О признании бездействия незаконным по содержанию дорог в границах населенного пункта



Дело №2-245/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 апреля 2012 года г.Сарапул

Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Чистякова И.В., при секретаре Прокопьевой Т.А., с участием помощника прокурора Вебер А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сарапульского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Мазунинское» в сфере дорожной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сарапульского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с заявлением в суд о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Мазунинское», выразившегося в непринятии мер по надлежащему содержанию местных автомобильных дорог в границах населенного пункта с.Мазунино Сарапульского района по которым проходит школьный маршрут «с.Мазунино – д.Соколовка». В частности, на данном маршруте отсутствуют необходимые дорожные знаки. Так, на перекрестках ул.Советская и ул.Красноармейская длительное время отсутствуют знаки 2.4. «Уступите дорогу», 2.1. «Главная дорога», 8.13. «Направление главной дороги», 3.24. «Ограничение максимальной скорости» необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения. Кроме того, отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» на ул. Красноармейская в месте примыкания разворотно – посадочной площадки для школьников. Таким образом, указанная автодорога по которой проходит школьный автобусный маршрут не соответствует пункту 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» согласно которому автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. В нарушение Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержание указанных участков дорог, расположенных на территории муниципального образования «Мазунинское» администрация муниципального образования «Мазунинское» не обеспечивает безопасность дорожного движения, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, пользующихся данными участками автодорог. Администрация муниципального образования «Мазунинское» не обеспечивает безопасность дорожного движения, не принимает мер по решению вопросов надлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования в границах поселения, в связи с чем, прокурор просит суд обязать администрацию муниципального образования «Мазунинское» устранить выявленные нарушения в полном объеме в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении.

Глава муниципального образования «Мазунинское» Шергина М.Л., представляющая интересы администрации муниципального образования «Мазунинское» в соответствии с Уставом муниципального образования «Мазунинское», требования прокурора признала. Дополнительно пояснила, что в ноябре 2011 года администрацией муниципального образования «Мазунинское» приняты от администрации муниципального образования «Сарапульский район» дорожные знаки в количестве 13 штук, требуется их установка. Договор на установку дорожных знаков будет заключен с ООО «Сарапульское дорожное предприятие» и до 15 мая 2012 года они будут установлены.

Выслушав объяснения помощника прокурора, главы муниципального образования «Мазунинское», исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 21, 26 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и их должностными лицами.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор Сарапульского района действуя в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования «Мазунинское», имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.

В силу ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, соответствовать техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставу муниципального образования «Мазунинское» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу требований ст.ст. 5, 6 Федерального закона 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к муниципальной собственности относятся автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно п.6 ч.1 ст.13 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В п.6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно ст.17 указанного закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В соответствии с п.п.15-16 раздела 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года №160 в состав мероприятий по содержанию автомобильных дорог входят разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, а также работы по установке недостающих дорожных знаков и т.д.

Необходимость установки дорожных знаков на дорогах местного значения администрацией муниципального образования «Мазунинское» признается, что подтверждено главой муниципального образования «Мазунинское» в судебном заседании.

Однако о бездействии по содержанию дорог свидетельствуют результаты проведенной прокуратурой Сарапульского района проверки, в ходе которой выявлено, что в с.Мазунино Сарапульского района на ул.Советская и Ул.Красноармейская, где проходит школьный маршрут с.Мазунино – д.Соколовка, открытый на основании постановления главы администрации муниципального образования «Сарапульский район» от 22.08.2011 г. №1025, отсутствуют необходимые дорожные знаки. На перекрестках указанных улиц длительное время отсутствуют знаки 2.4 «Уступите дорогу», 2.1. «Главная дорога», 8.13. «Направление главной дороги», 3.24 «Ограничение максимальной скорости». Отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» на ул.Красноармейская в месте примыкания разворотно – посадочной площадки для школьников. Таким образом, указанная автодорога по ул.Красноармейская и ул.Советская с.Мазунино не соответствует пункту 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93.

В соответствии с Государственным стандартом «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93), введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 года №221, установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования у эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения. Согласно п.4.1.1. ГОСТа Р 50597-93 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

Обязательность исполнения требований ГОСТа Р 50597-93 предусмотрена ст.46 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 года №184-ФЗ устанавливающей, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Кроме того, в судебном заседании установлено что, несмотря на требования прокурора об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, направленных в адрес Совета депутатов муниципального образования «Мазунинское» 15 ноября 2011 года расходы на обустройство дорог, организацию и обеспечение дорожного движения, в том числе на установку дорожных знаков, в бюджете муниципального образования «Мазунинское» на 2012 год предусмотрены не были.

При таких обстоятельствах неисполнение администрацией муниципального образования «Мазунинское» требований по установке дорожных знаков на дорогах местного значения создает угрозу нарушения прав граждан в области безопасности дорожного движения, так как подвергает опасности их жизнь и здоровье. Таким образом, в судебном заседании требования прокурора нашли свое подтверждение.

Учитывая объем работ, финансовых затрат на их проведение, мнение прокурора и главы муниципального образования «Мазунинское» суд считает достаточным установить для устранения выявленных нарушений месячный срок с момента вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.199, 233-235 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Сарапульского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Мазунинское» по содержанию местных автодорог в границах населенного пункта с.Мазунино Сарапульского района.

Обязать администрацию муниципального образования «Мазунинское» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу:

- установить дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу», 2.1. «Главная дорога», 8.13. «Направление главной дороги», 3.24. «Ограничение максимальной скорости» на перекрестках ул.Советская и Ул.Красноармейская в с.Мазунино Сарапульского района в соответствии с требованиями ГОСТ 522289-2004.

- установить дорожный знак 2.4. «Уступите дорогу» на ул.Красноармейская в с.Мазунино в месте примыкания разворотно – посадочной площадки для школьников в соответствии с требованиями ГОСТ 52289-2004.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Сарапульский районный суд УР.

Решение изготовлено в окончательной форме 10 апреля 2012 года.

Судья И.В.Чистяков