Дело № 2- 52/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Карагай 10 февраля 2011 года
Карагайский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Политова А.В.,
с участием заместителя прокурора Карагайского района Чудинова В.С.,
при секретаре Овдеенко Л.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карагайского района в интересах Желватых А.Н. к администрации Карагайского муниципального района и Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Прокурор Карагайского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов заявителя Желватых А.Н. к администрации Карагайского муниципального района и Правительству Пермского края с просьбой возложить обязанности на администрацию Карагайского муниципального района за счет денежных средств выделенных Правительством Пермского края предоставить Желватых вне очереди жилое помещение на условиях договора социального найма на территории Карагайского района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления на четырех человек, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, а также обязать Правительство Пермского края выделить администрации Карагайского муниципального района из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильем детей сирот, на приобретение благоустроенного жилого помещения Желватых на семью из четырех человек.
В судебном заседании заместитель прокурора Караагйского района Чудинов В.С. на исковых требованиях настоял и пояснил, что Желватых имеет статус ребенка оставшегося без попечения родителей. Мать Желватых - Ж. решением Карагайского районного суда от 20 октября 1995 года лишена родительских прав. Отец - Ж. по приговору Карагайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ осужден к 4 годам лишения свободы, в связи с чем Постановлением администрации Карагайского района от 19 марта 1996 года № 66 Желватых передан под опеку П.. При этом, жилое помещение за ним не закреплялось. Постановлением главы администрации Рождественского сельсовета №15 от 15 октября 1998 года Желватых поставлен на очередь на получение жилья. Приговором Карагайского районного суда от 07 февраля 2001 года отец Желватых вновь осужден к отбыванию наказания 12 лет лишения свободы в исправительной колонии особого режима. В период с 1996 года по 2008 год Желватых своего жилья не приобрел, в результате чего 14 февраля 2008 года поставлен на учет в администрации Карагайского района как ребенок, оставшийся без попечения родителей, нуждающийся в получении жилого помещения на территории Карагайского района. В 2008 году Желватых окончил МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа». По решению призывной комиссии Карагайского района Пермского края с 13 октября 2009 года признан ограниченно годным к военной службе. 22 декабря 2010 года Желватых А.Н. заключил брак с Д. с присвоением фамилии жене Желватых, а также установил отцовство в отношении детей <данные изъяты>. За период с 2008 по 2010 годы Желватых своего жилья не приобрел. До настоящего времени Администрация Карагайского района жилое помещение по договору социального найма Желватых после окончания учебы не предоставила.
В соответствии со ст.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1995 года, ст.6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №1939-419 от 29 декабря 2004 года, Постановления Правительства Пермского края №16-п от 10.08.2006года «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей», прокурор просит обязать администрацию Карагайского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Желватых А.Н. жилое помещение на территории Карагайского района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления на семью из четырех человек, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Истец Желватых А.Н. исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации Карагайского муниципального района в судебное заседание своего представителя не направила, представлен отзыв, в котором исковые требования не признает, так как предоставление жилья Желватых А.Н. вне очереди ухудшит положение остальных граждан, стоящих в очереди на получение жилого помещения.
Правительство Пермского края, надлежащим образом извещенное о дне слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направило. Представитель Правительства Пермского края по доверенности - Кондрашина И.Л. направила возражение, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме, а также рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, заключение прокурора, в их совокупности приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст.ст. 6, 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области.
В соответствии с п.6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года, с заявлением о постановке на учет в орган местного самоуправления могут обратиться лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).
Согласно п.4 Правил учет детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.
Порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п.
В соответствии с п.п.1, 2 данного Положения, средства, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и(или) для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Субсидии, передаваемые органам местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. При этом, перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - местные бюджеты) осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее - Министерство ЖКХ) в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год.
Согласно п.п. 4,5 данного Положения, ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение жилья. В соответствии с п.7 Положения, распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края.
Согласно ст.ст.1,9 Закона Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» от 14 июля 2008 года №255-ПК, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, с учетом членов их семей.
Из свидетельства о рождении Желватых А.Н. следует, что он родился ДД.ММ.ГГГГ. Отцом является Ж., а матерью Ж. (л.д.9).
В соответствии со свидетельством о заключении брака, Желватых А.Н. и Д. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о заключении брака №, после заключения брака присвоена фамилия жене Желватых(л.д.10).
Исходя из свидетельства о рождении, ФИО9 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о рождении №, отец Желватых А.Н., мать Д.(л.д.11).
Исходя из свидетельства о рождении, ФИО10 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о рождении №, отец Желватых А.Н., мать Д.(л.д.12).
На основании решения Карагайского районного суда от 22 октября 1995 года, мать Желватых А.Н. - Ж. лишена родительских прав в отношении трех несовершеннолетних детей: <данные изъяты> переданы на воспитание отцу Ж. (л.д.13-14).
Согласно приговора Карагайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Ж. признан виновным по ч.3 ст.206 УК РФ с назначением наказания в виде 4 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии строгого режима (л.д.15-19).
Согласно приговора Карагайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Ж. признан виновным по ч.3 ст.213, ст.69 УК РФ в виде 12 лет лишения свободы с исправительной колонии особого режима (л.д.20-22).
На основании Постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ П. назначена опекуном Желватых А.Н. (л.д.23).
Исходя из Постановления главы администрации Рождественского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ, Желватых А.Н. поставлен в очередь на получение жилья (л.д.24).
Согласно сведений о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье на ДД.ММ.ГГГГ по Карагайскому муниципальному району Желватых А.Н. поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ(л.д.25).
Исходя из аттестата об основном общем образовании, выдан МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26).
В соответствии с военным билетом выданного ДД.ММ.ГГГГ, Желватых А.Н. ДД.ММ.ГГГГ признан «В»-ограниченно годным к военной службе (л.д.27).
Согласно сведений ГОУ «Центр технической инвентаризации Пермского края» Карагайский филиал от 17 января 2011 года, отсутствует информация о наличии в собственности жилых помещений (долей в жилых помещениях) у граждан Желватых А.Н., ФИО14, ФИО9, ФИО10, Ж.., Ж. (л.д.27).
По сведениям Управления Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии право собственности на какое-либо недвижимое имущество за Желватых А.Н., ФИО14, ФИО9, ФИО10, Ж.., Ж. не зарегистрировано(л.д.29-34).
Согласно справок с администрации муниципального образования Рождественское сельское поселение №№48, 248 от 03 февраля 2011 года, Желватых А.Н., ФИО28., ФИО9, ФИО10 собственного жилья не имеют, право приватизации не использовали (л.д.45,45).
При таких обстоятельствах, с учетом представленных доказательств, суд возлагает на администрацию Карагайского муниципального района обязанность по предоставлению вне очереди Желватых А.Н. благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма на территории Карагайского района Пермского края, общей площадью не менее нормы представления на четырех человек, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения обязанностей на Правительство Пермского края о проведении оплаты расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Желватых А.Н. и членам его семьи, поскольку постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года №16-п установлен определенный порядок распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, иного порядка не предусмотрено. При этом, государственные полномочия по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы местного самоуправления. Поэтому оснований для возложения обязанностей на Правительство Пермского края о выделении денежных средств на приобретение благоустроенного жилого помещения Желватых и членам его семьи не имеется.
По закону Пермской области от 14.11.2005 года №2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления, с передачей финансовых средств по обеспечению данных расходных обязательств в виде субвенций из регионального фонда компенсаций, которые должны предусматриваться законом о бюджете Пермской области на соответствующий год.
Таким образом, государственные полномочия по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были возложены на органы местного самоуправления с соблюдением установленного законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
В силу ст.56 ГПК РФ отсутствие таких доказательств является самостоятельным основанием к отказу прокурору в части иска.
В силу п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, ответчики, являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Карагайского муниципального района Пермского края предоставить вне очереди Желватых А.Н. благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма на территории Карагайского района Пермского края, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы представления на четырех человек, в соответствии с установленными социальными нормами на день предоставления жилого помещения за счет средств, предусмотренных в бюджете Пермского края.
В иске прокурора в части возложения обязанностей на Правительство Пермского края о выделении администрации Карагайского муниципального района из бюджета Пермского края денежных средств, предусмотренных для обеспечения жильем детей сирот, на приобретение благоустроенного жилого помещения Желватых А.Н. на семью из четырех человек - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Карагайский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья А.В.Политов