о предоставлении благоустроенного жилого помещения



Дело № 2- 326/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Карагай 26 ноября 2010 года

Карагайский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Политова А.В.,

с участием помощника прокурора Карагайского района Сказочкина И.В.,

при секретаре Овдеенко Л.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карагайского района в интересах Гилевой М.В. к администрации Карагайского муниципального района и Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Прокурор Карагайского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов заявителя Гилевой М.В. (девичья фамилия Скота) к администрации Карагайского муниципального района и Правительству Пермского края с просьбой возложить обязанности на администрацию Карагайского муниципального района за счет денежных средств выделенных Правительством Пермского края предоставить Гилевой вне очереди жилое помещение на условиях договора социального найма на территории Карагайского района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления на трех человек, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, а также обязать правительство Пермского края выделить администрации Карагайского муниципального района из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильем детей сирот, на приобретение благоустроенного жилого помещения Гилевой на семью из трех человек.

В судебном заседании помощник прокурора Сказочкин И.В. на исковых требованиях настоял и пояснил, что Гилева имеет статус ребенка-сироты. Мать Гилевой - ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - ФИО2 заочным решением Карагайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. Постановлением администрации Карагайского района №420 от 14 ноября 2000 года, Скота М.В. передана под опеку ФИО4, при этом, жилое помещение за ней не закреплялось. 16 мая 2002 года Скота поставлена на учет, как ребенок оставшийся без попечения родителей, нуждающийся в получении жилого помещения на территории Карагайского района. В 2009 году Гилева окончила ГОУ НПО«Пермский техникум профессиональных технологий и дизайна» г.Пермь, состоит в браке с ФИО9, имеют общего ребенка ФИО5. За период с 2002 по 2010 годы Гилева своего жилья не приобрела. Последний раз обращалась в администрацию Карагайского района в августе 2010 года. Администрация Карагайского района жилое помещение по договору социального найма Гилевой после окончания учебы не предоставила.

В соответствии со ст.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1995 года, ст.6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Правительства Пермского края №16-п от 10.08.2006года «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей», прокурор просит обязать администрацию Карагайского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Гилевой жилое помещение на территории Карагайского района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления на трех человек, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Истец Гилева М.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - Администрации Карагайского муниципального района по доверенности Болдакова Н.В., с исковыми требованиями не согласна, считает, что предоставление жилья указанной категории граждан проводится в порядке очередности в соответствии с требованиями действующего законодательства и по мере поступления денежных средств с бюджета Пермского края. Денежные средства на приобретение жилья детям сиротам в 2010 году не выделялись. В случае удовлетворения иска судом жилое помещение будет предоставлено Гилевой вне очереди, что нарушит права граждан стоящих в очереди.

Правительство Пермского края, надлежащим образом извещенное о дне слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направило. Представитель Правительства Пермского края по доверенности - Старцева Н.А., просит рассмотреть дело в их отсутствии, в иске прокурору отказать.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, заключение прокурора, в их совокупности приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст.ст. 6, 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области.

В соответствии с п.6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года, с заявлением о постановке на учет в орган местного самоуправления могут обратиться лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).

Согласно п.4 Правил учет детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.

Порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п.

В соответствии с п.п.1, 2 данного Положения, средства, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и(или) для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Субсидии, передаваемые органам местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. При этом, перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - местные бюджеты) осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее - Министерство ЖКХ) в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год.

Согласно п.п. 4,5 данного Положения, ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение жилья. В соответствии с п.7 Положения, распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края.

Из свидетельства о рождении Скота М.В. следует, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ. Отцом является ФИО2, а матерью ФИО8(л.д.9).

В соответствии со свидетельством о заключении брака, ФИО9 и скота М.В. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о заключении брака №, после заключения брака присвоена фамилия жене Гилева(л.д.19).

Из материалов дела следует, что мать Гилевой (Скота) М.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о смерти(л.д.10).

На основании заочного решения Карагайского районного суда от 19 октября 2000 года, отец Гилевой (Скота) М.В. - ФИО2 лишен родительских прав в отношении трех несовершеннолетних детей, в том числе и Скота М.В.(л.д.11).

Согласно Постановления администрации Карагайского района №420 от 14 ноября 2000 года назначена опекуном над несовершеннолетней Скота М.В. ФИО4 проживающая в д.Харичи(л.д.12).

Согласно сведений о количестве детей, состоящих на регистрационном учете и нуждающихся в получении жилого помещения в муниципальном образовании Карагайский район на 01 января 2010 года Скота М.В. поставлен на учет 19 октября 2000 года(л.д.16-17).

Исходя из диплома Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Пермский техникум профессиональных технологий и дизайна» Скота М.В. решением Государственной аттестационной комиссии от 27 июня 2009 года присвоена квалификация менеджер по специальности менеджмент(л.д.18).

В соответствии со свидетельством о рождении ФИО21 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о рождении №, отец ФИО9, мать Гилева М.В.(л.д.21).

По сведениям Управления Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии право собственности на какое-либо жилое помещение за Гилевой (Скота) М.В., ФИО9, ФИО5 ФИО8, ФИО2 не зарегистрировано(л.д.22-24, 63-67).

Согласно сведений ГОУ «Центр технической инвентаризации Пермского края» Карагайский филиал от 03 ноября 2010 года, отсутствует информация о приватизации жилых помещений гражданами Гилевой (Скота) М.В., ФИО8, ФИО2, ФИО9, ФИО5(л.д.62).

При таких обстоятельствах, с учетом представленных доказательств, суд возлагает на администрацию Карагайского муниципального района обязанность по предоставлению вне очереди Гилевой М.В. благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма на территории Карагайского района Пермского края, общей площадью не менее нормы представления на трех человек, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения обязанностей на Правительство Пермского края о проведении оплаты расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Гилевой М.В., поскольку постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года №16-п установлен определенный порядок распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, иного порядка не предусмотрено. При этом, государственные полномочия по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы местного самоуправления. Поэтому оснований для возложения обязанностей на Правительство Пермского края о выделении денежных средств на приобретение благоустроенного жилого помещения Гилевой и членам её семьи не имеется.

По закону Пермской области от 14.11.2005 года №2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления, с передачей финансовых средств по обеспечению данных расходных обязательств в виде субвенций из регионального фонда компенсаций, которые должны предусматриваться законом о бюджете Пермской области на соответствующий год.

Таким образом, государственные полномочия по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были возложены на органы местного самоуправления с соблюдением установленного законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильём не освобождает администрацию района, как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких-либо условий.

В силу ст.56 ГПК РФ отсутствие таких доказательств является самостоятельным основанием к отказу прокурору в части иска.

В силу п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, ответчики, являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Карагайского муниципального района Пермского края предоставить вне очереди Гилевой М.В. благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма на территории Карагайского района Пермского края, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы представления на трех человек, в соответствии с установленными социальными нормами на день предоставления жилого помещения за счет средств, предусмотренных в бюджете Пермского края.

В иске прокурора в части возложения обязанностей на Правительство Пермского края о выделении администрации Карагайского муниципального района из бюджета <адрес> денежных средств, предусмотренных для обеспечения жильем детей сирот, на приобретение благоустроенного жилого помещения ФИО10 на семью из трех человек - отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Карагайский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья А.В.Политов