о признании отказа в предоставлении компенсации за услуги ЖКУ незаконным



Дело № 2-31/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 января 2011г.с. Карагай

Карагайский районный суд Пермского края в составе судьи Подюковой Л.В., при секретаре Печенкиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марковой Л.М. к Межрайонному территориальному управлению № 2 Министерства социального развития Пермского края о признании незаконным отказа в предоставлении денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги, как ветерану труда; возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению и газоснабжению с 1 января 2010г.,

установил:

Истец обратилась к ответчику с иском о признании незаконным отказа в предоставлении денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги, как ветерану труда; возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению и газоснабжению с 1 января 2010г. Свои требования мотивировала следующим образом.

Истец является ветераном труда с 06.10.2008г. Она получала до 1 января 2010г. как «ветеран труда» 50% скидку на оплату воды, канализации и газа. С 1 января 2010г. она эти льготы не получает по тем основаниям, что социальная поддержка предоставляется её мужу - М.

Полагает, что отказ в предоставлении социальной поддержки является незаконным по тем основаниям, что М. является учителем сельской общеобразовательной школы и получает льготы только на теплоснабжение и освещение.

В судебном заседании истец настаивала на своих требованиях.

Ответчик своего представителя в суд не направил. В своем отзыве на иск, с требованиями не согласился, указав следующее. До ДД.ММ.ГГГГ компенсация за коммунальные услуги (холодная вода, водоотведение, газоснабжение) предоставлялась истцу в натуральной форме в виде льгот. С ДД.ММ.ГГГГ услуги заменены на денежное выражение в форме ЕДК. ЕДК является единой и не делимой. Она установлена для льготных категорий в денежном выражении, для ветеранов - 417руб.00коп. ЕДК выплачивается в

целом за жилое помещение и коммунальные услуги, а не по отдельности или в какой то части.

Кроме того, гражданину, имеющему право на получение ежемесячной денежной компенсации по нескольким основаниям, предусмотренным федеральными законами, законами Пермского края, ежемесячная денежная компенсация устанавливается по выбору гражданина по одному из оснований.

Таким образом, Марковой Л.М. могут предоставляться меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг только по одному основанию, либо как члену семьи педагогического работника, либо как ветерану труда.

3-е лицо по делу на стороне ответчика - ООО «Водоканал» - просило дело рассмотреть без участия их представителя. В своем отзыве на иск 000 «Водоканал» указало, что истец действительно пользовалась льготой как «ветеран труда» по оплате за коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, вывоз ТБО) до 31.12.2009г. С 01.01.2010г. льгота по оплате указанных коммунальных услуг не предоставлялась, т.к. договор с МТУ №2 Мисоцразвития Пермского края о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки был заключен на срок до 31.12.2009г.

3-е лицо по делу на стороне ответчика - ООО «Пермрегионгаз» - отзыв на иск не представило, своего представителя в суд не направило, хотя о дне слушания дела было извещено надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со ст. 13 ч.1 и ч.З ФЗ РФ « О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством РФ; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В силу ст.22 указанного закона, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В соответствии с ч.1 ст.23.2 данного закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона.

Статьей 2 ч.1 пп.2 и п.З Закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» от 30.11.2004г. № 1830-388 определено, что социальная поддержка ветеранов труда предусматривает осуществление системы мер, включающей: оплату жилого помещения (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в домах, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам); оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение, в том числе: снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления).

Согласно ч.4 указанной статьи, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предполагают ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 417рублей.

В судебном заседании было установлено, что истец является ветераном труда и до 01.01.2010г. ей предоставлялись меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение (канализация), газоснабжение) в соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах».

Данный факт подтверждается справками ООО «Водоконал» и ООО «Пермрегионгаз». Как следует из указанных справок, расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате указанных коммунальных услуг, возмещало юридическим лицам МТУ №2 Министерства социального развития Пермского края.

С 27.11.2010г. МТУ №2 Министерства социального развития Пермского края отказало истцу в получении мер социальной поддержки как ветерану труда по тем основаниям, что она пользуется мерами социальной поддержки, как член семьи специалиста бюджетного учреждения, проживающего в сельской местности (л.д.3).

Из материалов дела следует, что Маркова Л.М. является членом семьи (женой) М. проживающего в сельской местности и работающего педагогом в МОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 1», расположенном в сельской местности.

Согласно ФЗ РФ « Об образовании», закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг» № 1845-395 от 30.11.2004г., законаПермского края № 136К от 08.11.07г. «О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам» М. с учетом проживающих совместно с ним членов семьи, пользуется правом на возмещение расходов, связанных с предоставлением услуг, по пользованию жилым помещением, по содержанию и ремонту жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг: отопления (теплоснабжения), твердого топлива, электроснабжения в части освещения, электроснабжения в части отопления жилого помещения от электрокотлов и электронагревательных установок, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов.

С 18.06.2010г. действует Закон Пермского края «О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» № 628-ПК от 01.06.2010г.

Статьей 3 данного закона предусмотрено, что порядок предоставления мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, определяется нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Постановлением Правительства Пермского края от 8.06.2010г. № 293-п утвержден Порядок предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, работающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В силу п.1 подп. 1.3. указанного нормативного акта, выплата ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникампроизводится в случае, если педагогические работники не пользуются мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям, установленным действующим законодательством.

Из справки МОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 1» следует, что М. учитель технологии, получил денежную компенсацию за коммунальные услуги: освещение и отопление с 01.10.2010г.

Истец, как член семьи педагога, работающего и проживающего в сельской местности, пользуется мерой социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с предоставлением услуг по пользованию жилым помещением, по содержанию и ремонту жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг: отопления (теплоснабжения), твердого топлива, электроснабжения в части освещения, электроснабжения в части отопления жилого помещения от электрокотлов, электронагревательных установок, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов.

Суд соглашается с доводами ответчика (изложенными в отзыве), что в законодательстве по вопросам социальной защиты граждан действует общий принцип, когда гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки по двум и более основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из этих оснований по выбору гражданина. Этот принцип закреплен ст. 13 ч.3 ФЗ РФ «О ветеранах»: при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, статьей 4 Закона Пермской области № 1845-395 от 30.11.2004г., при наличии у лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, права на получение одной и той же формы и (или) меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным федеральным и областным законодательством, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору её получателя и п. 12 «Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством», утвержденным постановлением правительства Пермского края 11.12.2009г. № 928-П.

Закон предусматривает выбор не одной из всех установленных законодательством мер социальной поддержки, а выбор одного из оснований получения именно тех мер социальной поддержки, которые предусмотрены конкретным Законом. Законодательные акты субъекта РФ - Пермского края, устанавливают разный объем мер социальной поддержки для данных двух категорий «льготников»: истца, как ветерана труда и истца, как члена семьи педагогического работника, работающего в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности, проживающего в сельской местности.

При этом, социальная поддержка первой категории граждан установлена на основании ФЗ РФ «О ветеранах» (ст.22), второй - ФЗ РФ «Об образовании» (ст.55). Меры социальной поддержки различны по своему содержанию, в силу чего несостоятельны доводы ответчика о том, что форму (меру) социальной поддержки законодатель рассматривает в комплексе. В данном случае имеют место разные формы и меры социальной поддержки.

Все перечисленное позволяет суду прийти к выводу, что истец имеет право на получение меры социальной поддержки ( по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению), которая предусмотрена ФЗ РФ «О ветеранах». Данной мерой социальной поддержки истец не пользуется по ФЗ РФ «Об образовании» и отказ ответчика в предоставлении с 1 января 2010г. истцу указанной меры социальной поддержки, как ветерану труда, будет незаконен.

Следовательно, ответчика следует обязать предоставить истцу социальную поддержку, как ветерану труда.

Тот факт, что дробление или деление ежемесячной денежной компенсации (ЕДК), возможность предоставления льгот с разбивкой по видам коммунальных услуг, действующим законодательством не предусмотрены, не может служить основанием для отказа истцу в предоставлении мер социальной поддержки.

Федеральным законом № 122-ФЗ 22.08.2004г. был введен принцип, согласно которому при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации на субъекты РФ была возложена обязанность вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Учитывая, что Маркова Л.М. пользовалась мерами социальной поддержки как ветеран труда, изменение законодательного регулирования с 1 января 2010г., а именно замена предоставления ей мер социальной поддержки, как ветерану труда в натуральном виде на денежную компенсацию, не может служить основанием для лишения её прав, как ветерана труда на предоставление мер социальной поддержки.

Таким образом, требование истца о возложении на ответчика обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, газоснабжению и водоотведению с 1 января 2010г. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать отказ Межрайонного территориального управления № 2 Министерства социального развития Пермского края в предоставлении с 1 января 2010г. Марковой Л.М. компенсации за жилищно-коммунальные услуги, как ветерану труда, незаконным.

Обязать Межрайонное территориальное управление №2 Министерства социального развития Пермского края предоставить с 1 января 2010г. Марковой Л.М. в денежной форме меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению и газоснабжению, как ветерану труда.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Карагайский райсуд в течение 10 дней.

СУДЬЯ /Л.В.Подюкова/