Дело №2-156/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 апреля 2011 года с. Каракулино Каракулинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Чистякова И.В., при секретаре Прокопьевой Т.А., с участием помощника прокурора Вологдиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Каракулинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Каракулинское» о признании незаконным бездействия по размещению в сети Интернет обязательной информации об органе местного самоуправления и понуждению к ее размещению, УСТАНОВИЛ: Прокурор Каракулинского района Удмуртской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Каракулинское» (далее по тексту – администрация) о признании незаконным бездействия по размещению в сети Интернет обязательной информации об органе местного самоуправления. В обоснование своих требований указал, что в ходе проведения проверки исполнения администрацией требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления выявлены нарушения Федерального закона №8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В частности, в нарушение п.п. 7, 8 ст.14, ст.13 указанного закона перечень информации о деятельности администрации муниципального образования «Каракулинское», размещаемой в сети Интернет не утвержден, информация в сети Интернет не размещена. На официальном сайте Государственного Совета Удмуртской Республики – www.udmgossovet.ru размещена информация о главе муниципального образования «Каракулинское», населенных пунктах, о численности населения, об объектах бюджетной сферы. На официальном сайте Удмуртской Республики – www.udmurt.ru имеется лишь ссылка на сайт муниципального образования «Каракулинский район» (karakulino.udmurt.ru). На официальном сайте муниципального образования «Каракулинский район» - karakulino.udmurt.ru размещена информация лишь об адресе места нахождения администрации, о главе муниципального образования и о контактном телефоне органа. Информация, предусмотренная ст.13 закона, а именно: нормативные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; административные регламенты, стандарты муниципальных услуг; порядок обжалования муниципальных правовых актов; информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления; информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях; тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления; сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления; информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, отсутствует. Поэтому прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «Каракулинское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по размещению всей вышеперечисленной информации на сайте органа местного самоуправления, либо на официальном сайте муниципального образования «Каракулинский район» - karakulino.udmurt.ru. В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявленные требования в полном объеме по изложенным в нем основаниям. Глава администрации муниципального образования «Каракулинское» Белёвцев М.Н. в судебном заседании с требованиями прокурора согласился, дополнительно пояснил, что пытался решить данную проблему, но на это нет финансовых средств. Суд, заслушав помощника прокурора, представителя органа, чье бездействие обжалуется, исследовав представленные письменные доказательства, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.ст. 21, 26 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и их должностными лицами. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ч.2 ст.24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иного не предусмотрено законом. В силу ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. Не может быть ограничен доступ к: 1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; 2) информации о состоянии окружающей среды; 3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); 4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; 5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд. Из ст.9 Федерального закон от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» следует, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления. В ст.6 вышеуказанного закона определены основные способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет. В соответствии с п.1 ст.10 закона Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. В ст.13 определен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет в который включены: - информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе: а) муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; б) тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; в) административные регламенты, стандарты муниципальных услуг; г) порядок обжалования муниципальных правовых актов; - информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления; - информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях; - тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления; - статистическая информация о деятельности органа местного самоуправления, в том числе, сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; - информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления; - информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления. В соответствии с п.7 ст.14 закона перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. Вышеизложенные нормы Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федерального закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также системное толкование ч. 1 и 2 ст. 13 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» позволяет, по мнению суда, прийти к однозначному выводу: конкретные сведения из перечня, приведенного в ч. 1 ст. 13, являются обязательными для размещения в сети Интернет, если они применимы к деятельности данного государственного органа, органа местного самоуправления. Вместе с тем, в судебном заседании из имеющихся материалов дела установлено, что перечень информации о деятельности администрации муниципального образования «Каракулинское», размещаемой в сети Интернет не утвержден, в сети Интернет не размещена следующая информация: муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; административные регламенты, стандарты муниципальных услуг; порядок обжалования муниципальных правовых актов; информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления; информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях; тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления; сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления; информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления. Представителем администрации сведений о наличии утвержденного перечня информации о деятельности органов местного самоуправления и о том, что вышеуказанная информация размещена в сети Интернет в суд не предоставлено; факт того, что информация на сайте не размещена, им не оспаривается. Таким образом, суд находит, что заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в целях предупреждения нарушения прав граждан, поскольку неисполнение органом местного самоуправления обязанности по размещению информации о своей деятельности препятствует осуществлению прав граждан на получение доступа к такой информации. В связи с чем, необходимо обязать администрацию муниципального образования «Каракулинское» устранить в полном объеме допущенное нарушение права неопределенного круга лиц. Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Требования прокурора Каракулинского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Каракулинское» выразившееся в не размещении в сети Интернет обязательной информации об органе местного самоуправления. Обязать администрацию муниципального образования «Каракулинское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по размещению на сайте органа местного самоуправления, либо на официальном сайте муниципального образования «Каракулинский район» (karakulino.udmurt.ru) следующей информации: 1) о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления: - муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; - тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; - административные регламенты, стандарты муниципальных услуг; - порядок обжалования муниципальных правовых актов; 2) информации об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления; 3) информации о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях; 4) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления; 5) статистической информации о деятельности органа местного самоуправления: - сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; 6) информации о кадровом обеспечении органа местного самоуправления; 7) информации о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления. Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течении 10 дней со дня его вынесения через Каракулинский районный суд УР. Судья И.В.Чистяков