Дело №2-80/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2011 года с. Каракулино
Каракулинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Чистякова И.В., при секретаре ФИО2, с участием заместителя прокурора Мальцева А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Каракулинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Каракулинский район» о признании незаконным бездействия по размещению в сети Интернет обязательной информации об органе местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каракулинского района Удмуртской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Каракулинский район» (далее по тексту – администрация района) о признании незаконным бездействия по размещению в сети Интернет обязательной информации об органе местного самоуправления. В обоснование своих требований указал, что в ходе проведения проверки исполнения администрацией района требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления выявлены нарушения Федерального закона №8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В частности, на сайте администрации района, созданном на основании распоряжения главы Администрации Каракулинского района от ДД.ММ.ГГГГ №, отсутствует обязательная информация: муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления (размещен лишь Устав муниципального образования «Каракулинский район»); тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности; информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления; тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления; перечень образовательных учреждений, подведомственных органу местного самоуправления, с указанием почтовых адресов образовательных учреждений и номеров телефонов. Разделы сайта: об административных регламентах, стандартах государственных и муниципальных услуг; об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах; о статистических данных и показателях, характеризующих состояние и динамику развития социальной сферы жизнедеятельности; об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; об условиях и результатах конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, находятся в разработке и не имеют соответствующей информации. Отсутствуют обзоры обращений граждан и организаций, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах. Выявленное бездействие администрации района нарушает права неопределенного круга лиц на доступ к информации о деятельности органа местного самоуправления. Поэтому прокурор просит обязать администрацию совершить действия по размещению на официальном сайте администрации района всей вышеперечисленной информации.
В судебном заседании заместитель прокурора поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Администрации Каракулинского района ФИО4, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснив, что действительно официальный сайт администрации не безупречен и требует работы, однако, закон не обязывает осуществлять информирование населения о деятельности органов местного самоуправления посредством размещения информации в сети Интернет. Доступность информации о деятельности органов местного самоуправления населению в настоящее время обеспечивается другими способами, предоставленными законодателем.
Суд, заслушав заместителя прокурора, представителя органа, чье бездействие обжалуется, исследовав представленные письменные доказательства, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 21, 26 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и их должностными лицами.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч.2 ст.24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иного не предусмотрено законом.
В силу ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. Не может быть ограничен доступ к:
1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
2) информации о состоянии окружающей среды;
3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Из ст.9 Федерального закон от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» следует, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.
В ст.6 вышеуказанного закона определены основные способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет.
В ст.13 определен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет в который включены:
- информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе:
а) муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
б) тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;
в) информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;
г) административные регламенты, стандарты муниципальных услуг;
д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;
е) порядок обжалования муниципальных правовых актов;
- информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления;
- информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
- информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
- тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления;
- статистическая информация о деятельности органа местного самоуправления, в том числе:
а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления;
б) сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;
в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе:
а) порядок поступления граждан на муниципальную службу;
б) сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;
в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления;
е) перечень образовательных учреждений, подведомственных органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;
- информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления.
Учитывая вышеизложенные нормы Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федерального закон от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» суд находит доводы представителя администрации района об отсутствии обязанности у органа местного самоуправления осуществлять информирование населения о деятельности органов местного самоуправления посредством размещения информации в сети Интернет не состоятельными т.к системное толкование ч. 1 и 2 ст. 13 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» позволяет, по мнению суда, прийти к однозначному выводу: конкретные сведения из перечня, приведенного в ч. 1 ст. 13, являются обязательными для размещения в сети Интернет, если они применимы к деятельности данного государственного органа, органа местного самоуправления.
Вместе с тем, в судебном заседании из имеющихся материалов дела установлено, что на сайте администрации района, созданном на основании распоряжения главы Администрации Каракулинского района от ДД.ММ.ГГГГ №, отсутствует следующая информация: муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления (размещен лишь Устав муниципального образования «Каракулинский район»); тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности; информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления; тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления; перечень образовательных учреждений, подведомственных органу местного самоуправления, с указанием почтовых адресов образовательных учреждений и номеров телефонов. Разделы сайта: об административных регламентах, стандартах государственных и муниципальных услуг; об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах; о статистических данных и показателях, характеризующих состояние и динамику развития социальной сферы жизнедеятельности; об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; об условиях и результатах конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, находятся в разработке и не имеют соответствующей информации. Отсутствуют обзоры обращений граждан и организаций, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Представителем администрации сведений о том, что вышеуказанная информация размещена на официальном сайте администрации района в суд не предоставлено; факт того, что информация на сайте не размещена, им не оспаривается.
Таким образом, суд находит, что заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в целях предупреждения нарушения прав граждан, поскольку неисполнение органом местного самоуправления обязанности по размещению информации о своей деятельности препятствует осуществлению прав граждан на получение доступа к такой информации. В связи с чем, необходимо обязать Администрацию муниципального образования «Каракулинский район» устранить в полном объеме допущенное нарушение права неопределенного круга лиц.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Каракулинского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Каракулинский район» выразившееся в не размещении на официальном сайте Администрации Каракулинского района в сети Интернет обязательной информации.
Обязать Администрацию муниципального образования «Каракулинский район» совершить действия по размещению на официальном сайте Администрации Каракулинского района в сети Интернет (karakulino.udmurt.ru) следующей информации:
1) о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления:
- муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
- тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;
- административные регламенты, стандарты муниципальных услуг;
2) об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах;
3) о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности;
4) о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
5) текстов официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления;
6) статистической информации о деятельности органа местного самоуправления:
- статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления;
- сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;
7) о кадровом обеспечении органа местного самоуправления:
- условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
- перечень образовательных учреждений, подведомственных органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;
8) о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления:
- обзоры обращений граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Каракулинский районный суд УР.
Решение изготовлено в окончательной форме 29 марта 2011 года.
Судья И.В.Чистяков