Дело № 2-350/2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 ноября 2010года. с. Карагай
Карагайский районный суд Пермского края в составе судьи Весниной ОР.,
при секретаре Сидоровой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Туневой Т.И. к Межрайонному территориальному управлению № 2 Министерства социального развития Пермского края о признании незаконным отказа в предоставлении денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги, как ветерану труда; возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, газоснабжению и водоотведению с 01 января 2010года,
у с т а н о в и л:
Истец обратилась к ответчику с вышеуказанным иском. Свои требования мотивировала тем, что как учитель-пенсионер сельской местности имеет льготы по оплате жилья, отоплению и освещению в соответствии с Закону ФЗ «Об образовании». До 01.01.2010 года она также как «ветеран труда» пользовалась льготой - 50% скидка на оплату воды, канализации и газа. С 1 января 2010 г. (в связи с монетизацией) льгота на оплату воды, канализации и газа ей не предоставляется, считает, что незаконно, поскольку федеральное законодательство ( п.3 ст.13 ФЗ «О ветеранах») не исключает предоставление в разных формах мер социальной поддержки по разным основаниям.
В судебное заседание истец не явилась, представила суду заявление. В котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие, настаивает на заявленных требованиях.
Представитель ответчика МТУ № 2 Минсоцразвития Пермского края Пузиков А.Ю. в судебном заседании иск не признал, сославшись на то, что законом Пермского края, гражданину, имеющему право на получение ежемесячной денежной компенсации по нескольким основаниям, предусмотренным федеральными законами, ежемесячная денежная компенсация устанавливается по его выбору по одному из оснований. До 01.01.2010 года компенсация за коммунальные услуги (холодная вода, водоотведение, газоснабжение) предоставлялась истцу в натуральной форме в виде льгот. С 1 января 2010года законодательством Пермского края услуги заменены на денежное выражение в форме единой денежной компенсации (далее ЕДК). ЕДК является единой и не делимой. Она установлена для льготных категорий в денежном выражении, для ветеранов - 417 руб.00коп.
Третье лицо на стороне ответчика - ООО «Водоканал» - просит рассмотреть дело без участия их представителя. В отзыве на иск ООО «Водоканал» указало, что истец действительно пользовалась льготой как «ветеран труда» по оплате за коммунальных услуг по водостнабжению, водоотведению, вывозу твердых бытовых отходов. После 01.01.2010 года компенсация расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки ООО «Водоканал» МТУ № 2 Минсоцразвития Пермского края не производится, поэтому льгота истице больше не предоставляется.
Третье лицо на стороне ответчика - ООО «Пермрегионгаз» - просит рассмотреть дело без участия их представителя. В отзыве на иск указало, что между ООО «Пермрегионгаз» и Министерством социального развития Пермского края был заключен договор о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате за пользование природным газом. С 12.01.2010г. Министерство социального развития Пермского края исключило из регионального регистра лиц, имеющих право на получение мер государственной социальной помощи и поддержки Туневу Т.И., поэтому льгота ей больше не предоставляется. Предоставление льготы может быть возобновлено при условии компенсации расходов по предоставлению указанных льгот Министерством социального развития пермского края в установленном порядке.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.13 ФЗ РФ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством РФ; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг.
При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В силу ст.22 указанного закона, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В соответствии с ч.1 ст.23.2 данного закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона.
Статьей 2 ч.1 пп.2 и п.3 Закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» от 30.11.2004г. № 1830-388 определено, что социальная поддержка ветеранов труда предусматривает осуществление системы мер, включающей: оплату жилого помещения (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в домах, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам); оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение, в том числе: снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления).
Согласно ч.4 указанной статьи, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предполагают ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 417рублей.
В судебном заседании было установлено, что истец является ветераном труда и до 01.01.2010г. ей предоставлялись меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение (канализация), газоснабжение) в соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах».
Данный факт подтверждается справками ООО «Водоконал» и ООО «Пермрегионгаз». Как следует из указанных справок, расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате указанных коммунальных услуг, возмещало юридическим лицам МТУ №2 Министерства социального развития Пермского края.
С 01.01.2010года МТУ №2 Министерства социального развития Пермского края отказало истцу в получении мер социальной поддержки как ветерану труда по тем основаниям, что она пользуется мерами социальной поддержки, как специалист бюджетного учреждения, проживающий в сельской местности.
Из материалов дела следует, что истица является педагогом-пенсионером, работала и проживает в сельской местности.
Согласно ФЗ РФ « Об образовании», закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг» № 1845-395 от 30.11.2004г., закона Пермского края № 136К от 08.11.07г. «О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам» истец пользуется правом на возмещение расходов, связанных с предоставлением услуг, по пользованию жилым помещением, по содержанию и ремонту жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг: отопления (теплоснабжения), твердого топлива, электроснабжения в части освещения, электроснабжения в части отопления жилого помещения от электрокотлов и электронагревательных установок, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов. В силу ст.1 указанного закона Пермского края, юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим коммунальные услуги, производящим или приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, возмещаются расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, если общий стаж работы этих работников в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, составляет не менее 10 лет, и при выходе на пенсию они пользовались соответствующей мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, с учетом проживающих совместно с ними членов их семей.
С 18.06.2010года вступил в действие Закон Пермского края «О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» № 628-ПК от 01.06.2010года.
Согласно ст.2 указанного закона, социальная поддержка педагогических работников, пенсионеров, проживающих в домах независимо от вида жилищного фонда, предусматривает получение педагогическими работниками пенсионерами ежемесячных денежных компенсаций на оплату: жилого помещения, отдельных видов коммунальных услуг: электроснабжения (освещение и отопление жилого помещения), отопление, твердого топлива, газоснабжения (отопления жилого помещения от газовых приборов).
Статьей 3 данного закона предусмотрено, что порядок предоставления мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, определяется нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от 8.06.2010г. № 293-п утвержден Порядок предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, работающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В силу п.1 подп. 1.3. указанного нормативного акта, выплата ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам производится в случае, если педагогические работники не пользуются мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям, установленным действующим законодательством.
Истец, как педагог-пенсионер, проработавший и проживающий в сельской местности пользуется мерой социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с предоставлением услуг по пользованию жилым помещением, по содержанию и ремонту жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг: отопления (теплоснабжения), твердого топлива, электроснабжения в части освещения, электроснабжения в части отопления жилого помещения от электрокотлов и электронагревательных установок, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов.
Суд соглашается с доводами ответчика (изложенными в отзыве), что в законодательстве по вопросам социальной защиты граждан действует общий принцип, когда гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки по двум и более основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из этих оснований по выбору гражданина. Этот принцип закреплен ст.13 ч.3 ФЗ РФ «О ветеранах»: при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, статьей 4 Закона Пермской области № 1845-395 от 30.11.2004г., при наличии у лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, права на получение одной и той же формы и (или) меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным федеральным и областным законодательством, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору её получателя и п.12 «Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством», утвержденным постановлением правительства Пермского края 11.12.2009г. № 928-П.
Закон предусматривает выбор не одной из всех установленных законодательством мер социальной поддержки, а выбор одного из оснований получения именно тех мер социальной поддержки, которые предусмотрены конкретным Законом. Законодательные акты субъекта РФ - Пермского края, устанавливают разный объем мер социальной поддержки для данных двух категорий «льготников»: истца, как ветерана труда и истца, как педагогического работника, проработавшего в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности, проживающего в сельской местности и вышедшего на пенсию.
При этом, социальная поддержка первой категории граждан установлена на основании ФЗ РФ «О ветеранах» (ст.22), второй - ФЗ РФ «Об образовании» (ст.55). Меры социальной поддержки различны по своему содержанию, в силу чего несостоятельны доводы ответчика о том, что форму (меру) социальной поддержки законодатель рассматривает в комплексе. В данном случае имеют место разные формы и меры социальной поддержки.
Все перечисленное позволяет суду прийти к выводу, что истец имеет право на получение меры социальной поддержки (по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению), которая предусмотрена ФЗ РФ «О ветеранах». Данной мерой социальной поддержки истец не пользуется по ФЗ РФ «Об образовании» Следовательно, отказ ответчика в предоставлении с 1 января 2010г. истцу указанной меры социальной поддержки, как ветерану труда, будет незаконен.
Следовательно, ответчика следует обязать предоставить истцу социальную поддержку, как ветерану труда.
Тот факт, что дробление или деление ежемесячной денежной компенсации (ЕДК), возможность предоставления льгот с разбивкой по видам коммунальных услуг, действующим законодательством не предусмотрены, не может служить основанием для отказа истцу в предоставлении мер социальной поддержки.
Федеральным законом № 122 -ФЗ от 22.08.2004г. был введен принцип, сонгласно которому при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации на субъекты РФ возложена обязанность вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а так же других обстоятельств. Учитывая, что Тунева Т.И. пользовалась мерами социальной поддержки как ветеран труда, изменение законодательного регулирования с 01.01.2010г., а именно замена предоставления ей мер социальной поддержки, как ветерану труда в натуральном виде на денежную компенсацию, не может служить основанием для лишения её прав, как ветерана труда на предоставление мер социальной поддержики.
Таким образом, требование истца о возложении на ответчика обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, газоснабжению и водоотведению с 1 января 2010г. подлежат удовлетворению.
В силу ст. 98 ГПК РФ подлежит удовлетворению требование истца о взыскании с ответчика расходов по оплате госпошлины в сумме 200рублей.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать отказ Межрайонного территориального управления № 2 Министерства социального развития Пермского края в предоставлении с 1 января 2010г. Туневой Т.И. компенсации за жилищно-коммунальные услуги, как ветерану труда, незаконным.
Обязать Межрайонное территориальное управление №2 Министерства социального развития Пермского края предоставить с 1 января 2010г. Старковой Лии Павловне в денежной форме меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, газоснабжению и водоотведению, как ветерану труда.
Взыскать с Межрайонного территориального управления № 2 Министерства социального развития Пермского края в пользу Туневой Татьяны Ивановны расходы по оплате госпошлины в сумме 200руб.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Карагайский райсуд в течение 10 дней.
Судья О.Р.Веснина