по иску Даутовой А.М. к ГУ-УПФ РФ в Караидельском районе РБ о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии



Дело №2-258/2012г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Караидель 16 апреля 2012 года

Караидельский районный суд в составе:

председательствующего судьи Голышева В.В.

при секретаре Лукмановой Г.Я.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Даутовой А.М. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии

УСТАНОВИЛ:

Даутова А.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ о включении в льготный педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии перидов ее работы в должности старшей пионервожатой в <данные изъяты> школе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пионервожатой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гогода, а также периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Признать за ней право на пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности. Возложить на Государственное Учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ обязанность назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения.

В обосновании иска Даутова А.М. сослалась на то, что решением комиссии ГУ УПФ РФ в <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в праве на досрочное назначение пенсии на льготных условиях в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия необходимого стажа. С решением комиссии она не согласна, так как комиссия необоснованно исключила из педагогического стажа, указанные периоды.

В судебном заседании истец Даутова А.М. свое исковое заявление поддержала и дала схожие с ним пояснения.

Ответчик, представитель ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ Гордеева В.А. исковое заявление не признала, пояснив, что истица не имеет требуемого законом специального стажа для досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Ими оспариваются указанные выше периоды.

Исследовав в совокупности материалы дела, выслушав истца и представителя ответчика, суд приходит к следующему:

ДД.ММ.ГГГГ, Даутова А.М., с заявлением обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ за начислением досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Решением Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ Даутовой А.М. было отказано.

В педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости были не засчитаны следующие периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- ее работа в должности старшей пионервожатой, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды работы в должности пионервожатой в Куртлыкулевской школе, а также периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей производится в соответствии с подпунктами 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», при наличии у заявителя не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей независимо от их возраста.

Нормы подпунктов 19,20 пункта 1 статьи 27 не являются самостоятельными, а действуют в системной связи с пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона, согласно которой дано Правительству Российской Федерации утверждать списки и правила.

Но согласно п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, но при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Следовательно, работа в качестве старшей пионервожатой могла быть засчитана в специальный стаж только при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходилась на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Следовательно, работа истицы Даутовой А.М. в качестве старшей пионервожатой могла быть засчитана в специальный стаж только при условии, что не менее 16 лет 8 месяцев истица отработала в должностях, предусмотренных перечнем, утвержденном данным постановлением. Так как требуемая продолжительность выслуги лет истицей Даутовой А.М. не была выработана, только выработано 8 лет 18 дней, то по мнению суда, оснований для применения порядка исчисления специального стажа, а именно по законодательству, действующему в период выполнения работы, предусмотренного названным постановлением, не имеется. После ДД.ММ.ГГГГ период работы в должности старшей пионервожатой в выслугу лет не засчитывается.

В списке должностей и учреждений, педагогическая деятельность в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. №781, не предусмотрена должность старшей пионервожатой. В правилах, утвержденных названным постановлением, также отсутствуют какие-либо условия о возможности включении в стаж, дающий право на пенсию по рассматриваемому основанию, вышеуказанных периодов работы в должности старшей пионервожатой.

Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. №2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения нового правого регулирования, т.е. действовавшие на 31декабря 2001 г.

К таким нормативным правовым актам относятся: Постановление Совета Министров от 06 сентября 1991 г. №463, которое применяется к периодом работы до 01 ноября 1999г.; Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. №1067, применяемое к периодам работы, протекавшим после 01 ноября 1999. Названные нормативные акты не предусматривали возможность зачета в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельностью, периодов работы в должности старшей пионервожатой.

Работа в должности штатной пионервожатой включалась в стаж работы по специальности для назначения пенсии педагогическим работникам в период действия нормативных правовых актов пенсионного законодательства СССР до 01 октября 1993года, в соответствии с Положением «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397, которое утратило силу с 01.10.1993 года (постановление Правительства РФ от 22.09.1993г. №953), а истица Даутова А.М. согласно трудовой книжке начала работать в должности старшей пионервожатой с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п.4 Положения, время работы, указанной в п.п. 1, 2 и 3, засчитывалось в стаж работы по специальности только при условии если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходилось на работу в учреждениях, организациях, работа в которых дает право на эту пенсию. Следовательно, работа в качестве старшей пионервожатой могла быть засчитана в специальный стаж только при условии, что не менее 16 лет 8 месяцев истица отработала в должностях, предусмотренных Перечнем, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959г. №1397. Поскольку требуемая продолжительность выслуги лет истицей не была выработана, оснований для применения порядка исчисления специального стажа, а именно по законодательству, действовавшему в период выполнения работы, предусмотренного названным постановлением, не имеется. После 01.10.1993 года период работы в должности (старшей) пионервожатой в выслугу лет не засчитывается.

Оснований для распространения условий, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, применительно к последующим правовым актам(спискам), регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не имеется в связи с утратой действий названного выше постановления.

В связи с изложенным, согласно подсчета стажа указанных периодов деятельности Даутовой А.М., продолжительность специального стажа педагогической деятельности на дату обращения за назначением пенсии-ДД.ММ.ГГГГ, составила менее 2/3, требуемых пенсионным законодательством для назначения досрочной трудовой пенсии по данному основанию 25 лет, то есть фактический специальный стаж Даутовой А.М. составляет 08 лет 18 дней, с учетом изложенного, суд считает, что истица Даутова А.М. не имеет права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и в связи с изложенным, суд считает в удовлетворении исковых требований Даутовой А.М. следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.191-194 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Даутовой А.М. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии - отказать.

На данное решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный суд Республики Башкортостан в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иное не установлено гражданским процессуальным кодексом.

Председательствующий: судья подпись В.В.Голышев.

Копия верна

Председательствующий: судья В.В.Голышев.