Дело №2-74/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2011 года с.Каракулино
Каракулинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Чистякова И.В., с участием прокурора Вологдиной Т.В., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Каракулинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Пинязьское» Каракулинского района о признании незаконным бездействия по постановке на учет как бесхозяйного гидротехнического сооружения (плотины) находящейся на территории муниципального образования и об обязании совершить действия по постановке на учет данного сооружения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каракулинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с заявлением в суд о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Пинязьское», выразившегося в не постановке на учет как бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения (плотины), находящейся на территории данного муниципального образования, а именно, плотины на Пинязьском пруду.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении и пояснил, что на территории муниципального образования «Пинязьское» имеется бесхозяйное гидротехническое сооружение – плотина на Пинязьском пруду, находящаяся в предаварийном состоянии. Данное бесхозяйное гидротехническое сооружение в соответствии со ст.225 ГК РФ должно быть принято на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного в регистрирующий орган, является орган местного самоуправления. Иные органы данным правом не обладают, поэтому органы местного самоуправления обязаны принимать соответствующие меры. Отсутствие собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. В связи с тем, что гидротехническое сооружение являются объектом повышенной опасности, бездействие администрации может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации и, соответственно, причинение вреда жизни и здоровью граждан, ущерба их имуществу, а также ущерба окружающей среде.
Глава муниципального образования «Пинязьское» ФИО3, в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснив, что Пинязьский пруд возводился на средства СПК «*», поэтому гидротехническое сооружение не является бесхозяйным. Документально право собственности на пруд не зарегистрировано.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Западно-Уральского управления Ростехнадзора, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
На основании ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Выслушав объяснения прокурора, главы муниципального образования «Пинязьское», исследовав представленные письменные доказательства, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 21, 26 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и их должностными лицами.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор Каракулинского района действуя в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования «Пинязьское», имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.
Согласно подпунктами 8, 23 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения обеспечивается населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления. Ст.34 Устава муниципального образования «Пинязьское», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Пинязьское» от ДД.ММ.ГГГГ №, вышеуказанные полномочия отнесены к компетенции администрации муниципального образования «Пинязьское».
Как установлено в судебном заседании на территории муниципального образования «Пинязьское» имеется объект повышенной опасности – гидротехническое сооружение - плотина на Пинязьском пруду, находящаяся в предаварийном состоянии, что подтверждается актом, составленным представителем АУ «Управление Минприроды УР» от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. ст. 3 и 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
По информации Администрации Каракулинского района, Каракулинского отделения ГУП «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» данные гидротехнические сооружения не имеют собственника, то есть в силу ч.1 ст.225 ГК РФ являются бесхозяйными.
К доводам главы администрации муниципального образования «Пинязьское» о том, что гидротехническое сооружение не является бесхозяйным, а его собственником является СПК «*» суд относится критически, поскольку, документов, подтверждающих право собственности СПК «*» на объект недвижимости суду не представлено. Представленные инвентарная карточка №, № учета основных средств колхоза «*», учетная карточка водохозяйственного объекта – пруд – «Пинязевский» не являются правоустанавливающими документами.
Учитывая, что имущество является бесхозяйным, указанные в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
Поскольку гидротехническое сооружение расположено в административных границах муниципального образования «Пинязьское», не обращение администрации муниципального образования «Пинязьское» в орган, осуществляющий регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п.3 ст.225 ГК РФ, согласно которому бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Таким образом, суд приходит к выводу, что, в судебном заседании требования прокурора нашли свое подтверждение, а бездействие администрации муниципального образования, к компетенции которого действующее законодательство относит решение вопросов, связанных с организацией мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей муниципального образования «Пинязьское» и других граждан, чем нарушаются предусмотренные ст.41 Конституции РФ права и интересы граждан на охрану жизни и здоровья, а также может повлечь причинение ущерба имуществу граждан и окружающей среде.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.254-258 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Каракулинского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Пинязьское» Каракулинского района Удмуртской Республики выразившееся в не постановке на учет как бесхозяйного гидротехнического сооружения (плотины) находящейся на территории муниципального образования.
Обязать администрацию муниципального образования «Пинязьское» Каракулинского района Удмуртской Республики совершить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества – плотины, расположенной на Пинязьском пруду на территории муниципального образования «Пинязьское», не имеющего собственника, путем подачи заявления и необходимых документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Каракулинский районный суд УР.
Решение изготовлено в окончательной форме 22 марта 2011 года.
Судья И.В.Чистяков