Дело № 2-348
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2010г.с. Карагай
Карагайский районный суд Пермского края в составе судьи Подюковой Л.В., при секретаре Печенкиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Швецовой И.Я. к Межрайонному территориальному управлению № 2 Министерства социального развития Пермского края о признании незаконным отказа в предоставлении денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги, как инвалиду; возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, вывоз ТБО и газоснабжению с 1 января 2010г.,
установил:
Истец обратилась к ответчику с иском о признании незаконным отказа в предоставлении денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги по закону «О социальной поддержке инвалидов РФ»; возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, вывоз ТБО и газоснабжению с 1 января 2010г. Свои требования мотивировала следующим образом.
Истец является учителем-пенсионером сельской местности, имеет льготы как педагогический работник по оплате жилья, отоплению и освещению по закону ФЗ «Об образовании».
Кроме того, она получала до 1 января 2010г. как инвалид 50% скидку на оплату воды, канализации, вывоз ТБО и газа. С 1 января 2010г. (в связи с монетизацией) она эти льготы не получает.
Истец полагает, что федеральный законодатель не исключает случаев, когда возможно предоставление в разных формах мер социальной поддержки по разным основаниям.
В судебном заседании истец настаивала на своих требованиях, отметив, что она также является и ветераном труда, но льготы по оплате водоснабжения, водоотведения, вывоз ТБО, газоснабжению она получала, как инвалид по закону «О социальной защите инвалидов РФ».
Ответчик своего представителя в суд не направил. В своем отзыве на иск, с требованиями не согласился, указав следующее. До 31.12.2009г. компенсация за коммунальные услуги (холодная вода, водоотведение, газоснабжение) предоставлялась истцу в натуральной форме в виде льгот. С 1 января 2010г. услуги заменены на денежное выражение в форме ЕДК. ЕДК является единой и не делимой. Она установлена для льготных категорий в денежном выражении, для ветеранов - 417руб.00коп. ЕДК выплачивается в
целом за жилое помещение и коммунальные услуги, а не по отдельности или в какой то части.
Кроме того, гражданину, имеющему право на получение ежемесячной денежной компенсации по нескольким основаниям, предусмотренным федеральными законами, законами Пермского края, ежемесячная денежная компенсация устанавливается по выбору гражданина по одному из оснований.
3-е лицо по делу на стороне ответчика - ООО «Водоканал» - просило дело рассмотреть без участия их представителя. В своем отзыве на иск 000 «Водоканал» указало, что истец действительно пользовалась льготой как «инвалид 2гр.» по оплате за коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, вывоз ТБО) до 31.12.2009г. С 01.01.2010г. льгота по оплате указанных коммунальных услуг не предоставлялась, т.к. договор с МТУ №2 Мисоцразвития Пермского края о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки был заключен на срок до 31.12.2009г.
3-е лицо по делу на стороне ответчика - ООО «Пермрегионгаз» - представило отзыв на иск, в котором указало, что предоставление Швецовой И.Я. льгот по оплате коммунальных услуг может быть возобновлено при условии компенсации расходов по предоставлению указанных льгот Министерством социального развития Пермского края в установленном порядке.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с ч.2 ст. 2 ФЗ РФ « О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г. за № 181 № ФЗ ( с изм. на 24.07.2009г. № 213-ФЗ) социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Согласно ст.17 указанного закона, инвалидам предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), в жилых домах, не имеющих центрального отопления - стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В силу ст.22 указанного закона, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В соответствии со ст.31 ФЗ № 181 от 24.11.1995г. в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
В судебном заседании было установлено, что истец является инвалидом 2 группы и до 01.01.2010г. ей предоставлялись меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение (канализация), вывоз ТБО, газоснабжение) в соответствии с ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Данный факт подтверждается справками ООО «Водоконал» и ООО «Пермрегионгаз». Как следует из указанных справок, расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате указанных коммунальных услуг, возмещало юридическим лицам МТУ №2 Министерства социального развития Пермского края.
С 01.01.2010 от МТУ №2 Министерства социального развития Пермского края отказало истцу в получении мер социальной поддержки как инвалиду по тем основаниям, что она пользуется мерами социальной поддержки, как специалист бюджетного учреждения, проживающий в сельской местности (л.д.5).
Из материалов дела следует, что Швецова И.Я., является педагогом-пенсионером, проработавшим в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности и проживающая в сельской местности.
Согласно ФЗ РФ « Об образовании», закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг» № 1845-395 от 30.11.2004г., законаПермского края № 136 ПК от 08.11.07г. «О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам» истец пользуется правом на возмещение расходов, связанных с предоставлением услуг, по пользованию жилым помещением, по содержанию и ремонту жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг: отопления (теплоснабжения), твердого топлива, электроснабжения в части освещения, электроснабжения в части отопления жилого помещения от электрокотлов и электронагревательных установок, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов.
В силу ст. 1 указанного закона Пермского края, юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим коммунальные услуги, производящим или приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, возмещаются расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, если общий стаж работы этих работников в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, составляет не менее 10 лет, и при выходе на пенсию они пользовались соответствующей мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, с учетом проживающих совместно с ними членов их семей.
С 18.06.2010г. действует Закон Пермского края «О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» № 628-ПК от 01.06.2010г.
Согласно ст.2 указанного закона, социальная поддержка педагогических работников, пенсионеров, проживающих в домах независимо от вида жилищного фонда, предусматривает получение педагогическими работниками пенсионерами ежемесячных денежных компенсаций на оплату: жилого помещения, отдельных видов коммунальных услуг: электроснабжения (освещение и отопление жилого помещения), отопление, твердого топлива, газоснабжения (отопления жилого помещения от газовых приборов).
Статьей 3 данного закона предусмотрено, что порядок предоставления мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, определяется нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от 8.06.2010г. № 293-п утвержден Порядок предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, работающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В силу п.1 подп. 1.3. указанного нормативного акта, выплата ежемесячной денежной компенсации педагогическим работника производится в случае, если педагогические работники не пользуются мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям, установленным действующим законодательством.
Истец, как педагог-пенсионер, проработавший и проживающий в сельской местности более 10 лет, пользуется мерой социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с предоставлением услуг по пользованию жилым помещением, по содержанию и ремонту жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг: отопления (теплоснабжения), твердого топлива, электроснабжения в части освещения, электроснабжения в части отопления жилого помещения от электрокотлов и электронагревательных установок, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов.
Суд соглашается с доводами ответчика (изложенными в отзыве), что в законодательстве по вопросам социальной защиты граждан действует общий принцип, когда гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки по двум и более основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из этих оснований по выбору гражданина. Этот принцип закреплен ст. 31 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ»: если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему ФЗ и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему ФЗ, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Закон предусматривает выбор не одной из всех установленных законодательством мер социальной поддержки, а выбор одного из оснований получения именно тех мер социальной поддержки, которые предусмотрены конкретным Законом. Федеральное законодательство и законодательство субъекта РФ - Пермского края, устанавливают разный объем мер социальной поддержки для данных двух категорий «льготников»: истца, как инвалида и истца, как педагогического работника, проработавшего в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности, проживающего в сельской местности и вышедшего на пенсию.При этом, социальная поддержка первой категории граждан установлена на основании ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст.17), второй - ФЗ РФ «Об образовании» (ст.55). Меры социальной поддержки различны по своему содержанию, в силу чего несостоятельны доводы ответчика о том, что форму (меру) социальной поддержки законодатель рассматривает в комплексе. В данном случае имеют место разные формы и меры социальной поддержки.
Все перечисленное позволяет суду прийти к выводу, что истец имеет право на получение меры социальной поддержки ( по водоснабжению, водоотведению, вывозу ТБО, газоснабжению), которую она получала на основании ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ». Данной мерой социальной поддержки истец не пользуется по ФЗ РФ «Об образовании» Следовательно, отказ ответчика в предоставлении с 1 января 2010г. истцу указанной меры социальной поддержки, как инвалиду, будет незаконен.
Следовательно, ответчика следует обязать предоставить истцу социальную поддержку, как инвалиду.
Тот факт, что дробление или деление ежемесячной денежной компенсации (ЕДК), возможность предоставления льгот с разбивкой по видам коммунальных услуг, действующим законодательством не предусмотрены, не может служить основанием для отказа истцу в предоставлении мер социальной поддержки.
Федеральным законом № 122-ФЗ 22.08.2004г. был введен принцип, согласно которому при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации на субъекты РФ была возложена обязанность вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Учитывая, что Швецова И.Я. пользовалась мерами социальной поддержки как инвалид, изменение законодательного регулирования с 1 января 2010г., не может служить основанием для лишения её прав, как инвалида на предоставление мер социальной поддержки.
Таким образом, требование истца о возложении на ответчика обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, вывозу ТБО, газоснабжению с 1 января 2010г. подлежит удовлетворению.
Поскольку требования истца удовлетворены судом в полном объеме, в силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по оплате госпошлины в сумме 200 руб.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать отказ Межрайонного территориального управления № 2 Министерства социального развития Пермского края в предоставлении с 1 января 2010г. Швецовой И.Я. компенсации за жилищно-коммунальные услуги, как инвалиду, незаконным.
Обязать Межрайонное территориальное управление №2 Министерства социального развития Пермского края предоставить с 1 января 2010г. Швецовой И.Я. в денежной форме меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, вывозу ТБО и газоснабжению, как инвалиду.
Взыскать с Межрайонного территориального управления № 2 Министерства социального развития Пермского края в пользу Швецовой И.Я. расходы по оплате госпошлины в сумме 200руб.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Карагайский райсуд в течение 10 дней.
СУДЬЯ