Дело №2-151/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 апреля 2011 года с. Каракулино Каракулинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Чистякова И.В., при секретаре Прокопьевой Т.А., с участием помощника прокурора Вологдиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Каракулинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Боярское» о признании незаконным бездействия по размещению в сети Интернет обязательной информации об органе местного самоуправления и понуждению к ее размещению, УСТАНОВИЛ: Прокурор Каракулинского района Удмуртской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Боярское» (далее по тексту – администрация) о признании незаконным бездействия по размещению в сети Интернет обязательной информации об органе местного самоуправления. В обоснование своих требований указал, что в ходе проведения проверки исполнения администрацией требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления выявлены нарушения Федерального закона №8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В частности, в нарушение п.п. 7, 8 ст.14, ст.13 указанного закона перечень информации о деятельности администрации муниципального образования «Боярское», размещаемой в сети Интернет не утвержден, информация в сети Интернет не размещена. На официальном сайте Государственного Совета Удмуртской Республики – www.udmgossovet.ru размещена информация о главе муниципального образования «Боярское», населенных пунктах, о численности населения, об объектах бюджетной сферы. На официальном сайте Удмуртской Республики – www.udmurt.ru имеется лишь ссылка на сайт муниципального образования «Каракулинский район» (karakulino.udmurt.ru). На официальном сайте муниципального образования «Каракулинский район» - karakulino.udmurt.ru размещена информация лишь об адресе места нахождения администрации, о главе муниципального образования и о контактном телефоне органа. Информация, предусмотренная ст.13 закона, а именно: нормативные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; административные регламенты, стандарты муниципальных услуг; порядок обжалования муниципальных правовых актов; информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления; информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях; тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления; сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления; информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, отсутствует. Поэтому прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «Боярское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по размещению всей вышеперечисленной информации на сайте органа местного самоуправления, либо на официальном сайте муниципального образования «Каракулинский район» - karakulino.udmurt.ru. В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявленные требования в полном объеме по изложенным в нем основаниям. Глава администрации муниципального образования «Боярское» ФИО3 в судебном заседании пояснила, что действительно информация о деятельности муниципального образования в сети Интернет не размещена, так как в администрации доступа к сети нет, финансирование на эти цели в бюджете не заложено. Эту проблему не раз поднимали на совещаниях в районной администрации, но конкретного ответа не получили. Частично информация размещается на сайте района. Муниципальные правовые акты для размещения на сайте не направляем. Они публикуются в информационном бюллетене, который находится в администрации и доступен всем. Суд, заслушав помощника прокурора, представителя органа, чье бездействие обжалуется, исследовав представленные письменные доказательства, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.ст. 21, 26 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и их должностными лицами. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ч.2 ст.24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иного не предусмотрено законом. В силу ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. Не может быть ограничен доступ к: 1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; 2) информации о состоянии окружающей среды; 3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); 4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; 5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд. Из ст.9 Федерального закон от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» следует, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления. В ст.6 вышеуказанного закона определены основные способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет. В соответствии с п.1 ст.10 закона информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. В ст.13 определен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет в который включены: - информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе: а) муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; б) тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; в) административные регламенты, стандарты муниципальных услуг; г) порядок обжалования муниципальных правовых актов; - информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления; - информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях; - тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления; - статистическая информация о деятельности органа местного самоуправления, в том числе, сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; - информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления; - информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления. В соответствии с п.7 ст.14 закона перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. Вышеизложенные нормы Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федерального закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также системное толкование ч. 1 и 2 ст. 13 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» позволяет, по мнению суда, прийти к однозначному выводу: конкретные сведения из перечня, приведенного в ч. 1 ст. 13, являются обязательными для размещения в сети Интернет, если они применимы к деятельности данного государственного органа, органа местного самоуправления. Вместе с тем, в судебном заседании из имеющихся материалов дела установлено, что перечень информации о деятельности администрации муниципального образования «Боярское», размещаемой в сети Интернет не утвержден, в сети Интернет не размещена следующая информация: муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; административные регламенты, стандарты муниципальных услуг; порядок обжалования муниципальных правовых актов; информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления; информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях; тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления; сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления; информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления. Представителем администрации отсутствие утвержденного перечня информации о деятельности органов местного самоуправления не оспаривается, доказательств о том, что вышеуказанная информация размещена в сети Интернет, в суд не предоставлено. Таким образом, суд находит, что заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в целях предупреждения нарушения прав граждан, поскольку неисполнение органом местного самоуправления обязанности по размещению информации о своей деятельности препятствует осуществлению прав граждан на получение доступа к такой информации. В связи с чем, необходимо обязать администрацию муниципального образования «Боярское» устранить в полном объеме допущенное нарушение права неопределенного круга лиц. Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Требования прокурора Каракулинского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Боярское» выразившееся в не размещении в сети Интернет обязательной информации об органе местного самоуправления. Обязать администрацию муниципального образования «Боярское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по размещению на сайте органа местного самоуправления, либо на официальном сайте муниципального образования «Каракулинский район» (karakulino.udmurt.ru) следующей информации: 1) о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления: - муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; - тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; - административные регламенты, стандарты муниципальных услуг; - порядок обжалования муниципальных правовых актов; 2) информации об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления; 3) информации о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях; 4) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления; 5) статистической информации о деятельности органа местного самоуправления: - сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; 6) информации о кадровом обеспечении органа местного самоуправления; 7) информации о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Каракулинский районный суд УР. Решение изготовлено в окончательной форме 2 мая 2011 года. Судья И.В.Чистяков