Дело № 2-358/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 октября 2011г. с. Карагай Карагайский районный суд Пермского края в составе судьи Подюковой Л.В., с участием прокурора Сказочкина И.В., при секретаре Печенкиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карагайского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карагайского района о признании незаконным бездействия администрации Карагайского района при исполнении полномочий по решению вопросов местного значения и о возложении на нее обязанности по организации предоставления бесплатного дошкольного образования, у с т а н о в и л: Прокурор Карагайского района обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карагайского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации района при исполнении полномочий по решению вопросов местного значения, не принявшей меры по расширению сети дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих деятельность на территории района; и о возложении на администрацию обязанности по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях лицам, имеющим право на получение данного вида образования в срок до 01.09.2013 года. Свои требования мотивировал следующим. При проверке состояния законности в сфере доступности дошкольного образования. Прокуратурой района установлено, что по состоянию на 01.09.2011г. на территории Карагайского района функционирует 8 муниципальных дошкольных учреждений - детских садов. В 11 школах открыты в качестве структурных подразделений группы детей для дошкольного возраста. Наполняемость детских садов по состоянию на 01.09.2011г. составляет 1272 человека. Практически во всех дошкольных образовательных учреждениях (в 16 из 19) предельная численность детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, превышает численность, установленную лицензией. Фактическая численность детского населения на начало 2010г. по Карагайскому району составила 2559 человека( из них детей в возрасте от 1года до 5 лет - 1658 человек, от 5 до 7-ми лет - 901 человек. А имеется число мест в дошкольных учреждениях - 1065, соответственно дефицит составляет более 200%. Кроме того, уровень рождаемости детей на территории Карагайского района не снижается. Так, например, в 2008 году рождаемость составила 376 человек, в 2009 - 385 человек, в 2010 - 381 человек, а за 8 месяцев 2011 года - 206 человек. Очередность в муниципальные образовательные учреждения по дошкольному образованию по состоянию на 01.09.2011г. составляет 297 человек. Так наличие очередности в МДОУ и МОУ по поселениям: - Карагайское сельское поселение - 112 человек; - Менделеевское сельское поселение - 133 человека; - Рождественское сельское поселение - 35 человек; - Никольское сельское поселение - 3 человека; - Нердвинское сельское поселение - 5 человек; -Обвинское сельское поселение - 7 человек; - Козьмодемьянское сельское поселение - 2 человека. Таким образом, наиболее критическая ситуация в сфере доступности дошкольного образования складывается на территориях Карагайского и Менделеевского сельских поселений Карагайского района. Тем не менее, исчерпывающих мер по расширению сети дошкольных образовательных учреждений со стороны органов местного самоуправления не принято. В судебном заседании прокурор Сказочкин И.В. на требованиях настаивал. Представитель ответчика - администрации Карагайского муниципального района - Болдакова Н.В. с иском не согласилась, указав, что администрация района принимает меры по увеличению дошкольных образовательных учреждений. Так, например, был построен детский сад в Нердвинском сельском поселении. Решается вопрос об открытии частных детских садов. Представитель 3-его лица по делу - МУ «Управление образования администрации Карагайского муниципального района» - Бурыкина Е.В. с иском согласилась частично и пояснила следующее. Прокуратура досконально исследовала материалы по рассматриваемым вопросам. Проблемы с дошкольным образованием действительно имеются. Администрация района и РУО старается их решать. Так открыли дополнительную группу во 2-й школе в Карагайском сельском поселении, построили Нердвинский детский сад. Существует проект «Мамин выбор», родитель сам решает отдавать ему ребенка в детский сад, или мама с ним будет сидеть дома и получать пособие в размере 1000руб. пока ребенку не исполнится 5 лет. В тоже время этот проект не решает проблему, поскольку эти родители ждут своей очереди, чтобы отдать ребенка в детский сад, где он сможет получить дошкольное образование. Выслушав объяснения сторон, представителя 3-его лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Часть.2 ст.43 Конституции РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. В соответствии с ч.3 ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Согласно ч.3 ст. 5 указанного Закона государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований и сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций (ст. 8 Закона РФ «Об образовании»). Подпункт 1 п.3 ст.9 Закона РФ «Об образовании» относит к основным общеобразовательным программам программу дошкольного образования. Пункт 1 ст.10 Закона РФ «Об образовании» определяет формы получения образования с учетом потребностей и возможностей: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. В силу ч.1 ст.12 Закона РФ «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Часть 4 ст.12 Закона РФ «Об образовании» относит к образовательным учреждениям такой тип как дошкольные учреждения. Деятельность образовательных учреждений регулируется типовыми положениями образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 утверждено Типовое положение «О дошкольном образовательном учреждении». В соответствии с п. 3, 4 указанного Положения дошкольное образовательное учреждение реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования; обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Согласно п.2 ч.1 ст. 31, Закона РФ «Об образовании», п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация представления общедоступного бесплатного дошкольного образования. В соответствии п.3 ч.1 ст.31 Закона РФ «Об образовании» для реализации данных полномочий органы муниципальных районов наделены правом создания муниципальных образовательных учреждений. Однако на территории Карагайского района допускается нарушения вышеназванного законодательства. Как следует из письма МУ «Управления образования администрации Карагайского муниципального района» от 13.05.2011г. за № 780 на территории района проживает 1316 детей в возрасте от 1,5 до 5 лет и 418 детей в возрасте от 5 до 7 лет. Всего детей 1734. На территории Карагайского района на 109.2011г. функционирует 8 муни- ципальных дошкольных учреждений - детских садов. В 11 школах открыты в качестве структурных подразделений группы для детей дошкольного возраста. На- полняемость детских садов составляет 1272 человека, тогда как количество мест в детских дошкольных учреждениях составляет 1065. Только в двух детских дошкольных учреждениях (Никольский детский сад и Зюкайская ОШ) наполняемость соответствует количеству детских мест в дошкольном учреждении. Количество заявлений, поданных родителями в детский сад, составляет 297: -Карагайское сельское поселение-112человек - Рождественское сельское поселение - 35 человек - Никольское сельское поселение - 3 человека - Нердвинское сельское поселение - 5 человек - Обвинское сельское поселение - 7 человек - Козьмодемьянское сельское поселение - 2 человека Количество неорганизованных детей по району на 1.09.2011г. составляет 462 ребенка (с 1,5 до 7 лет), из них: 267 родителей (дети с 1,5 до 5 лет) получают пособие в размере 1000руб. по краевому проекту «Мамин выбор». На 1 сентября 2011г. лишь заявления от родителей, имеющих детей 6-летнего возраста, удовлетворены, их дети устроены в детские сады (л.д.6-7). Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2010г. Данный факт подтверждается письмом РУО от 28.09.2010г., из которого следует, что количество мест в дошкольных учреждениях составляло 931, количество детей в детских садах - 1167, неорганизованных детей на сентябрь 2010г. было 477(л.д.8-9). Из справок отдела ЗАГС администрации Карагайского муниципального района от 04.10.2010г. и 08.09.2011г. следует, что рождаемость в Карагайском районе фактически остается стабильной. Так в районе было зарегистрировано актов гражданского состояния о рождении в 2008г. - 376, в 2009г. - 385, в 2010г. - 381, за 8 месяцев 2011г. - 206 (л.д.11-12). Из анализа перечисленных документов следует, что в последние два года в Карагайском районе нарушаются права детей на получение бесплатного дошкольного образования. Дошкольные детские учреждения, кроме двух, переполнены. Имеется большая очередность в детские дошкольные учреждения в Карагайском, Менделеевском, Рождественском сельских поселениях. На протяжении двух последних лет количество неорганизованных детей в районе по существу не снижается. Согласно п.3 ч.1 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» органы муниципальных образований наделены правом создания муниципальных образовательных учреждений. В соответствии с п.11 ч.1 ст.10 Устава МО «Карагайский муниципальный район»; п.2. ст. 3, Решения Земского Собрания Карагайского муниципального района от 28.08.2009 № 5/49 «Об утверждении Положения о порядке организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и организации предоставления дополнительного образования детей на территории Карагайского муниципального района» к вопросам местного значения относятся организация предоставления дошкольного образования детям на территории муниципального района. Администрация Карагайского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, на котором лежит обязанность непосредственного исполнения полномочий по вопросам местного значения. Таким образом, обязанность по формированию сети дошкольных образовательных учреждений возложена на Администрацию Карагайского муниципального района. Несмотря на то, что на территории района наблюдается очередность в дошкольные образовательные учреждения, то есть нарушаются права несовершеннолетних детей на получение доступного и бесплатного дошкольного образования, со стороны администрации Карагайского муниципального района мер по устранению указанных нарушений принимается недостаточно. Участие в пилотном проекте Пермского края по предоставлению пособий не является формой получения дошкольного образования и не заменяет это образование. Пунктом 6 Постановления Правительства Пермского края от 15.10.2007 № 232-п «О пилотном проекте «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения» («Мамин выбор»)» предусмотрено, что получение пособия не является основанием для исключения ребенка из регистра детей для определения в дошкольное учреждение. Доводы представителя администрации о том, что решается вопрос об открытии частных детских садов не свидетельствуют об исполнении обязанности администрации района по организации бесплатного дошкольного образования, как это предусмотрено действующим законодательством по организации общедоступного, бесплатного дошкольного образования в муниципальном учреждении. Все изложенное позволяет суду прийти к выводу, что требования прокурора района обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие администрации Карагайского муниципального района при исполнении полномочий по решению вопросов местного значения, не принявшей меры по расширению сети дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих деятельность на территории Карагайского муниципального района. Обязать администрацию Карагайского муниципального района Пермского края организовать предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях лицам, имеющим право на получение данного вида образования в срок до 01.09.2013 года. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Карагайский райсуд в течение 10 дней. С У Д Ь Я /Л.В.Подюкова/
- Менделеевское сельское поселение - 133 человека