Решение по иску о запрете осуществления медицинской деятельности до получения лицензии



Дело №2-166/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2011 года с.Каракулино

Каракулинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Чистякова И.В., при секретаре Ласковой С.В., с участием помощника прокурора Вологдиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каракулинского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Кулюшевский детский сад» о запрете осуществления медицинской деятельности до получения лицензии

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каракулинского района обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ Кулюшевский детский сад» (далее по тексту – учреждение) о запрещении осуществления медицинской деятельности до получения лицензии. В обоснование своих требований указал, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о лицензировании медицинской деятельности выявлен факт осуществления ответчиком медицинской деятельности без лицензии, а именно, в штате учреждения имеется должность медицинской сестры. Согласно должностной инструкции медицинская сестра осуществляет контроль над соблюдением санитарно – гигиенического и санитарно – эпидемиологического режимов во всех помещениях образовательного учреждения, ведет осмотр детей во время утреннего приема; отмечает отсутствующих по болезни детей; изолирует заболевших и оказывает первую медицинскую помощь детям и сотрудникам образовательного учреждения, ежемесячно проводит учет часто болеющих детей, инфекционных заболеваний, травматизма, осуществляет медико – педагогический контроль над организацией двигательного режима в учреждении, контролирует проведение закаливающих мероприятий, организует, проводит и контролирует летнюю оздоровительную кампанию, готовит заявки на приобретение медикаментов, дезинфицирующих средств, медицинского инструмента и оборудования, контролирует медицинское обследование сотрудников образовательного учреждения, выполняет иные обязанности. Тем самым, имеет место осуществление медицинского обслуживания детей в нарушение установленных требований Федерального закона от 08.08.2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года №30, что может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам обучающихся в школе, причинить вред их жизни и здоровью. Поэтому прокурор просит запретить ответчику осуществление медицинской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ до получения лицензии на право осуществления медицинской деятельности, а именно на оказание первой доврачебной помощи, сестринское дело в педиатрии.

В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержал по доводам, указанным в иске.

Представитель ответчика ФИО3, заведующая МДОУ «Кулюшевский детский сад» требования прокурора не признала, суду пояснила, что в учреждении лицензируемая медицинская деятельность не оказывается. Те виды деятельности, которые указаны в должностной инструкции медицинской сестры лицензированию не подлежат. Непосредственным оказанием медицинской помощи детям занимаются работники территориального ФАП и МУЗ «Каракулинская ЦРБ» (иммунопрофилактика, предварительный и периодический медицинский осмотр, сестринское дело, педиатрия и т.п.). Обязанность по осмотру детей во время утреннего приема не является медицинским осмотром (предварительным, периодическим), так как для проведения медицинского осмотра необходимо заключение всех специалистов в области медицины с получением заключения, а является утренним внешним осмотром, где определяется здоров или болен ребенок, проводимым в целях предотвращения заражения других детей. Первая медицинская помощь (в случае, если человеку плохо) может быть оказана любым человеком. Для оказания скорой медицинской помощи существует служба скорой помощи.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – администрации муниципального образования «Каракулинский район» извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не направлял, каких-либо возражений против заявленных требований истца не представил.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.

Суд, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что в МДОУ «Кулюшевский детский сад» оборудована комната для работы медицинских работников. В штатном расписании данного учреждения имеется 0,25 штатной единицы медицинского работника – медицинской сестры.

Лицензии на осуществление медицинской деятельности ответчик не имеет, хотя, согласно должностной инструкции, утвержденной заведующей детского сада в 2010 году, в должностные обязанности медицинской сестры входит: осмотр детей во время утреннего приема; изоляция заболевших; оказание первой медицинской помощи детям и сотрудникам; учет часто болеющих детей, инфекционных заболеваний, травматизма; осуществление медико – педагогического контроля над организацией двигательного режима в учреждении, методикой проведения утренней гимнастики и физических занятий и их воздействием на детский организм; контроль за проведением закаливающих мероприятий; организация, проведение и контроль летней оздоровительной кампании; подготовка заявок на приобретение необходимых медикаментов, дезинфицирующих средств, медицинского инструмента и оборудования, ведение соответствующей медицинской документации. Медицинская сестра несет персональную ответственность за сохранность жизни и здоровья каждого ребенка в учреждении.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, права и свободы граждан являются высшей ценностью. Статьей 41 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно ч.1 и ч.3 ст.49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок.

В соответствии с п.96 ч.1 ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности определен в приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ №30 от 22.01.2007 года, и включает, в частности, работы (услуги) выполняемые при осуществлении доврачебной, в том числе первичной медико-санитарной помощи, по диетологии, лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), педиатрии, сестринскому делу в педиатрии и т.д.

В соответствии с Отраслевым классификатором «Простые медицинские услуги» ОК ПМУ 91500.09.0001-2001, утвержденным Приказом Минздрава России от 10.04.2001 N 113, под медицинской услугой понимаются мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость. При этом проведение визуального осмотра, оказание медицинской помощи, лечебная физкультура относится к простым медицинским услугам, подлежащим лицензированию

Также в соответствии с Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении, утвержденной заместителем Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации 12.07.2004 года, к простым медицинским услугам отнесены следующие услуги: сбор анамнеза, проведение визуального осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации, простейшие диагностические услуги, при проведении которых используются элементарные приборы (тонометрия, подсчет частоты пульса (часы), термометрия (термометр) и т.д.), лечебная физкультура и т.д.

Кроме этого, в соответствии с п.п. 1 и 4 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 года № 666 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Пунктом 25 указанного Типового положения определено, что медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения.

Часть 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 года №91 утверждены и введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10». Данные правила направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности, устанавливают санитарно – эпидемиологические требования, в том числе, к медицинскому обеспечению дошкольного учреждения. В частности, согласно СанПиН 2.4.1.2660-10 в целях профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений в обязанности медицинских работников дошкольных организаций входит проведение медицинских осмотров детей при поступлении в учреждения с целью выявления больных; систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья; работа по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок; распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием; ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи (при необходимости), выявление заболевших детей, своевременная их изоляция, оказание первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев; организация и проведение профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий; медицинский контроль за организацией физического воспитания, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья; контроль за пищеблоком и питанием детей; ведение медицинской документации и т.п.

Учитывая вышеизложенное, суд критически относится к доводам представителя ответчика о том, что в учреждении лицензируемая медицинская деятельность не оказывается, и считает требования прокурора к ответчику о запрещении с ДД.ММ.ГГГГ осуществления медицинской деятельности до получения лицензии на право осуществления медицинской деятельности подлежащими удовлетворению, поскольку, в соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а осуществление медицинского обслуживания детей в отсутствии лицензии, в нарушение установленных требований закона, означает несоответствие его государственным стандартам и следовательно, несоответствие его безопасности учащихся образовательного учреждения, нарушение конституционных прав учащихся и их родителей на охрану жизни и здоровья, создает опасность причинения вреда их жизни и здоровью.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, подп. 8 п.1 ст.333.20 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей, от уплаты которой по делам в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц прокурор освобожден на основании подп. 9 п.1 ст.333.36 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Каракулинского района УР удовлетворить.

Запретить с ДД.ММ.ГГГГ муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Кулюшевский детский сад» осуществление медицинской деятельности до получения лицензии на право осуществления медицинской деятельности.

Взыскать с МДОУ «Кулюшевский детский сад» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Каракулинский районный суд УР.

Решение изготовлено в окончательной форме 3 июня 2011 года.

Судья И.В.Чистяков


© InfoCourt 2013