Дело № 2-400/2010 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
с. Карагай 21 декабря 2010 года.
Карагайский районный суд Пермского края в составе судьи Весниной О.Р.,
с участием помощника прокурора Карагайского р-на Ереминой Е.А.,
истца Лапшина В.В.
при секретаре Сидоровой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карайского района в интересах Лапшина В.В. к Администрации Карагайского муниципального района и Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения и выделении денежных средств на эти цели,
у с т а н о в и л:
Прокурор Карагайского района, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд в защиту интересов Лапшина В.В. к ответчикам о возложении на Администрацию Карагайского муниципального района за счет денежных средств, выделенных Правительством Пермского края, предоставить истцу вне очереди жилое помещение на условиях договора социального найма на территории Карагайского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям; и о возложении обязанности на Правительство Пермского края выделить Администрации Карагайского муниципального района из бюджета Пермского края денежные средства на приобретение благоустроенного жилого помещения Лапшину В.В.
Свои требования прокурор мотивировал следующим образом.
Лапшин В.В. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Мать его - ФИО1 решением Карагайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении него и других своих детей. Сведения об отце в свидетельстве о рождении истца записаны на основании заявления матери.
Решением Исполкома Карагайского районного Совета народных депутатов № истец был направлен в детское государственное учреждение для детей - сирот и с 1984 года по 1996 год воспитывался в детском доме <адрес>.
При передаче его в детский дом, жилое помещение за ним не закреплялось, собственного жилья он не приобрел и ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения на территории Карагайского района.
ДД.ММ.ГГГГ по приговору Карагайского районного суда и ДД.ММ.ГГГГ по приговору и.о. мирового судьи судебного участка № Карагайского МР истец был осужден к наказанию в виде лишении свободы и отбывал наказание в исправительных учреждениях.
ДД.ММ.ГГГГ в период отбывания наказания Лапшин В.В. окончил Федеральное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №» <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ по постановлению Соликамского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Лапшин В.В. был освобожден условно-досрочно.
До настоящего времени Лапшин В.В. своего жилья не приобрел, и Администрация Карагайского района жилое помещение по договору социального найма по возвращении из учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, ему не предоставила.
В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал по тем же доводам.
Истец - Лапшин В.В. - исковые требования прокурора поддержал, суду пояснил, что с ноября 1997 года проживает на территории Карагайского р-на, сначала в общежитии ПУ-11 <адрес>, а затем - в <адрес> - без регистрации по месту проживания его матери, где, кроме них в трехкомнатной квартире проживают еще сестра с мужем и четверо братьев. Семьи не имеет. На учет нуждающихся в жилом помещении поставлен в 2002 году, ранее обращался неоднократно устно.
Ответчик - Администрация Карагайского муниципального района просит рассмотреть дело без участия их представителя, в отзыве на иск с ним не согласен, полагая, что удовлетворение иска ухудшит положение других лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Ответчик - Правительство Пермского края - иск в своем отзыве не признал, утверждая, что исполняет свои обязательства своевременно и в полном объеме. Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Перечисляются субсидии местным бюджетам по мере поступления средств из федерального бюджета, которые ожидаются во 2-м полугодии 2010 года.
Выслушав объяснения прокурора, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что мать Лапшина В.В. лишена родительских прав решением Карагайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, отец в свидетельстве о рождении записан по заявлению матери, следовательно он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения единственного родителя.
В соответствии с ч.2 п.1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159_ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004г.) дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении, или учреждении социального обслуживания, в учреждениях профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст.ст.6,8 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что такие дети обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Расходы на реализацию таких мер производятся за счет средств бюджета Пермской области.
В соответствии с п.6 «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000г., с заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления могут обратиться лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.).
Согласно п.4 вышеназванных Правил, учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.
Порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее -дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п.
Согласно п.п.4, 5 данного Положения, ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение жилья. В соответствии с п.7 Положения, распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края.
С 1984 года по 1996 год Лапшин В.В. находился в детском доме <адрес> на полном гособеспечении, был дважды судим и освободился из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ закончил Профессиональное училище № <адрес>.
03.01.2002 г. Лапшин В.В. обратился с заявлением в отдел соцзащиты Администрации Карагайского р-на о постановке его на регистрационный учет на получение жилья или ссуды для приобретения жилья, как сироты.
Согласно сведений из Администрации района Лапшин В.В. 16.05.2002 г. был поставлен на регистрационный учет в администрацию района для получения жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей и не имеющий закрепленного жилого помещения. Эти же обстоятельства подтверждены и справкой Карагайского РУО от 04.07.2001года и Книгой регистрации заявлений детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.
Из сообщений ГУ ЦТИ Пермского края от 24.11.2010года и Росреестра от 25.11.2010 года следует, что в собственности Лапшина В.В. и его матери жилых помещений не было.
По освобождении из мест лишения свободы, Лапшину В.В., состоящему на учете на внеочередное предоставление жилого помещения по договору найма как обладающему статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение предоставлено не было.
Таким образом, требования прокурора о предоставлении Лапшину В.В. администрацией Карагайского района благоустроенного жилого помещения вне очереди подлежат удовлетворению.
Требования прокурора Карагайского района в части возложения обязанностей на Правительство Пермского края о выделении средств администрации Карагайского района на приобретение жилья Лапшину В.В. следует оставить без удовлетворения, поскольку постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п установлен определенный порядок распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, иного порядка не предусмотрено.
В соответствии с названным Положением, государственные полномочия по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы местного самоуправления.
Отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильем, не освобождает администрацию района, как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких-либо условий.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Карагайского муниципального района Пермского края предоставить вне очереди Лапшину В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение в с. Карагай Пермского края благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм на день предоставления жилого помещения за счет средств, выделенных бюджету Карагайского муниципального района Правительством Пермского края на эти цели.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Карагайский райсуд в течение 10 дней.
С У Д Ь Я