Решение о предоставлении жилого помещения



Д. № 2-60 /2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 марта 2011 г. с. Каракулино

Каракулинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Чистякова И.В. при секретаре ФИО3 с участием прокурора Вологдиной Т.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каракулинского района Удмуртской Республики в интересах ФИО2 к Администрации муниципального образования «Каракулинский район» о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каракулинского района УР в интересах ФИО2 в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Каракулинский районный суд УР с иском к Администрации муниципального образования «Каракулинский район» о предоставлении ФИО2 жилого помещения вне очереди по договору социального найма. Требования мотивированы тем, что в результате проверки, проведённой прокуратурой района на основании письменного заявления ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения о защите её нарушенных жилищных прав и гарантий, предусмотренных законодательством для лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что ФИО2 имеет статус ребенка оставшегося без попечения родителей, является выпускником ГОУ НПО «ПУ №» Решением Главы администрации Каракулинского района от ДД.ММ.ГГГГ она принята на учет в качестве нуждающейся на внеочередное предоставление ей жилья по договору социального найма. В настоящее время ФИО2 жилым помещением не обеспечена, какое-либо жильё за ней не закреплено, чем нарушено право истицы, предусмотренное ч.1 ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.»

В судебном заседании прокурор Вологдина Т.В. исковые требования поддержала, пояснив, что ФИО2 имеет право на внеочередное предоставление ей жилого помещения, однако ответчиком жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено.

Представитель ответчика ФИО5, выступающая на основании доверенности в судебном заседании пояснила, что на сегодняшний день Администрацией района принято решение о принятии на учет ФИО2 как нуждающейся в жилом помещении, однако жилое помещение ей не предоставлено ввиду недостаточности средств, поступивших из бюджета Удмуртской Республики, жилье ФИО2 будет предоставлено по мере поступления денежных средств.

Выслушав объяснения сторон, изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности иска и необходимости его удовлетворения также по следующим основаниям:

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Кроме того, ч. 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления.

Частью 1 статьи 3 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории.

Кроме того, данное право закреплено в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных Правительством УР. Статьей 15 указанного Закона УР от 06.03.2007 г. полномочиями по предоставлению такой меры социальной поддержки, как обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также обеспечение благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, когда закрепленное за ними жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии и не подлежит ремонту, наделено муниципальное образование "Каракулинский район".

В соответствии с ч. 1 постановления Правительства УР от 25 июня 2007 года N 99 "О мерах по обеспечению жильем в 2007 году детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и норме предоставления им жилых помещений" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленными органами местного самоуправления в УР.

Согласно решения сессии Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном образовании "Каракулинский район" норма предоставления площади жилищного фонда муниципального образования "Каракулинский район" установлена не менее 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 4 Закона УР "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства.

Как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающийся в получении жилого помещения ФИО2, мать которой умерла, отец отсутствует, состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ согласно постановлению главы администрации Каракулинского района. В нарушение действующего законодательства ФИО2 по окончанию пребывания в государственном учреждении –ГОУ НПО «ПУ №» жилого помещения по договору социального найма вне очереди длительное время предоставлено не было. Решением уполномоченного органа она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения по Каракулинскому району УР, однако до настоящего времени жилье ей реально не предоставлено, чем нарушено право последней на внеочередное предоставление жилого помещения. Таким образом, ФИО2 вправе претендовать на жилое помещение размером не менее 15 кв. м общей площади вне очереди по договору социального найма на территории муниципального образования «Каракулинский район» УР.

Суд не принимает доводы представителя ответчика о том, что все необходимые меры по обеспечению ФИО2 жильем Администрацией МО «Каракулинский район» приняты, однако жилье ей не предоставлено из-за недостаточного финансирования, как не имеющие правового значения поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, а вышеприведенные доводы ответчика не основаны на законе.

Право истицы на предоставление ей жилья вне очереди как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, еще не реализовано, и отказ в удовлетворении иска может повлечь неблагоприятные последствия для истицы, а в случае отказа ответчика от выполнения своих обязательств, а возможности повторно обратиться с иском в суд у истицы уже не будет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Прокурора Каракулинского района УР удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Каракулинский район» УР предоставить ФИО2 вне очереди жилое помещение на условиях социального найма, общей площадью не менее 15 кв.м., в доме капитального типа, отвечающего санитарным и техническим требованиям, расположенном на территории Каракулинского района УР.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня его вынесения через Каракулинский районный суд.

Судья И.В. Чистяков