Дело №2-226/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2012 года с.Каракулино
Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Чистякова И.В., при секретаре Прокопьевой Т.А., с участием помощника прокурора Короткова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каракулинского района к администрации муниципального образования «Каракулинский район» о понуждении к совершению действий по оснащению зданий образовательных учреждений приборами учета холодного водоснабжения и тепловой энергии
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каракулинского района, действуя в интересах муниципального образования «Каракулинский район» и неопределенного круга лиц, обратился с иском к администрации муниципального образования «Каракулинский район» об обязании совершить действия по оснащению приборами учета холодного водоснабжения и тепловой энергии задний образовательных учреждений. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Каракулинского района в соответствии с Решением коллегии прокуратуры УР от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования «Каракулинский район» законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. По результатам проверки установлено, что принадлежащие администрации муниципального образования «Каракулинский район» на праве собственности здания образовательных учреждений, а именно: МБДОУ «Каракулинский детский сад №1», МБДОУ «Каракулинский детский сад №2», МБОУ «Каракулинская СОШ», МБДОУ «Арзамасцевский детский сад», МБОУ «Арзамасцевская СОШ», МБДОУ «Боярский детский сад», МБОУ «Ныргындинская СОШ», МБДОУ «Ныргындинский детский сад», МБОУ «Галановская СОШ», МБДОУ «Галановский детский сад», МБОУ «Чегандинская СОШ», МБДОУ «Чегандинский детский сад», МКОУДДСИДОБПР «Каракулинская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида», МБОУ «Малокалмашинская СОШ», МБОУ «Быргындинская СОШ», МБОУ «Вятская ООШ», МКОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Колесниковская начальная школа - детский сад», МБОУ «Кулюшевская СОШ», МБОУ «Пинязьская ООШ» не оснащены приборами учета тепловой энергии и холодного водоснабжения при имеющейся при этом потребности, чем нарушаются требования федерального законодательства об энергосбережении, а также интересы бюджетных учреждений района в лице муниципального образования «Каракулинский район», поскольку экономия бюджетных средств, полученная в результате использования приборов учета энергоресурсов может быть использована для обеспечения выполнения функций соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда. Кроме того, указанные обстоятельства противоречат принципам государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в частности, принципу эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, что ведет к созданию неблагоприятных экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов, а также к нарушению права работников муниципальных образовательных учреждений, в зданиях которых отсутствуют приборы учета, на повышение заработной платы за счет экономии средств. Поэтому прокурор просит суд обязать администрацию муниципального образования «Каракулинский район» совершить действия по обеспечению зданий образовательных учреждений приборами учета холодного водоснабжения в срок до ДД.ММ.ГГГГ и приборами учета тепловой энергии в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал требования по доводам, указанным в заявлении, дополнительно указав, что в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» оснащение зданий образовательных учреждений приборами учета используемых воды и тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию должны были быть завешены до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель администрации муниципального образования «Каракулинский район» Соколова Н.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании подтвердила, что по причине отсутствия финансовых средств действительно приборы учета холодной воды и тепловой энергии в зданиях образовательных учреждений не установлены, за исключением здания МОУ «Пинязьская ООШ», в котором установлен прибор учета холодного водоснабжения. Против удовлетворения требований прокурора не возражала. Но просила установить срок по оснащению зданий счетчиками тепловой энергии до августа 2014 года.
Представители третьих лиц - МБДОУ «Каракулинский детский сад №1», МБДОУ «Каракулинский детский сад №2», МБОУ «Каракулинская СОШ», МБДОУ «Арзамасцевский детский сад», МБОУ «Арзамасцевская СОШ», МБДОУ «Боярский детский сад», МБОУ «Ныргындинская СОШ», МБДОУ «Ныргындинский детский сад», МБОУ «Галановская СОШ», МБДОУ «Галановский детский сад», МБОУ «Чегандинская СОШ», МБДОУ «Чегандинский детский сад», МКОУДДСИДОБПР «Каракулинская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида», МБОУ «Малокалмашинская СОШ», МБОУ «Быргындинская СОШ», МБОУ «Вятская ООШ», МКОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Колесниковская начальная школа - детский сад», МБОУ «Кулюшевская СОШ», МБОУ «Пинязьская ООШ» в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не известили. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Выслушав объяснения помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ст.2 указанного закона под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).
В соответствии с ч.1 ст.13 указанного закона производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
В соответствии с ч.4 ст.13 указанного закона до ДД.ММ.ГГГГ собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В силу ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст.125 ГК РФ.
В силу п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно п.3 ст.35 Устава муниципального образования «Каракулинский район» к полномочиям администрации района относятся управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии с порядком, определенным Районным Советом депутатов.
Согласно п.2 ст.47 Устава муниципального образования «Каракулинский район» администрация района осуществляет права собственника муниципального имущества в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, утверждаемым Районным Советом депутатов.
В судебном заседании на основании выписок из реестра объектов муниципальной собственности Каракулинского района, выданных отделом по управлению собственностью (имуществом) администрации Каракулинского района, и свидетельств о государственной регистрации права, установлено, что здания МБДОУ «Каракулинский детский сад №1», МБДОУ «Каракулинский детский сад №2», МБОУ «Каракулинская СОШ», МБДОУ «Арзамасцевский детский сад», МБОУ «Арзамасцевская СОШ», МБДОУ «Боярский детский сад», МБОУ «Ныргындинская СОШ», МБДОУ «Ныргындинский детский сад», МБОУ «Галановская СОШ», МБДОУ «Галановский детский сад», МБОУ «Чегандинская СОШ», МБДОУ «Чегандинский детский сад», МКОУДДСИДОБПР «Каракулинская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида», МБОУ «Малокалмашинская СОШ», МБОУ «Быргындинская СОШ», МБОУ «Вятская ООШ», МКОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Колесниковская начальная школа - детский сад», МБОУ «Кулюшевская СОШ», МБОУ «Пинязьская ООШ» являются муниципальной собственностью (л.д.23-46).
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм здания не оснащены приборами учета холодного водоснабжения и тепловой энергии.
Так, из письма главы администрации Каракулинского района УР от ДД.ММ.ГГГГ №, направленного в адрес прокуратуры Каракулинского района, следует, что постановлением администрации Каракулинского района № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования «Каракулинский район Удмуртской Республики на 2010-2014 годы» и целевые индикаторы до 2020 года.
Согласно прилагаемых к письму сведений о фактическом и требуемом количестве узлов учета по видам энергоресурсов необходимых для установки в организациях и учреждениях, расположенных на территории муниципального образования по Управлению народного образования администрации Каракулинского района имеется потребность в установлении 25 приборов учета тепловой энергии в следующих образовательных учреждениях: МБДОУ «Каракулинский детский сад №1», МБДОУ «Каракулинский детский сад №2», МБОУ «Каракулинская СОШ», МБДОУ «Арзамасцевский детский сад», МБОУ «Арзамасцевская СОШ», МБОУ «Ныргындинская СОШ», МБДОУ «Ныргындинский детский сад», МБОУ «Галановская СОШ», МБДОУ «Галановский детский сад», МБОУ «Чегандинская СОШ», МБДОУ «Чегандинский детский сад», МКОУДДСИДОБПР «Каракулинская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида», МБОУ «Малокалмашинская СОШ», МБОУ «Быргындинская СОШ», МБОУ «Вятская ООШ», МКОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Колесниковская начальная школа - детский сад», МБОУ «Кулюшевская СОШ», МБОУ «Пинязьская ООШ». Из общей потребности установлено – 0, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ – 0.
Также имеется потребность в установлении 26 приборов учета холодного водоснабжения в следующих образовательных учреждениях: МБДОУ «Каракулинский детский сад №1», МБДОУ «Каракулинский детский сад №2», МБОУ «Каракулинская СОШ», МБДОУ «Арзамасцевский детский сад», МБОУ «Арзамасцевская СОШ», МБДОУ «Боярский детский сад», МБОУ «Ныргындинская СОШ», МБДОУ «Ныргындинский детский сад», МБОУ «Галановская СОШ», МБДОУ «Галановский детский сад», МБОУ «Чегандинская СОШ», МБДОУ «Чегандинский детский сад», МБОУ «Малокалмашинская СОШ», МБОУ «Быргындинская СОШ», МБОУ «Вятская ООШ», МКОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Колесниковская начальная школа - детский сад», МБОУ «Кулюшевская СОШ», МБОУ «Пинязьская ООШ». Установлены приборы учета холодной воды только в МКОУДДСИДОБПР «Каракулинская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида».
Из письма главы администрации Каракулинского района УР от ДД.ММ.ГГГГ №, направленного в адрес прокуратуры Каракулинского района, следует, что бюджетные учреждения муниципального образования «Каракулинский район» не оснащены приборами учета тепловой энергии при потребности в 53. Приборов учета холодного водоснабжения установлено в бюджетных учреждениях муниципального образования «Каракулинский район» 7 из потребности в 65.
Администрацией муниципального образования «Каракулинский район» в Министерство промышленности и энергетики направлялась заявка на участие в отборе муниципальных образований Удмуртской Республики на получение субсидий из федерального бюджета на реализацию муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, на что получен ответ об отказе участия муниципальному образованию «Каракулинский район» в отборе заявок на право получения субсидии.
Из письма Министерства промышленности и энергетики Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что муниципальному образованию «Каракулинский район» отказано участвовать в отборе заявок на право получения субсидии на реализацию мероприятий муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в 2011 г. на основании п.10 Положения о порядке предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на реализацию мероприятий муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденного постановлением Правительства УР № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с предоставлением неполного пакета документов. А именно, в соответствии с п.8 указанного Положения, обязательным условием участия муниципального образования в отборе на получение субсидии является наличие выписки из решения о бюджете, подтверждающей наличие бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства на реализацию муниципальной программы в текущем финансовом году. В заявке муниципального образования «Каракулинский район» (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ) отсутствует информация о выписке из решения о бюджете муниципального образования, подтверждающая направление средств муниципального образования на проведение энергосберегающих мероприятий.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что администрация муниципального образования «Каракулинский район» осуществляющая полномочия собственника в отношении зданий образовательных учреждений, находящихся в муниципальной собственности, была обязана в силу закона до ДД.ММ.ГГГГ завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды и тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, однако до настоящего времени приборы учета в указанных в иске зданиях не установлены, доказательств обратного суду не предоставлено.
Вместе с тем, суд считает, что не оснащенность администрацией муниципального образования «Каракулинский район» указанных учреждений противоречит принципам государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, что ведет к созданию неблагоприятных экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов, а также к нарушению прав работников, предусмотренных ч.3 ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поэтому суд приходит к выводу о законности требований прокурора и необходимости их удовлетворения в полном объеме.
При определении срока, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения, суд, учитывая сложность организации и объем работ, необходимых для устранения выявленных нарушений, финансовые затраты, а также мнения прокурора и представителя ответчика, считает достаточным установить срок для оснащения зданий приборами учета холодной воды до ДД.ММ.ГГГГ, приборами учета тепловой энергии – до ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Каракулинский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать приборами учета холодного водоснабжения здания:
- МБДОУ «Каракулинский детский сад №1», находящееся по адресу: ***;
- МБДОУ «Каракулинский детский сад №2», находящееся по адресу: ***;
- МБОУ «Каракулинская СОШ», находящееся по адресу: ***;
- МБДОУ «Арзамасцевский детский сад», находящееся по адресу:***;
- МБОУ «Арзамасцевская СОШ», находящееся по адресу:***;
- МБДОУ «Боярский детский сад», находящееся по адресу:***;
- МБОУ «Ныргындинская СОШ», находящееся по адресу:***;
- МБДОУ «Ныргындинский детский сад», находящееся по адресу:***;
- МБОУ «Галановская СОШ», находящееся по адресу:***;
- МБДОУ «Галановский детский сад», находящееся по адресу:***;
- МБОУ «Чегандинская СОШ», находящееся по адресу:***;
- МБДОУ «Чегандинский детский сад», находящееся по адресу:***;
- МБОУ «Малокалмашинская СОШ», находящееся по адресу:***;
- МБОУ «Быргындинская СОШ», находящееся по адресу:***;
- МБОУ «Вятская ООШ», находящееся по адресу:***;
- МКОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Колесниковская начальная школа – детский сад», находящееся по адресу:***;
- МБОУ «Кулюшевская СОШ», находящееся по адресу:***;
- МБОУ «Пинязьская ООШ», находящееся по адресу:***, а также ввести данные приборы учета в эксплуатацию.
Обязать администрацию муниципального образования «Каракулинский район» в срок до 1 августа 2013 года оборудовать приборами учета тепловой энергии здания:
- МБДОУ «Каракулинский детский сад №1», находящееся по адресу:***;
- МБДОУ «Каракулинский детский сад №2», находящееся по адресу:***;
- МБОУ «Каракулинская СОШ», находящееся по адресу:***;
- МБДОУ «Арзамасцевский детский сад», находящееся по адресу:***;
- МБОУ «Арзамасцевская СОШ», находящееся по адресу:***;
- МБОУ «Ныргындинская СОШ», находящееся по адресу:***;
- МБДОУ «Ныргындинский детский сад», находящееся по адресу:***;
- МБОУ «Галановская СОШ», находящееся по адресу:***;
- МБДОУ «Галановский детский сад», находящееся по адресу:***;
- МБОУ «Чегандинская СОШ», находящееся по адресу,***;
- МБДОУ «Чегандинский детский сад», находящееся по адресу:***;
- МКОУДДСИДОБПР «Каракулинская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида», находящееся по адресу:***;
- МБОУ «Малокалмашинская СОШ», находящееся по адресу:***;
- МБОУ «Быргындинская СОШ», находящееся по адресу:***;
- МБОУ «Вятская ООШ», находящееся по адресу:***;
- МКОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Колесниковская начальная школа – детский сад», находящееся по адресу: ***;
- МБОУ «Кулюшевская СОШ», находящееся по адресу:***;
- МБОУ «Пинязьская ООШ», находящееся по адресу:***, а также ввести данные приборы учета в эксплуатацию.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Сарапульский районный суд УР.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.В.Чистяков