Дело №2-281/2011г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Караидель 20 апреля 2011 года
Караидельский районный суд РБ в составе председательствующей судьи Голышева В.В.
с участием помощника прокурора Караидельского района РБ Чистякова С.В.
при секретаре Лукмановой Г.Я.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района <адрес> РБ о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района <адрес>, выразившееся в отсутствии разработанной рабочей программы производственного контроля и неосуществлении производственного контроля качества воды в соответствии с такой программой, подаваемой населению села <адрес> и обязанности устранить указанные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем разработки рабочей программы производственного контроля и организации производственного контроля качества воды в соответствии с такой программой, подаваемой населению села <адрес> РБ
УСТАНОВИЛ:
Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района <адрес>, выразившееся в отсутствии разработанной рабочей программы производственного контроля и неосуществлении производственного контроля качества воды в соответствии с такой программой, подаваемой населению села <адрес> и обязанности устранить указанные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем разработки рабочей программы производственного контроля и организации производственного контроля качества воды в соответствии с такой программой, подаваемой населению села <адрес> РБ в связи с тем, что проверкой, проведенной Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой установлено, что администрацией сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района <адрес> РБ при организации водоснабжения населения села <адрес> через централизованную систему водоснабжения не разработана рабочая программа контроля качества воды, не организован производственный контроль качества воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети указанного населенного пункта в соответствии с такой программой.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится организации в границах поселения водоснабжения населения.
Согласно ст.8 Закона РБ «О питьевой воде» к ведению органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения относится разработка, утверждение и финансирование программ и мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды.
В соответствии со ст. 18 Закона РБ «О питьевой воде» качество питьевой воды, получаемой потребителем (гражданами и юридическими лицами), должно соответствовать нормативными требованиями и обеспечивается:
- разработкой типовых и рабочих программ, правил контроля за качеством питьевой воды в системах централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения с учетом местных условий;
- осуществлением регулярного производственного лабораторного контроля аттестованными или аккредитованными в установленном порядке лабораториями организаций питьевого водоснабжения в соответствии с нормативными документами (контроль за качеством питьевой воды в системах питьевого водоснабжения, эксплуатируемых организациями, не имеющими собственных лабораторий, осуществляют на договорной основе другие лаборатории, аккредитованные в установленном порядке).
Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воду централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПиН 2.1.4.1074-01» установлены следующие требования по разработке рабочей программы производственного контроля качества воды и обеспечению такого производственного контроля:
- пункт 2.41 На основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее центр госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке;
- пункт 4.1. В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль;
- пункт 4.2. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водонадзора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водонадзора наружной и внутренней водопроводной сети.
- пункт 4.5. Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям при количестве обслуживаемого населения до 10 тыс. человек с частотой два раза в месяц.
- пункт 4.7. Производственной контороль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридический лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.
Согласно пункту 3 Раздела 1 «Порядок составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды» приложения 1 к названными СанПин «Правила установления контролируемых показателей качества питьевой воды и составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды» рабочая программа должна содержать:
3.1. Перечень контролируемых показателей качества воды и их гигиенические нормативы, установленные настоящими Санитарными правилами;
3.2. Методики определения контролируемых показателей;
3.3. План пунктов отбора проб воды в местах водозабора, перед подачей воды в распределительную сеть водопровода (в резервуаре чистой воды) и в пунктах водозабора наружной и внутренней сети водопровода;
3.4. Количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора для лабораторных исследований (испытаний), перечень показателей, определяемых в исследуемых пробах воды;
3.5. Календарные графики отбора проб воды и проведения их исследований (испытания).
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно – эпидемиологические правила и нормативы (далее – санитарные правила) – нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности или безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Отсутствие разработанной рабочей программы производственного контроля качества воды, не осуществление такого производственного контроля в нарушении требований санитарных правил создает угрозу жизни или здоровью жителей населенных пунктов, угрозу возникновения и распространения заболеваний в связи с чем нарушаются права граждан на получение питьевой воды, качество которой обеспечивается путем проведения регулярного производственного контроля, настоящее заявление подается в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 1 ст. 254 ГПК РФ граждан, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Пунктом 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Ст. 22 ГПК РФ устанавливает, что исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушений или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданский, семейный, трудовых, жилищных, земельных, экологический и иных правоотношений отнесены к компетенции территориальных судов.
На основании изложенного, Башкирский природоохранный межрайонный прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района <адрес>, выразившееся в отсутствии разработанной рабочей программы производственного контроля и неосуществлении производственного контроля качества воды в соответствии с такой программой, подаваемой населению села <адрес> и обязать устранить указанные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем разработки рабочей программы производственного контроля и организации производственного контроля качества воды в соответствии с такой программой, подаваемой населению села <адрес> РБ.
В судебном заседании помощник прокурора Караидельского района РБ Чистяков С.В. поддержал заявление и дал схожие ему пояснения.
Ответчик в лице главы администрации сельского поселения <данные изъяты> сельский совет муниципального района <адрес> РБ Зиллалов Ф.Р. признал заявленные требования, с последствиями признания заявления ознакомился.
Исследовав в совокупности материалы дела, выслушав мнение сторон, суд согласно ч.4 ст.198 ГПК РФ считает заявление подлежащим удовлетворению, так как ответчик заявленные требования признал полностью и они судом приняты, последствия признания заявления ему разъяснены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района <адрес>, выразившееся в отсутствии разработанной рабочей программы производственного контроля и неосуществлении производственного контроля качества воды в соответствии с такой программой, подаваемой населению села <адрес> РБ.
Обязать администрацию сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района <адрес> РБ устранить указанные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем разработки рабочей программы производственного контроля и организации производственного контроля качества воды в соответствии с такой программой, подаваемой населению села <адрес> РБ.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке или на него может внесено кассационное представление в Верховный суд Республики Башкортостан через Караидельский районный суд РБ в течение 10 дней.
Председательствующий: судья подпись Голышев В.В.
КОПИЯ ВЕРНА:
Председательствующий: судья Голышев В.В.
Решение вступает в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: судья Голышев В.В.
Секретарь суда Саляхутдинова Ф.Х.