о возложении обязанности организовать сбор и вывоз отходов



Дело № 2-385/2011

                                        Р Е Ш Е Н И Е

                            Именем Российской Федерации

                                      

12 декабря 2011г.                                                                            с. Карагай

Карагайский районный суд Пермского края в составе судьи Подюковой Л.В., с участием прокурора Чудинова В.С., при секретаре Печенкиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карагайского района Гришина С.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Менделеевское сельское поселение о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов,

                                          у с т а н о в и л:

Прокурор Карагайского района Гришин С.А. обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Менделеевское сельское поселение о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов с <адрес> и с прилегающей к ней территории в <адрес>. Свои требования мотивировал следующим образом.

Прокуратурой Карагайского района была проведена проверка исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, об отходах производства и потребления, в ходе которой выявлено, что на <адрес> и на прилегающей к ней территории <адрес> с 2008г. имеются несанкционированные свалки с отходами производства и потребления (горбыль натуральной чистой древесины, опилки натуральной чистой древесины, обрезь натуральной чистой древесины).

Однако администрацией Менделеевского сельского поселения не принимаются меры по ликвидации несанкционированных свалок в пределах административных границ поселения. Не ликвидируя с территории поселения отходы древесины, ответчик тем самым создает угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных, неинфекционных заболеваний среди неопределенного круга лиц. Кроме того, отходы древесины могут явиться источником пожара на территории Менделеевского поселения.

В судебном заседании прокурор Чудинов В.С. на требованиях настаивал. Кроме того, пояснил, что несанкционированная свалка находится на территории сельского поселения, земля под ней является государственной собственностью. Кто именно организовал эту свалку определить невозможно, поскольку земля в месте свалки не принадлежит какому-либо хозяйствующему субъекту. Поэтому невозможно с точностью определить из чего состоит свалка: бытового мусора, или производственных отходов. Следовательно, именно поселение обязано ликвидировать эту свалку, поскольку она находится на его территории.

Представители ответчика - глава администрации Менделеевского сельского поселения Ширинкин В.И. и специалист по юридическим вопросам Филимонова О.В. - с иском не согласились по следующим основаниям. Отходы древесины, указанные в иске, действительно имеются по <адрес> и прилегающей к ней территории. Это отходы промышленные, поэтому их убирать обязаны индивидуальные предприниматели, занимающиеся переработкой древесины на территории Менделеевского сельского поселения.

К вопросам местного самоуправления относится организация сбора и вывоза лишь бытовых отходов.

Кто конкретно виновен в несанкционированной свалке отходов представители ответчика не знают.

Выслушав объяснения прокурора ФИО3, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.21 указанного Федерального закона содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

Согласно ст. 51 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные водные объекты, в недра и на почву.

Согласно ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

В силу ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, а также ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст.8 данного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относиться к вопросам местного значения поселения.

Как указано п.2 ст.10 Положения «Об организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории Карагайского муниципального района», утв. решением Земского Собрания Карагайского муниципального района от 26.09.2008г. № 9/37, контроль за соблюдением требований к размещению, сортировке, утилизации, переработке отходов осуществляется администрацией района, сельских поселений в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления.

Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления сельских поселений и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.

Однако ответчиком ненадлежащим образом осуществляется организация деятельности в области обращения с отходами производства и потребления.

Как следует из справки от 14.10.2011г., прокуратурой района была проведена 22.06.2011г. проверка исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, об отходах производства и потребления, в ходе которой выяснилось, что на территории Менделеевского сельского поселения имеются несанкционированные свалки с отходами производства и потребления (горбыля, опилок, обрези натуральной чистой древесины):

1. На <адрес> 2 метрах от дороги на почве размещена куча отходов горбыля и обрези натуральной чистой древесины, примерный объем которой 120м3.

2. Переулок перпендикулярный <адрес>, вдоль дороги протяженностью 60 метров на почве сброшен опил натуральной чистой древесины.

3. Возле участка <адрес> 7-8 метрах от дороги на почве размещена куча отходов горбыля, примерный объем которой 4м3.

4. На <адрес> рядом с пилорамой индивидуального предпринимателя ФИО9 у дороги на почве размещена куча опила натуральной чистой древесины, примерный объем которой 350м3.

5. На <адрес> рядом с пилорамой индивидуального предпринимателя ФИО6 слева у дороги на почве размещена куча отходов горбыля, опила и обрези натуральной чистой древесины.

6. На <адрес> от железнодорожного тупика до металлического вагончика на почве размещены кучи отходов горбыля, опила и обрези натуральной чистой древесины протяженностью около 120 метров, примерный объем который 500м3.

7. Рядом с участком <адрес>, на почве размещены кучи отходов горбыля, опила и обрези натуральной чистой древесины, примерный объем которых не менее 1 500м3.

8. Вдоль дороги (по обочине) от входа на базу по адресу: ул. <адрес>, до <адрес> на почве валяются отходы горбыля. (л.д.10).

Данные факты подтверждаются фототаблицей государственного инспектора Пермского края по охране природы ФИО7 (л.д.7-9).

Не отрицают факт наличия несанкционированной свалки на указанной выше территории представители ответчика.

Из сообщения Кадастровой палаты от 25.11.2011г. следует, что участок под <адрес>, как объект недвижимого имущества на кадастровом учете не состоит, кадастровый номер не присвоен, участок расположен в границах муниципального образования «Менделеевское сельское поселение» Пермского края. Поэтому в силу п.2 ст.214 ГК РФ этот земельный участок является государственной собственностью.

Ответчик допустил загрязнение земельного участка, находящегося в государственной собственности, отходами натуральной чистой древесины: горбыля, обрези, опила.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утверждённым приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002г. № 786, отходы горбыля, опила и обрези натуральной чистой древесины относятся к 5 классу опасности для окружающей природной среды.

Согласно п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 « Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утв. постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 80 от 30.04.2003г., при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, россыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

Отходы натуральной древесины (опилки, обрезь, горбыль) складируются на землях Менделеевского сельского поселения в течение длительного периода без соблюдения указанных выше требований.

Суд находит убедительными доводы прокурора о том, что, несоблюдение администрацией Менделеевского сельского поселения законодательства в области охраны окружающей среды, создает угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, а также угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных и не инфекционных заболеваний.

Кроме того, не ликвидируя отходы древесины с территории поселения, ответчик допускает возможность их возгорания, поскольку данные отходы легковоспламеняющиеся и могут служить источником пожара. Это обстоятельство свидетельствует также о неисполнении полномочий поселения по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, предусмотренных п.9 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Все изложенное позволяет суду прийти к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд

                                          Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Карагайского района С.А. Гришина удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Менделеевское сельское поселение Пермского края ликвидировать несанкционированную свалку отходов с <адрес> и прилегающей к ней территории в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Карагайский райсуд в течение 10 дней.

С У Д Ь Я                                                                           /Л.В.Подюкова/