о предоставлении благоустроенного жилого помещения



Дело № 2- 386/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Карагай 24 декабря 2010 года

Карагайский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Политова А.В.,

с участием заместителя прокурора Карагайского района Чудинова В.С.,

при секретаре Овдеенко Л.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карагайского района в интересах Коростелевой А.Н. к администрации Карагайского муниципального района и Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Прокурор Карагайского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов заявителя Коростелевой А.Н. к администрации Карагайского муниципального района и Правительству Пермского края с просьбой возложить обязанности на администрацию Карагайского муниципального района за счет денежных средств выделенных Правительством Пермского края предоставить Коростелевой вне очереди жилое помещение на условиях договора социального найма на территории Карагайского района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, а также обязать правительство Пермского края выделить администрации Карагайского муниципального района из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильем детей сирот, на приобретение благоустроенного жилого помещения Коростелеву на семью из одного человека.

В судебном заседании заместитель прокурора Чудинов В.С. на исковых требованиях настоял и пояснил, что Коростелева А.Н. имеет статус статус ребенка оставшегося без попечения родителей. Мать Коростелевой - Ф.И.О. решением Карагайского районного суда от 13 апреля 2001 года лишена родительских прав. Сведения об отце Коростелевой записаны со слов матери. 22 мая 2002 года Коростелева А. передана под опеку Коростелевой О.. При передаче Коростелевой под опеку за ним жилое помещение не закреплялось, в результате чего 03 октября 2002 года Коростелев был поставлен на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей, нуждающийся в получении жилого помещения на территории Карагайского района. В 2005 году Коростелева окончила ГОУ НПО «Профессиональное училище №» г.Перми. За период с 2002 по 2010 годы Коростелева своего жилья не приобрела. Администрация Карагайского района жилое помещение по договору социального найма Корстелевой после окончания учебы не предоставила.

В соответствии со ст.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1995 года, ст.6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №1939-419 от 29 декабря 2004 года, Постановления Правительства Пермского края №16-п от 10.08.2006года «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей», прокурор просит обязать администрацию Карагайского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Коростелевой А.Н. жилое помещение на территории Карагайского района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Истец Коростелева А.Н. исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме, пояснила, что своего жилья не имеет, временно проживает у друга по адресу: <адрес> <адрес>. По поводу предоставления ей жилого помещения обращалась в администрацию района, но жилое помещение предоставлено не было.

Представитель ответчика -- Администрации Карагайского муниципального района в судебное заседание своего представителя не направила, представлен отзыв, в котором исковые требования не признает, так как предоставление жилья Коростелевой А.Н. ухудшит положение остальных граждан, стоящих в очереди на получение жилого помещения, также не согласны с требованиями предоставить жилое помещение по договору социального найма администрацией Карагайского муниципального района.

Правительство Пермского края, надлежащим образом извещенное о дне слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направило. Представитель Правительства Пермского края по доверенности - Старцева Н.А., просит рассмотреть дело в их отсутствии, в иске прокурору отказать.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, заключение прокурора, в их совокупности приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст.ст. 6, 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области.

В соответствии с п.6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года, с заявлением о постановке на учет в орган местного самоуправления могут обратиться лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).

Согласно п.4 Правил учет детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.

Порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п.

В соответствии с п.п.1, 2 данного Положения, средства, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и(или) для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Субсидии, передаваемые органам местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. При этом, перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - местные бюджеты) осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее - Министерство ЖКХ) в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год.

Согласно п.п. 4,5 данного Положения, ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение жилья. В соответствии с п.7 Положения, распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края.

Из свидетельства о рождении Коростелевой А.Н. следует, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о рождении №. Отцом является ФИО5, а матерью ФИО6 (л.д.7).

Согласно сообщения отдела записи актов гражданского состояния администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ сведения об отце Коростелевой А.Н. записаны со слов заявителя (л.д.10).

В соответствии со свидетельством о заключении брака, ФИО7 и ФИО6 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем в книге регистрации актов о заключении брака ДД.ММ.ГГГГ произведена запись №, после заключения брака присвоена фамилия жене ФИО31(л.д.8).

На основании решения Карагайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО23 лишена родительских прав в отношении двух несовершеннолетних детей: Павла ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Анны ДД.ММ.ГГГГ года рождения(л.д.9).

Согласно Постановления администрации Карагайского района №241 от 22 мая 2002 года назначена Коростелева О. опекуном над Коростелевой А.Н. (л.д.11).

На основании сведений Карагайского РУО от 05 июня 2002 года № 452 Коростелева А.Н. своего жилья не имеет (л.д.13).

Исходя из справки администрации Карагайского сельсовета от 24 мая 2004 года № 1524, несовершеннолетние Коростелева А.Н. и Коростелев П.Н. закрепленного жилья на территории Карагайского сельсовета не имеют (л.д.12).

В соответствии с заявлением Коростелевой О. от 24 мая 2002 года, просит поставить администрацию Карагайского района отдел соцзащиты поставить опекаемых Коростелеву А.Н. и Коростелева П.Н. на региональный учет, так как закрепленного жилья нет (л.д.14).

Согласно сведений о количестве детей, состоящих на регистрационном учете и нуждающихся в получении жилого помещения в муниципальном образовании Карагайский район на 01 января 2010 года Коростелева А.Н. поставлен на учет 03 апреля 2001 года(л.д.17).

Исходя из Диплома ГОУ НПО «Профессиональном училище №16» Коростелева А.Н. с 01 сентября 2004 года по 30 июня 2005 года окончила полный курс профессионального училища на базе среднего (полного) общего образования с получением начального профессионального образования по профессии «Проводник (стюардесса) речного флота». Решением Государственной аттестационной комиссии от 29 марта 2005 года присвоена квалификация проводник (стюардесса) речного флота (л.д.18).

По сведениям Управления Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии право собственности на какое-либо недвижимое имущество за Коростелевой А.Н., ФИО27, не зарегистрировано(л.д.19-20).

Согласно сведений ГОУ «Центр технической инвентаризации <адрес>» Карагайский филиал от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствует информация о наличии в собственности жилых помещений (долей в жилых помещениях) у граждан Коростелевой А.Н., ФИО9, ФИО30 (л.д.23).

При таких обстоятельствах, с учетом представленных доказательств, суд возлагает на администрацию Карагайского муниципального района обязанность по предоставлению вне очереди Коростелевой А.Н. благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма на территории Карагайского района Пермского края, общей площадью не менее нормы представления на одного человека, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения обязанностей на Правительство Пермского края о проведении оплаты расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Коростелевой А.Н., поскольку постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года №16-п установлен определенный порядок распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, иного порядка не предусмотрено. При этом, государственные полномочия по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы местного самоуправления. Поэтому оснований для возложения обязанностей на Правительство Пермского края о выделении денежных средств на приобретение благоустроенного жилого помещения Коростелевой не имеется.

По закону Пермской области от 14.11.2005 года №2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления, с передачей финансовых средств по обеспечению данных расходных обязательств в виде субвенций из регионального фонда компенсаций, которые должны предусматриваться законом о бюджете Пермской области на соответствующий год.

Таким образом, государственные полномочия по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были возложены на органы местного самоуправления с соблюдением установленного законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильём не освобождает администрацию района, как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких-либо условий.

В силу ст.56 ГПК РФ отсутствие таких доказательств является самостоятельным основанием к отказу прокурору в части иска.

В силу п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, ответчики, являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Карагайского муниципального района Пермского края предоставить вне очереди Коростелевой А.Н. благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма на территории Карагайского района Пермского края, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы представления на одного человека, в соответствии с установленными социальными нормами на день предоставления жилого помещения за счет средств, предусмотренных в бюджете Пермского края.

В иске прокурора в части возложения обязанностей на Правительство Пермского края о выделении администрации Карагайского муниципального района из бюджета Пермского края денежных средств, предусмотренных для обеспечения жильем детей сирот, на приобретение благоустроенного жилого помещения Коростелевой А.Н. на семью из одного человека - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Карагайский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья А.