Решение по иску о признании незаконным бездействия по обеспечению пожарной безопасности



Дело №2-213/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2011 года с.Каракулино

Каракулинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Чистякова И.В., при секретаре Ласковой С.В., с участием прокурора Вологдиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Каракулинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Пинязьское» по обеспечению пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каракулинского района обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Пинязьское», не принявшей меры по соблюдению требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством и возложении на администрацию обязанности устранить допущенные нарушения закона. В обоснование своих требований указал, что в ходе проведения проверки выявлен ряд нарушений Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-ФЗ от 22.07.2008 г. и ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденных Приказом МЧС России №313 от 18.06.2003 г., а именно, члены добровольной пожарной охраны не обеспечены средствами индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре; в д.Черново, д.Пинязь не устроен подъезд к открытому водоему с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарной техники и забора воды в любое время года; отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения на <адрес> д.Котово. <адрес> д.Пинязь, <адрес> д.Черново; в д.Черново, в д.Котово отсутствуют переносные пожарные мотопомпы; водонапорные башни по <адрес> д.Черново не приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года (отсутствуют водозаборные устройства); планировка и застройка территории д.Пинязь не осуществляется в соответствии с Генеральным планом, учитывающим мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, генеральный план отсутствует; противопожарное расстояние от границ застройки д.Черново до лесного массива менее 15 метров; в д.Черново, граничащей с лесным массивом со стороны <адрес> не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (не устроены защитные противопожарные полосы, не посажены лиственные насаждения); у пожарного гидранта по <адрес>, водонапорной башни по <адрес> д.Черново, а также по направлениям к ним отсутствуют соответствующие указатели; в д.Котово отсутствует наружное освещение в темное время суток

В судебном заседании прокурор требования по доводам, указанным в заявлении поддержал, изменив срок, в течение которого администрации муниципального образования «Пинязьское» следует устранить допущенные нарушения закона, на ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель администрации муниципального образования «Пинязьское» в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не известил, возражений против заявленных требований в суд не представил.

В соответствии со ст.257 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.

Суд, выслушав прокурора, исследовав представленные письменные доказательства находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 21, 26 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и их должностными лицами.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор Каракулинского района действуя в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования «Пинязьское», имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.

Согласно подп.9 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения обеспечивается населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления. Ст.34 Устава муниципального образования «Пинязьское», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Пинязьское» от ДД.ММ.ГГГГ , полномочия по обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесены к компетенции администрации муниципального образования «Пинязьское».

В соответствии со ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994 года к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности, создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

В соответствии со ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально - технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.

Согласно п.11 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России №313 от 18.06.2003 г., органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.

Таким образом, в силу действующего законодательства лицом, ответственным за состояние пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования «Пинязьское», является администрация муниципального образования «Пинязьское».

Как следует из материалов гражданского дела в целях исполнения поручения Правительства РФ от 25.02.2011 г. №ИШ-П4-1111, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний в марте-апреле 2011 сотрудниками ОНД г.Сарапула, Сарапульского, Камбарского и Каракулинского районов УНД ГУ МЧС России по УР проведена внеплановая проверка муниципального образования «Пинязьское». В результате проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- в нарушение требований ст.118 и ст.120 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» члены добровольной пожарной охраны не обеспечены средствами индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре;

- в нарушение требований п.94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России №313 от 18.06.2003 г., в д.Черново, д.Пинязь не устроены подъезды к открытым водоемам с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарной техники и забора воды в любое время года;

- в нарушение ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения на <адрес> д.Котово, <адрес> д.Пинязь, <адрес> д.Черново муниципального образования «Пинязьское»;

- в нарушение п.31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) в д.Черново, д.Котово отсутствуют переносные пожарные мотопомпы;

- нарушение п.95 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) водонапорные башни по <адрес> д.Черново не приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года (отсутствуют водозаборные устройства);

- в нарушение ст.65 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» планировка и застройка территории села не осуществляется в соответствии с генеральным планом поселения, учитывающим мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, генеральный план поселения отсутствует;

- в нарушение ч.15 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарное расстояние от границы застройки д.Черново до лесного массива менее 15 метров;

- в нарушение п.112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) в д.Черново, граничащей с лесным массивом со стороны <адрес>, не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (не устроены защитные противопожарные полосы, не посажены лиственные насаждения);

- в нарушение п.90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) у пожарного гидранта по <адрес>, водонапорной башни по <адрес> д.Черново, а также по направлениям к ним отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильниками или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий);

- в нарушение п.27 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) в д.Котово отсутствует наружное освещение в темное время суток.

Администрацией муниципального образования «Пинязьское» доказательств, свидетельствующих о недопущении нарушения вышеуказанных требований пожарной безопасности, не предоставлено.

Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности свидетельствуют, по мнению суда, о незаконном бездействии администрации муниципального образования «Пинязьское», выразившемся в не принятии ряда мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов муниципального образования «Пинязьское».

Таким образом, суд находит, что заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в целях предупреждения нарушения прав граждан, поскольку выявленные нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности препятствуют принятию полных и своевременных мер, направленных на ликвидацию пожаров, в том числе лесных, а также создают угрозу распространения пожаров на территории муниципального образования и нарушения прав граждан в области пожарной безопасности, так как подвергается опасности их жизнь, здоровье и имущество. В связи с чем, необходимо обязать администрацию муниципального образования «Пинязьское» устранить в полном объеме допущенное нарушение права неопределенного круга лиц в срок, заявленный прокурором, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Каракулинского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Пинязьское», выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности на территории муниципального образования «Пинязьское».

Обязать администрацию муниципального образования «Пинязьское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- обеспечить членов добровольной пожарной охраны средствами индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре;

- в д.Черново, д.Пинязь устроить подъезды к открытым водоемам с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарной техники и забора воды в любое время года;

- обустроить источники наружного противопожарного водоснабжения на <адрес> д.Котово, <адрес> д.Пинязь, <адрес> д.Черново;

- в д.Черново, д.Котово обеспечить наличие переносных пожарных мотопомп;

- приспособить водонапорные башни по <адрес> д.Черново для забора воды пожарной техникой в любое время года;

- разработать и утвердить генеральный план поселения, учитывающий мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;

- обеспечить противопожарное расстояние от границы застройки д.Черново до лесного массива не менее 15 метров;

- в д.Черново граничащей с лесным массивом со стороны <адрес> разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения;

- у пожарного гидранта по <адрес>, водонапорной башни по <адрес> д.Черново, а также по направлениям к ним установить соответствующие указатели;

- в д.Котово установить наружное освещение в темное время суток.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Каракулинский районный суд УР.

Решение изготовлено в окончательной форме 26 июня 2011 года.

Судья И.В.Чистяков