о признании незаконным бездействия администрации МО в сфере дорожной деятельности



Дело № 2-414/2010 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Карагай 24 декабря 2010 года.

Карагайский районный суд Пермского края в составе судьи Весниной О.Р.,

с участием помощника прокурора Карагайского района Ереминой Е.А.

представителя Администрации МО «Менделеевское сельское поселение» Мальцева О.М.,

при секретаре Сидоровой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Карагайского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации МО «Менделеевское сельское поселение» в сфере дорожной деятельности в части приведения в нормативное состояние улично-дорожной сети по <адрес>, возложении обязанности обеспечить доступ ко второму ряду жилых домов по <адрес>, произвести ремонт дорожной полосы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации МО «Менделеевское сельское поселение» в сфере дорожной деятельности в части приведения в нормативное состояние улично-дорожной сети по <адрес>, возложении обязанности обеспечить доступ ко второму ряду жилых домов по <адрес>, произвести ремонт дорожной полосы.

Свои требования мотивировал следующим образом.

В связи с обращением жителей <адрес> прокуратурой Карагайского р-на проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании муниципальных дорог на территории Менделеевского сельского поселения, в частности по указанной улице. В ходе проверки установлено, что по четной стороне <адрес> жилые дома расположены в два ряда. Подъезд к домам первого ряда обеспечивается по дороге местного значения со съездом на автодорогу Нытва-Кудымкар. Ко второму ряду домов подъезда с улицы нет, неорганизованный съезд на ту же федеральную дорогу от второго ряда домов четной стороны улицы был демонтирован в 2009 году. Технические проезды с дороги местного значения - улицы <адрес> между домами первого и второго ряда не соответствуют Гостам и нормативным требованиям.

Согласно заключения государственного инспектора дорожного движения ОГИБДД ОВД по Карагайскому муниципальному району установлено, что автодорога по <адрес> относится к 5 категории, ширина составляет 4 м. 50 см., имеются выбоины более 6 см., промоины откосов и проезжей части. На всех технических проездах отсутствуют конструктивные слои дорожного покрытия. На всей протяженности дороги образовался грунтовой вал более 10 см., колейность глубиной более 11 см. Съезды образованы самостоятельно, к категории улиц данные съезды не относятся. Указанные показатели не соответствуют требованиям п. 3.1.2. государственного стандарта РФ ГОСТА Р 50597-93 от 01.07.1994г. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», согласно которого предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см., и глубине - 5 см.

Прокуратурой Карагайского района в июле 2009 года проводилась проверка по вопросу законности ликвидации съезда с <адрес> на федеральную трассу Нытва-Кудымкар. По результатам проверки в адрес главы администрации Менделеевского сельского поселения было внесено представление. Для организации съезда с федеральной дроги ко второму ряду нечетной стороны <адрес> в августе 2009 г. на имя директора ФГУ «Уралуправдор» о согласовании съезда и выдачи технических условий для В сентябре 2009 г. технические условия на организацию и обустройство съезда к <адрес> на км. 27+400м (справа) с федеральной автомобильной дороги 1Р 344 Нытва-Кудымкар были выданы на имя главы Карагайского муниципального района. Со слов главы администрации Менделеевского сельского поселения данные технические условия он забрал из администрации района только в конце 2009 г. Срок действия технических условий составлял 1 год, то есть до 24.08.2010 г. Вместе с тем, администрацией Менделеевского сельского поселения за указанный период времени не было предпринято никаких действий для реализации технических условий и восстановления съезда. При этом граждане, проживающие по <адрес> неоднократно обращались с заявлениями в администрацию Менделеевского сельского поселения, в том числе и в перио; 2010г. с вопросом о восстановлении ликвидированного съезда.

Для обеспечения беспрепятственного доступа к жилым домам граждан проживающих на <адрес>, органы местного самоуправления муниципального образования «Менделеевское сельское поселение» должны: либо привести в нормативное состояние технические проезды между домами четной стороны <адрес> и присвоить им статус дорог; либо восстановить ликвидированный съезд с <адрес> на федеральную дорогу Нытва-Кудымкар.

Прокурор в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал. Суду пояснил, что огбращение прокурора в суд с указанным заявлением
обусловлено тем, что бездействие органов местного самоуправления
муниципального образования «Менделеевское сельское поселение» по
вопросу обеспечении проезда к жилым домам по <адрес> влечет за собой нарушение
прав неопределенного круга лиц, в частности участников дорожного
движения, граждан непосредственно проживающих в домах по данной улице,
а также с целью предупреждения наступления трагических последствий
связанных с гибелью людей проживающих в границах поселения, в
результате дорожно-транспортных происшествий, пожаров, несвоевременным оказанием скорой медицинской помощи и соответственно повреждения имущества граждан.

Представитель МО «Менделеевское сельское поселение» Мальцев О.М. признал частично, суду пояснил, что действительно в настоящее время <адрес> не соответствует нормативному состоянию, при знал, что Администрацией Менделеевского сельского поселения не обеспечен доступ ко второму ряду домов четной стороны улицы.

Выслушав прокурора, представителя МО «Менделеевское сельское поселение», исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с п..5 ч.1 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичная норма закреплена в п.6 ст. 13 Федерального Закона от 08.11.2007г № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и отнесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ч.9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о несении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 6, ст. 13 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995г. органы местного самоуправления в соответствие с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорож-юго движения является расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст. 12 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствовать правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам р.озлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Частью 1 ст. 34 Федерального Чакона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о несении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Кроме этого, Пунктом 2 СНиП 2.07.01-89* «Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989г. №78 регламентировано, что при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями.

Согласно пункта 23 Правил Пожарной Безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС от 18.06.2003г. №313 дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим

Согласно п.2 ч.2 ст. 55 Устава Муниципального образования «Менделеевское сельское поселение» (далее Устав МО) автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктом поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог, является собственностью поселения. В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 6 устава МО к вопросам местного значения Менделеевского сельского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах гаселенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 40 Устава МО определено, что администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом Менделеевского сельского поселения и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно пунктов 3, 8, 10, 11 ч.1 ст. 41 Устава МО администрация поселения наделана полномочиями по решению таких вопросов как управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, осуществление мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Соответственно, с учетом положений Устав МО, меры для обеспечения беспрепятственного доступа к жилым домам по <адрес> должна была принять администрация Менделеевского сельского поселения.

Согласно ч.2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 78 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «ОБ общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.2 ст. 46 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действия (бездействия) органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, могут быть обжалованы в судебномпорядке.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора Карагайского района подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации МО «Менделеевское сельское поселение» в сфере дорожной деятельности в части приведения в нормативное состояние улично-дорожной сети по <адрес>.

Возложить обязанность на администрацию МО «Менделеевское сельское поселение» в срок до 01.06.2011 года обеспечить доступ непосредственно ко второму ряду жилых домов четной стороны <адрес>, произвести ремонт дорожного полотна и привести в нормативное состояние автодорогу по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Карагайский районный суд в течение 10 дней.

Судья