О понуждении к выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности



Дело №2-251/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 апреля 2012 года г.Сарапул

Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Чистякова И.В., при секретаре Прокопьевой Т.А., с участием помощника прокурора Вебер А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сарапульского района к муниципальному образованию «Сарапульский район», Управлению образования администрации муниципального образования «Сарапульский район», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Шевыряловская основная общеобразовательная школа» о понуждении к выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сарапульского района УР обратился с заявлением в порядке ст.45 ГПК в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Шевыряловская основная общеобразовательная школа», муниципальному образованию «Сарапульский район» и Управлению образования администрации муниципального образования «Сарапульский район» о понуждении к выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения, в котором указал, что прокуратурой Сарапульского района проведена проверка образовательных учреждений района на предмет исполнения ими законодательства об антитеррористической защищенности. В ходе проведенной проверки выявлено ненадлежащее состояние антитеррористической защищенности в МБОУ «Шевыряловская основная общеобразовательная школа», а именно, отсутствует ограждение по всему периметру образовательного учреждения, что делает возможным въезд и парковку вблизи него постороннего транспорта. Тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасные условия пребывания в образовательном учреждении. В соответствии с Уставом образовательного учреждения его учредителем является муниципальное образование «Сарапульский район». Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения от имени муниципального образования осуществляет Управление образования администрации муниципального образования «Сарапульский район». Собственником имущества школы является муниципальное образование «Сарапульский район». Источником формирования финансовых ресурсов школы являются в том числе средства бюджета муниципального образования «Сарапульский район». В связи с чем, заявитель просит обязать муниципальное образование «Сарапульский район», Управление образования администрации муниципального образования «Сарапульский район» обеспечить финансирование мероприятий по восстановлению ограждения МБОУ «Шевыряловская основная общеобразовательная школа», а МБОУ «Шевыряловская основная общеобразовательная школа» провести мероприятия по восстановлению ограждения по периметру образовательного учреждения, отвечающие требованиям Сан ПиН 2.4.2.2821-10.

В судебном заседании помощник прокурора Вебер А.О. поддержала требования, изложенные в заявлении и просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении, указав, что бездействием ответчиков нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.

Представитель МБОУ «Шевыряловская основная общеобразовательная школа» - директор школы Юсупова А.А. требования прокурора признала указав, что, на устранение нарушений у них нет средств, при финансировании они будут сразу же устранены. Смета составлена.

Представитель муниципального образования «Сарапульский район» извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений относительно заявленных требований прокурора не представил. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено без его участия.

Представитель Управления образования администрации муниципального образования «Сарапульский район» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия. Возражений относительно заявленных требований прокурора не представил.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора по следующим основаниям:

Частью 3 статьи 32 Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» установлено, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Согласно ст.51 указанного Закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В соответствии со статьей 2 Федерального Закона от 06.03.2006 г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.

В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма. К числу мер по противодействию терроризма и экстремизма относится создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. №537 одной из стратегических целей обеспечения национальной безопасности является защита основных прав и свобод человека и гражданина. В Стратегии отмечается, что в целях обеспечения национальной безопасности борьба с терроризмом должна осуществляться на основе постоянного совершенствования мероприятий по предупреждению, пресечению преступлений террористического характера.

Антитеррористическая безопасность образовательного учреждения обеспечивается техническими и организационными мерами, которые включают в себя в том числе ограничение прохода на территорию образовательного учреждения.

Обязанность оборудования ограждения территории образовательного учреждения до 01.09.2011 г. была установлена п.2.2.3 Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2002 N 44, согласно которому территория участка образовательного учреждения ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями. С 1 сентября 2011 г. введены в действие новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в п.3.1. которых также закреплено, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.

Между тем, в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, не оспаривается ответчиками, и подтверждается материалами дела, что по всему периметру территории МБОУ «Шевыряловская основная общеобразовательная школа» отсутствует ограждение.

Суд находит, что выявленное нарушение безусловно, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в школе, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории школы, что свидетельствует о не надлежащей защите учреждения как от террористических проявлений, так и от совершения преступлений и правонарушений на территории школы, тем самым нарушаются требования Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» и Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-Ф3 «О противодействии терроризму». Поэтому суд приходит к выводу о том, что имеются основания для возложения на МБОУ «Шевыряловская основная общеобразовательная школа» обязанностей по проведению мероприятий по восстановлению ограждения по периметру образовательного учреждения, отвечающего требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 в целях предотвращения возникновения угрозы жизни и здоровью детей, а также работников учреждения, от любых посягательств со стороны третьих лиц.

Из объяснений представителя ответчика МБОУ «Шевыряловская основная общеобразовательная школа» установлено, что ограждение территории школы отсутствует по причине отсутствия финансовых средств.

В соответствии со ст.32, 39 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения самостоятельны в осуществлении образовательного процесса, финансовой, хозяйственной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции.

В силу п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно п.4 ч.1 ст.31 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Кроме того, в силу п.6.1. ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в соответствии с федеральным законодательством в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Шевыряловская основная общеобразовательная школа», утвержденного приказом Управления образования администрации муниципального образования «Сарапульский район» от 21.11.2011 г. №262, учредителем учреждения является муниципальное образование «Сарапульский район». Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени муниципального образования «Сарапульский район» осуществляет Управление образования администрации муниципального образования «Сарапульский район». Согласно п.4.5 Устава источником формирования финансовых ресурсов школы являются в том числе средства бюджета муниципального образования «Сарапульский район».

Согласно п.2.4.10 Положения об Управлении образования администрации муниципального образования «Сарапульский район», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Сарапульский район» №449/1 от 30.11.2011 г., Управление осуществляет контроль за содержанием зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройством прилегающих к ним территорий, а в соответствии с п.2.4.11 Положения – осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя (распределителя) и администратора бюджетных средств, распределяет в установленном порядке средства бюджета на финансирование деятельности образовательных учреждений.

Таким образом, муниципальное образование «Сарапульский район», обязанное в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма, а также являющееся учредителем бюджетного учреждения, и Управление образования администрации муниципального образования «Сарапульский район», осуществляющее от имени муниципального образования полномочия учредителя, в целях создания безопасных условий нахождения детей в образовательном учреждении обязаны обеспечить финансирование мероприятий по восстановлению ограждения школы.

При этом действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В силу ст.139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Статьей 12 ГК РФ определено, что одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурору представлено право на обращение в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований.

Таким образом, на основании изложенного суд приходит к выводу о законности требований прокурора и необходимости удовлетворения его требований, основанных на законе.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, подп. 8 п.1 ст.333.20 НК РФ с ответчика МБОУ «Шевыряловская основная общеобразовательная школа», не освобожденного от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию в размере 200 рублей, от уплаты которой по делам в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц прокурор освобожден на основании подп. 9 п.1 ст.333.36 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Сарапульского района удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шевыряловская основная общеобразовательная школа» провести мероприятия по восстановлению ограждения по периметру образовательного учреждения отвечающее требованиям САНПин 2.4.2.2821-10.

Обязать муниципальное образование «Сарапульский район», Управление образования администрации муниципального образования «Сарапульский район» обеспечить финансирование мероприятий по восстановлению ограждения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шевыряловская основная общеобразовательная школа»

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шевыряловская основная общеобразовательная школа» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Сарапульский районный суд УР.

Решение изготовлено в окончательной форме 2 мая 2012 года.

Судья И.В.Чистяков