Дело № 2- 385/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Карагай 24 декабря 2010 года
Карагайский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Политова А.В.,
с участием заместителя прокурора Карагайского района Чудинова В.С.,
при секретаре Овдеенко Л.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карагайского района в интересах Коростелева П.Н. к администрации Карагайского муниципального района и Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Прокурор Карагайского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов заявителя Коростелева П.Н. к администрации Карагайского муниципального района и Правительству Пермского края с просьбой возложить обязанности на администрацию Карагайского муниципального района за счет денежных средств выделенных Правительством Пермского края предоставить Коростелеву вне очереди жилое помещение на условиях договора социального найма на территории Карагайского района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, а также обязать правительство Пермского края выделить администрации Карагайского муниципального района из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильем детей сирот, на приобретение благоустроенного жилого помещения Коростелеву на семью из одного человека.
В судебном заседании заместитель прокурора Чудинов В.С. на исковых требованиях настоял и пояснил, что Коростелев П.Н. имеет статус ребенка оставшегося без попечения родителей. Мать Коростелева - ФИО2 решением Карагайского районного суда от 13 апреля 2001 года лишена родительских прав. Сведения об отце Коростелева записаны со слов матери. 22 мая 2002 года Коростелев передан под опеку Коростелевой Ольге Николаевне. При передаче Коростелева под опеку за ним жилое помещение не закреплялось, в результате чего 03 октября 2002 года Коростелев был поставлен на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей, нуждающийся в получении жилого помещения на территории Карагайского района. В 2007 году Коростелев окончил ГОУ НПО «Профессиональное училище №4» г.Перми. За период с 2002 по 2010 годы Коростелев своего жилья не приобрел. Администрация Карагайского района жилое помещение по договору социального найма Корстелеву после окончания учебы не предоставила.
В соответствии со ст.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1995 года, ст.6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №1939-419 от 29 декабря 2004 года, Постановления Правительства Пермского края №16-п от 10.08.2006года «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей», прокурор просит обязать администрацию Карагайского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Коростелева П.Н. жилое помещение на территории Карагайского района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Истец Коростелев П.Н. исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, пояснил, что в настоящее время постоянного места жительства не имеет, а по месту регистрации не проживает, из-за того, что дом разрушен.
Представитель ответчика -- Администрации Карагайского муниципального района в судебное заседание своего представителя не направила, представлен отзыв, в котором исковые требования не признает, так как предоставление жилья Коростелеву П.Н. ухудшит положение остальных граждан, стоящих в очереди на получение жилого помещения, также не согласны с требованиями предоставить жилое помещение по договору социального найма администрацией Карагайского муниципального района.
Правительство Пермского края, надлежащим образом извещенное о дне слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направило. Представитель Правительства Пермского края по доверенности - Старцева Н.А., просит рассмотреть дело в их отсутствии, в иске прокурору отказать.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, заключение прокурора, в их совокупности приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст.ст. 6, 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области.
В соответствии с п.6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года, с заявлением о постановке на учет в орган местного самоуправления могут обратиться лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).
Согласно п.4 Правил учет детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.
Порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п.
В соответствии с п.п.1, 2 данного Положения, средства, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и(или) для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Субсидии, передаваемые органам местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. При этом, перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - местные бюджеты) осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее - Министерство ЖКХ) в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год.
Согласно п.п. 4,5 данного Положения, ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение жилья. В соответствии с п.7 Положения, распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края.
Из свидетельства о рождении Коростелева П.Н. следует, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о рождении №. Отцом является ФИО5, а матерью ФИО6 (л.д.7).
Согласно справки о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ сведения об отце Коростелева П.Н. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д.8).
В соответствии со свидетельством о заключении брака, ФИО7 и ФИО6 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем в книге регистрации актов о заключении брака ДД.ММ.ГГГГ произведена запись №, после заключения брака присвоена фамилия жене Ширяева(л.д.9).
На основании решения Карагайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО7 Людмила Васильевна лишена родительских прав в отношении двух несовершеннолетних детей: Павла ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Анны ДД.ММ.ГГГГ года рождения(л.д.10).
Согласно Постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ назначена ФИО8 опекуном над Коростелевым П.Н.(л.д.11).
На основании сведений Карагайского РУО от ДД.ММ.ГГГГ № Коростелева П.Н. своего жилья не имеет (л.д.12).
Исходя из справки администрации Карагайского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №, несовершеннолетние ФИО9 и Коростелева П.Н. закрепленного жилья на территории Карагайского сельсовета не имеют (л.д.13).
В соответствии с заявлением ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, просит поставить администрацию <адрес> отдел соцзащиты поставить опекаемых ФИО13 и Коростелева П.Н. на региональный учет, так как закрепленного жилья нет (л.д.14).
Согласно сведений о количестве детей, состоящих на регистрационном учете и нуждающихся в получении жилого помещения в муниципальном образовании <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ Коростелева П.Н. поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ(л.д.17-18).
Исходя из Свидетельства АВ № Коростелева П.Н. обучался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГОУ НПО Профессиональном училище №. Решением Государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ присвоена квалификация по профессии слесарь-ремонтник-2 разряда (л.д.19).
По сведениям Управления Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии право собственности на какое-либо недвижимое имущество за Коростелева П.Н., ФИО7 Людмилой Васильевной, не зарегистрировано(л.д.20-21).
Согласно сведений ГОУ «Центр технической инвентаризации <адрес>» Карагайский филиал от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствует информация о наличии в собственности жилых помещений (долей в жилых помещениях) у граждан ФИО9, Коростелева П,Н., ФИО20 (л.д.24).
При таких обстоятельствах, с учетом представленных доказательств, суд возлагает на администрацию Карагайского муниципального района обязанность по предоставлению вне очереди Коростелеву П.Н. благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма на территории Карагайского района Пермского края, общей площадью не менее нормы представления на одного человека, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения обязанностей на Правительство Пермского края о проведении оплаты расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Коростелеву П.Н., поскольку постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года №16-п установлен определенный порядок распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, иного порядка не предусмотрено. При этом, государственные полномочия по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы местного самоуправления. Поэтому оснований для возложения обязанностей на Правительство Пермского края о выделении денежных средств на приобретение благоустроенного жилого помещения Коростелеву не имеется.
По закону Пермской области от 14.11.2005 года №2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления, с передачей финансовых средств по обеспечению данных расходных обязательств в виде субвенций из регионального фонда компенсаций, которые должны предусматриваться законом о бюджете Пермской области на соответствующий год.
Таким образом, государственные полномочия по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были возложены на органы местного самоуправления с соблюдением установленного законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильём не освобождает администрацию района, как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких-либо условий.
В силу ст.56 ГПК РФ отсутствие таких доказательств является самостоятельным основанием к отказу прокурору в части иска.
В силу п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, ответчики, являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Карагайского муниципального района Пермского края предоставить вне очереди Коростелеву П.Н. благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма на территории Карагайского района Пермского края, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы представления на одного человека, в соответствии с установленными социальными нормами на день предоставления жилого помещения за счет средств, предусмотренных в бюджете Пермского края.
В иске прокурора в части возложения обязанностей на Правительство Пермского края о выделении администрации Карагайского муниципального района из бюджета Пермского края денежных средств, предусмотренных для обеспечения жильем детей сирот, на приобретение благоустроенного жилого помещения Коростелеву П.Н. на семью из одного человека - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Карагайский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья А.В.Политов