Дело №2-304/2011г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Караидель 10 мая 2011 года Караидельский районный суд РБ в составе председательствующей судьи Голышева В.В. с участием помощника прокурора Караидельского района РБ Чистякова С.В. при секретаре Лукмановой Г.Я. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Караидельского района РБ в интересах Дмитриевой А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. к Администрации муниципального района <адрес> РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма УСТАНОВИЛ: Прокурор Караидельского района РБ обратился в суд в интересах Дмитриевой А.И.,ДД.ММ.ГГГГ г.р. к администрации муниципального района <адрес> РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма в связи с тем, что прокуратурой Караидельского района по заданию прокуратуры республики была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В ходе проведенной проверки установлено, что родители Дмитриевой А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р.: мать- Дмитриева В.А., умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец- Дмитриев И.П., решением Караидельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних детей. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № над Дмитриевой А.И. назначены опекунами гр. Е и гр. Е В настоящее время Дмитриева А.И. достигла возраста совершеннолетия, в связи с чем, вышла из- под опеки гр. Е и гр. Е На основании решении жилищной комиссии при администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Дмитриевой А.И. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в муниципальном районе <адрес>. Жилое помещение за Дмитриевой А.И. не было закреплено. Согласно ст.1 Федерального закона от 17.12.2009 г. №315-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель. В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилье. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 17.12.2009 №315-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Кроме того, данное право закреплено в п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Абзацем 3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 17.12.2009 №315-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии со ст.8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан. Согласно п.1 постановления Правительства Республики Башкортостан №200 от 20.07.2007 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющихся закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ и РБ, представляются площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более 33 кв.м. для одиноко проживающих детей – сирот, 42 кв.м. на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами, 18 кв.м. на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами. В соответствии со ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Определением Конституционного суда РФ от 05.02.2009 года №250 по жалобе Муниципального образования – городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено: абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложена на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом РФ в настоящем Определении, является общеобразовательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Законом РБ №260-a от 28.12.2005 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» к государственным полномочиям Республики Башкортостан, передаваемым органам местного самоуправления отнесены государственные полномочия по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства Дмитриевой А.И. администрацией муниципального района <адрес> и Правительством Республики Башкортостан жилое помещение по договору социального найма не предоставлено, тем самым грубо нарушены жилищные права Дмитриевой А.И., которая имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии со ст.10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, охраны здоровья, включая медицинскую помощь, обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образования. Дмитриева А.И. не может самостоятельно обратиться в суд и в полной мере защищать свои права, поскольку не имеет постоянного места жительства, а также из-за отсутствия денежных средств она не может обратиться к адвокату и воспользоваться его услугами. На основании изложенного прокурор Караидельского района РБ просит суд обязать администрацию муниципального района <адрес> РБ и Правительство Республики Башкортостан предоставить Дмитриевой А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района <адрес>, отвечающее установленным стандартным и техническим требованиям. В судебном заседании помощник прокурора Караидельского района РБ Чистяков С.В. поддержал иск и дал схожие с ним пояснения. Ответчик, администрация МР <адрес> РБ в лице Салаховой Э.Р., в судебном заседании пояснила, что в отношении Дмитриевой А.И. открыто финансирование и она включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий и жилищные условия ее будут улучшены. В этом году очередь дошла до нее. Ответчик, правительство Республики Башкортостан в лице его представителя, главного консультанта отдела судебного представительства Аппарата Правительства Республики Башкортостан Ступина С.П. обратилось в суд с заявлением о рассмотрении данного гражданского дела без участия представителя правительства Республики Башкортостан, копию решения суда выслать в Правительство Республики Башкортостан. Суд, рассмотрев данное ходатайство, считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие ответчика, представителя Правительства Республики Башкортостан, по материалам, имеющимся в деле, которых по мнению суда достаточно для вынесения решения. Исследовав в совокупности материалы дела, выслушав помощника прокурора Караидельского района РБ Чистякова С.П., ответчика администрации <адрес> РБ в лице его представителя Салахову Э.Р. суд считает иск подлежащим удовлетворению на основании следующего. В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилье. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 17.12.2009 года № 315- ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или в ходе проведенной проверки установлено, что родители Дмитриевой А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. – мать Дмитриева В.А., умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Дмитриев И.П., решением Караидельского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних детей. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № над Дмитриевой А.И. назначены опекунами гр. Е и гр. Е В настоящее время Дмитриева А.И. достигла возраста совершеннолетия, в связи, с чем она вышла из под опеки гр. Е и гр. Е На основании решения жилищной комиссии при администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №Дмитриева А.И. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилищном помещении по договору социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в муниципальном районе <адрес>. Жилое помещение за Дмитриевой А.И. не было закреплено. Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.12.2009 года № 315-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 17.12.2009 года № 315-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Кроме того, данное право закреплено в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.12.2009 года № 315-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии со ст. 8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан. Согласно п. 1 постановления Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20.07.2007 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ и РБ, предоставляются площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более 33 кв.м. для одиноко проживающих детей-сирот, 42 кв.м. – на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами, 18 кв.м. – на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами. В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Определением Конституционного суда РФ от 05.02.2009 года № 250 по жалобе Муниципального образования – городского округа «Город <адрес>» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» установлено: в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных силах РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным судом РФ в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Законом РБ № 2620-з от 28.12.2005г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» к государственным полномочиям Республики Башкортостан, передаваемым органам местного самоуправления отнесены государственные полномочия по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства Дмитриевой А.И. администрацией муниципального района <адрес> и Правительством Республики Башкортостан жилое помещение по договору социального найма не предоставлено, тем самым грубо нарушены жилищные права Дмитриевой А.И., которая имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В связи с изложенным, суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора и обязать администрацию муниципального района <адрес> РБ и Правительство Республики Башкортостан предоставить Дмитриевой А.И.,ДД.ММ.ГГГГ.года рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района <адрес> РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района <адрес> РБ и Правительство Республики Башкортостан предоставить Дмитриевой А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района <адрес>, отвечающее установленным стандартным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке или на него может внесено кассационное представление в Верховный суд Республики Башкортостан через Караидельский районный суд РБ в течение 10 дней. Председательствующий: судья подпись Голышев В.В. Копия верна Председательствующий: судья Голышев В.В. Решение вступает в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Председательствующий: судья Голышев В.В. Секретарь суда Саляхутдинова Ф.Х.