о признании незаконным отказа в предоставлении денежной компенсации за услуги ЖКХ



Дело № 2-360/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2010года. с. Карагай

Карагайский районный суд Пермского края в составе судьи Весниной ОР.,

при секретаре Сидоровой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анферовой А.И. к Межрайонному территориальному управлению № 2 Министерства социального развития Пермского края о признании незаконным отказа в предоставлении денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги, как ветерану труда; возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, газоснабжению и водоотведению с 1 января 2010года,

у с т а н о в и л:

Истец обратилась к ответчику с указанным иском Свои требования мотивировала тем, что является учителем-пенсионером сельской местности, имеет льготы как педагогический работник по оплате жилья, отоплению и освещению в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» и до 01 января 2010года, как «ветеран труда», пользовалась 50% скидкой на оплату воды, канализации и газа, в соответствии с Федеральным Законом « О ветеранах». С 1 января 2010г. (в связи с монетизацией) она эти льготы не получает.

Истец полагает, что федеральный законодатель ( п.3 ст.13 ФЗ «О ветеранах») не исключает случаев, когда возможно предоставление в разных формах мер социальной поддержки по разным основаниям.

В судебном заседании истец настаивала на своих требованиях.

Представитель ответчика просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в ходатайстве указал, что с иском не согласен. Отзыв на иск не представил.

Третье лицо по делу на стороне ответчика - ООО «Водоканал» - просило рассмотреть дело без участия их представителя. В своем отзыве на иск ООО «Водоканал» указало, что истец действительно пользовалась льготой как «ветеран труда» по оплате за коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, вывоз ТБО) до 31.12.2009г.

С 01.01.2010г. льгота по оплате указанных коммунальных услуг не предоставлялась, т.к. договор с МТУ №2 Минсоцразвития Пермского края о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки был заключен на срок до 31.12.2009г.

Третье лицо на стороне ответчика - ООО «Пермрегионгаз» своего представителя в судебное заседание не направило, отзыв на иск не представило.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со ст.13 ч.1 и ч.3 ФЗ РФ « О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством РФ; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг.

При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В силу ст.22 указанного закона, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 23.2 данного закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона.

Статьей 2 ч.1 пп.2 и п.3 Закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» от 30.11.2004г. № 1830-388 определено, что социальная поддержка ветеранов труда предусматривает осуществление системы мер, включающей: оплату жилого помещения (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в домах, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам); оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение, в том числе: снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления).

Согласно ч.4 указанной статьи, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предполагают ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 417рублей.

В судебном заседании было установлено, что истец является ветераном труда и до 01.01.2010г. ей предоставлялись меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение (канализация), газоснабжение) в соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах».

Данный факт подтверждается справками ООО «Водоконал» и ООО «Пермрегионгаз». Как следует из указанных справок, расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате указанных коммунальных услуг, возмещало юридическим лицам МТУ №2 Министерства социального развития Пермского края.

С 01.01.2010г. МТУ №2 Министерства социального развития Пермского края отказало истцу в получении мер социальной поддержки как ветерану труда по тем основаниям, что она пользуется мерами социальной поддержки, как специалист бюджетного учреждения, проживающий в сельской местности.

Из материалов дела следует, что Анферова А.И.., является педагогом-пенсионером, проработавшим в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности и проживающая в сельской местности.

Согласно ФЗ РФ « Об образовании», закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг» № 1845-395 от 30.11.2004г., закона Пермского края № 136К от 08.11.07г. «О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам» истец пользуется правом на возмещение расходов, связанных с предоставлением услуг, по пользованию жилым помещением, по содержанию и ремонту жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг: отопления (теплоснабжения), твердого топлива, электроснабжения в части освещения, электроснабжения в части отопления жилого помещения от электрокотлов и электронагревательных установок, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов. В силу ст.1 указанного закона Пермского края, юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим коммунальные услуги, производящим или приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, возмещаются расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, если общий стаж работы этих работников в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, составляет не менее 10 лет, и при выходе на пенсию они пользовались соответствующей мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, с учетом проживающих совместно с ними членов их семей.

С 18.06.2010г. действует Закон Пермского края «О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» № 628-ПК от 01.06.2010г.

Согласно ст.2 указанного закона, социальная поддержка педагогических работников, пенсионеров, проживающих в домах независимо от вида жилищного фонда, предусматривает получение педагогическими работниками пенсионерами ежемесячных денежных компенсаций на оплату: жилого помещения, отдельных видов коммунальных услуг: электроснабжения (освещение и отопление жилого помещения), отопление, твердого топлива, газоснабжения (отопления жилого помещения от газовых приборов).

Статьей 3 данного закона предусмотрено, что порядок предоставления мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, определяется нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Постановлением Правительства Пермского края от 8.06.2010г. № 293-п утвержден Порядок предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, работающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В силу п.1 подп. 1.3. указанного нормативного акта, выплата ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам производится в случае, если педагогические работники не пользуются мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям, установленным действующим законодательством.

Истец, как педагог-пенсионер, проработавший и проживающий в сельской местности пользуется мерой социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с предоставлением услуг по пользованию жилым помещением, по содержанию и ремонту жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг: отопления (теплоснабжения), твердого топлива, электроснабжения в части освещения, электроснабжения в части отопления жилого помещения от электрокотлов и электронагревательных установок, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов.

Закон предусматривает выбор не одной из всех установленных законодательством мер социальной поддержки, а выбор одного из оснований получения именно тех мер социальной поддержки, которые предусмотрены конкретным Законом. Законодательные акты субъекта РФ - Пермского края, устанавливают разный объем мер социальной поддержки для данных двух категорий «льготников»: истца, как ветерана труда и истца, как педагогического работника, проработавшего в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности, проживающего в сельской местности и вышедшего на пенсию.

При этом, социальная поддержка первой категории граждан установлена на основании ФЗ РФ «О ветеранах» (ст.22), второй - ФЗ РФ «Об образовании» (ст.55).

Все перечисленное позволяет суду прийти к выводу, что истец имеет право на получение меры социальной поддержки (по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению), которая предусмотрена ФЗ РФ «О ветеранах». Данной мерой социальной поддержки истец не пользуется по ФЗ РФ «Об образовании» Следовательно, отказ ответчика в предоставлении с 1 января 2010г. истцу указанной меры социальной поддержки, как ветерану труда, будет незаконен.

Следовательно, ответчика следует обязать предоставить истцу социальную поддержку, как ветерану труда.

Тот факт, что дробление или деление ежемесячной денежной компенсации (ЕДК), возможность предоставления льгот с разбивкой по видам коммунальных услуг, действующим законодательством не предусмотрены, не может служить основанием для отказа истцу в предоставлении мер социальной поддержки.

Федеральным законом № 122 -ФЗ от 22.08.2004г. был введен принцип, согласно которому при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации на субъекты РФ возложена обязанность вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а так же других обстоятельств.

Учитывая, что Анферова А.И. пользовалась мерами социальной поддержки как ветеран труда, изменение законодательного регулирования с 01.01.2010г., а именно замена предоставления ей мер социальной поддержки, как ветерану труда в натуральном виде на денежную компенсацию, не может служить основанием для лишения её прав, как ветерана труда на предоставление мер социальной поддержки.

Таким образом, требование истца о возложении на ответчика обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, газоснабжению и водоотведению с 1 января 2010г. подлежат удовлетворению.

В силу ст. 98 ГПК РФ подлежит удовлетворению требование истца о взыскании с ответчика расходов по оплате госпошлины в сумме 200рублей.

Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать отказ Межрайонного территориального управления № 2 Министерства социального развития Пермского края в предоставлении с 1 января 2010г. Анферовой А.И. компенсации за жилищно-коммунальные услуги, как ветерану труда, незаконным.

Обязать Межрайонное территориальное управление №2 Министерства социального развития Пермского края предоставить с 1 января 2010г. Анферова А.И. в денежной форме меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, газоснабжению и водоотведению, как ветерану труда.

Взыскать с Межрайонного территориального управления № 2 Министерства социального развития Пермского края в пользу Анферова А.И. расходы по оплате госпошлины в сумме 200руб.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Карагайский райсуд в течение 10 дней.

Судья О.Р.Веснина