Дело №2-73/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2011 года с. Каракулино
Каракулинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Чистякова И.В., с участием прокурора Вологдиной Т.В., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Каракулинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Малокалмашинское» Каракулинского района о признании незаконным бездействия по постановке на учет как бесхозяйных гидротехнических сооружений (плотин) находящихся на территории муниципального образования и об обязании совершить действия по постановке на учет данных сооружений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каракулинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с заявлением в суд о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Малокалмашинское», выразившегося в не постановке на учет как бесхозяйного имущества гидротехнических сооружений (плотин), находящихся на территории данного муниципального образования, а именно, плотины на Калмашинском пруду и пруду на р. Поповка.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении и пояснил, что на территории муниципального образования «Малокалмашинское» имеется два бесхозяйных гидротехнических сооружения: плотина на Калмашинском пруду, находящаяся в предаварийном состоянии, и плотина на пруду р. Поповка, находящаяся в работоспособном состоянии. Данные бесхозяйные гидротехнические сооружения в соответствии со ст.225 ГК РФ должны быть приняты на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного в регистрирующий орган, является орган местного самоуправления. Иные органы данным правом не обладают, поэтому органы местного самоуправления обязаны принимать соответствующие меры. Отсутствие собственника гидротехнических сооружений и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружений, организации их эксплуатации. В связи с тем, что гидротехнические сооружения являются объектами повышенной опасности, бездействие администрации может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации и, соответственно, причинение вреда жизни и здоровью граждан, ущерба их имуществу, а также ущерба окружающей среде.
Представитель администрации муниципального образования «Малокалмашинское», извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений против заявленных требований суду не представил.
На основании ст.257 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя органа, чье бездействие обжалуется.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Западно-Уральского управления Ростехнадзора, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
На основании ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав представленные письменные доказательства, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 21, 26 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и их должностными лицами.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор Каракулинского района действуя в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования «Малокалмашинское», имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.
Согласно подпунктами 8, 23 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения обеспечивается населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления. Ст.34 Устава муниципального образования «Малокалмашинское», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Малокалмашинское» от ДД.ММ.ГГГГ №, вышеуказанные полномочия отнесены к компетенции администрации муниципального образования «Малокалмашинское».
Как установлено в судебном заседании на территории муниципального образования «Малокалмашинское» имеются объекты повышенной опасности – гидротехнические сооружения: плотина на Малокалмашинском пруду, находящаяся в предаварийном состоянии, и плотина на пруду р.Поповка, находящаяся в работоспособном состоянии.
В соответствии со ст. ст. 3 и 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
По информации Администрации Каракулинского района, администрации муниципального образования «Малокалмашинское», Каракулинского отделения ГУП «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» данные гидротехнические сооружения не имеют собственника, то есть в силу ч.1 ст.225 ГК РФ являются бесхозяйными. Поэтому указанные в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнических сооружений, представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
Поскольку гидротехнические сооружения расположены в административных границах муниципального образования «Малокалмашинское», не обращение администрации муниципального образования «Малокалмашинское» в орган, осуществляющий регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п.3 ст.225 ГК РФ, согласно которому бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Таким образом, суд приходит к выводу, что, в судебном заседании требования прокурора нашли свое подтверждение, а бездействие администрации муниципального образования, к компетенции которого действующее законодательство относит решение вопросов, связанных с организацией мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей муниципального образования «Малокалмашинское» и других граждан, чем нарушаются предусмотренные ст.41 Конституции РФ права и интересы граждан на охрану жизни и здоровья, а также может повлечь причинение ущерба имуществу граждан и окружающей среде.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.254-258 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Каракулинского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Малокалмашинское» Каракулинского района Удмуртской Республики выразившееся в не постановке на учет как бесхозяйного гидротехнических сооружений (плотин) находящихся на территории муниципального образования.
Обязать администрацию муниципального образования «Малокалмашинское» Каракулинского района Удмуртской Республики совершить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества – плотины, расположенной на Калмашинском пруду, и плотины на пруду р.Поповка, расположенных на территории муниципального образования «Малокалмашинское», не имеющих собственника, путем подачи заявления и необходимых документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Каракулинский районный суд УР.
Решение изготовлено в окончательной форме 22 марта 2011 года.
Судья И.В.Чистяков