующая информация: муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; административные регламенты, стандарты муниципальных услуг; порядок обжалования муниципальных правовых актов; информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления; информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях; тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления; сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления; информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления.

Администрацией муниципального образования «Пинязьское» сведений о наличии утвержденного перечня информации о деятельности органов местного самоуправления и о том, что вышеуказанная информация размещена в сети Интернет в суд не предоставлено.

Таким образом, суд находит, что заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в целях предупреждения нарушения прав граждан, поскольку неисполнение органом местного самоуправления обязанности по размещению информации о своей деятельности препятствует осуществлению прав граждан на получение доступа к такой информации. В связи с чем, необходимо обязать администрацию муниципального образования «Пинязьское» устранить в полном объеме допущенное нарушение права неопределенного круга лиц.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Каракулинского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Пинязьское» выразившееся в не размещении в сети Интернет обязательной информации об органе местного самоуправления.

Обязать администрацию муниципального образования «Пинязьское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по размещению на сайте органа местного самоуправления, либо на официальном сайте муниципального образования «Каракулинский район» (karakulino.udmurt.ru) следующей информации:

1) о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления:

- муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

- тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;

- административные регламенты, стандарты муниципальных услуг;

- порядок обжалования муниципальных правовых актов;

2) информации об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления;

3) информации о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях;

4) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления;

5) статистической информации о деятельности органа местного самоуправления:

- сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;

6) информации о кадровом обеспечении органа местного самоуправления;

7) информации о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течении 10 дней со дня его вынесения через Каракулинский районный суд УР.

Судья И.В.Чистяков