Дело № 2-68/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Карагай 28 февраля 2011 года
Карагайский районный суд Пермского края в составе судьи Политова А.В.,
при секретаре Овдеенко Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Л.Г. к Межрайонному территориальному управлению №2 Министерства социального развития Пермского края о признании незаконным отказа в предоставлении денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги, как ветерану труда; возложение обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, газоснабжению и водоотведению с 1 января 2010 года,
у с т а н о в и л:
Попова Л.Г. обратилась кМежрайонному территориальному управлению №2 Министерства социального развития Пермского края с иском о признании незаконным отказа в предоставлении денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги, как ветерану труда; возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, газоснабжению и водоотведению с 1 января 2010 года.
В судебном заседании истец Попова Л.Г. на заявленных требованиях настояла и пояснила, что является учителем-пенсионером сельской местности, имеет льготы как педагогический работник по оплате жилья, отоплению и освещению по Закону «Об образовании», до 1 января 2010 года, как «ветеран труда», получала 50% скидку на оплату водоснабжения, водоотведения и газоснабжения. С 1 января 2010 года - эти льготы не получает, чем ущемляются её права, считает что льготы, предусмотренные действующим законодательством ей как «ветерану труда» не предоставляются. Истец полагает, что согласно п.3 ст.13 ФЗ «О ветеранах» не исключается предоставление в разных формах мер социальной поддержки по разным основаниям.
Представитель ответчика Межрайонного территориального управления №2 Министерства социального развития Пермского края по доверенности Пузиков А.Ю. в судебное заседание не явился, направил отзыв, в котором с исковыми требованиями не согласен, просит в удовлетворении исковых требований отказать, в связи с тем, что до 31 декабря 2009 года компенсация за коммунальные услуги (холодная вода, водоотведение, газоснабжение) предоставлялась истцу в натуральной форме в виде льгот. С 1 января 2010 года услуги заменены на денежное выражение в форме единой денежной компенсации (ЕДК). ЕДК является единой и не делимой. Она установлена для льготных категорий в денежном выражении, для ветеранов - 417 рублей. ЕДК выплачивается в целом за жилое помещение и коммунальные услуги, а не по отдельности или в какой-то части. Кроме того, гражданину, имеющему право на получение ежемесячной денежной компенсации по нескольким основаниям, предусмотренным федеральными законами, законами Пермского края, ежемесячная денежная компенсация устанавливается по выбору гражданина по одному из оснований.
Представитель третьего лица по делу на стороне ответчика - ООО «Водолей» - директор Рыжков В.Н. пояснил, что истец действительно пользовалась льготой как «ветеран труда» по оплате за коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение) до 31 декабря 2009 года. С 01 января 2010 года льгота по оплате указанных коммунальных услуг не предоставлялась, договор с МТУ №2 Минсоцразвития Пермского края о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки был заключен на срок до 31 декабря 2009 года, согласен на удовлетворении исковых требований Поповой.
Третье лицо на стороне ответчика - ООО «Газпром межрегионгаз Пермь», о дне слушания извещено надлежащим образом, направило заявление с просьбой рассмотреть дело без участия их представителя.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, в их совокупности, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.13 ФЗ РФ«О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством РФ; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг.
При наличие у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В силу ст.22 указанного Закона, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В соответствии с ч.1 ст.23.2 данного Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона.
Подпунктами 1-3 части 1 статьи <адрес> «О социальной поддержке отдельных категорий населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № определено, что социальная поддержка ветеранов труда предусматривает осуществление системы мер, включающей: получение ежемесячной денежной выплаты; оплату жилого помещения (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в домах, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам); оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение, в том числе: снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления).
Согласно ч.4 указанной статьи, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предполагают ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 417 рублей.
В судебном заседании было установлено, что истец является ветераном труда и до 01 января 2010 года ей предоставлялись меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение (канализация), газоснабжение) в соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах».
Данный факт подтверждается справками ООО«Водолей» и ООО«Газпром межрегионгаз Пермь». Как следует из указанных справок, расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате указанных коммунальных услуг, возмещало юридическим лицам МТУ №2 Министерства социального развития Пермского края (л.д.4-5).
С 01.01.2010 года МТУ №2 Министерства социального развития Пермского края отказало истцу в получении мер социальной поддержки как ветерану труда по тем основаниям, что она пользуется мерами социальной поддержки, как специалист бюджетного учреждения, проживающий в сельской местности.
Из материалов дела следует, что Попова Л.Г. является педагогом-пенсионером, проработавшим в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности и проживающая в сельской местности (л.д.6-9).
Согласно ФЗ РФ«Об образовании», Закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг» № 1845-395 от 30 ноября 2004 года, закона Пермского края № 136К от 08 ноября 2007 года «О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам» истец пользуется правом на возмещение расходов, связанных с предоставлением услуг, по пользованию жилым помещением, по содержанию и ремонту жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг: отопления (теплоснабжения), твердого топлива, электроснабжения в части освещения, электроснабжения в части отопления жилого помещения от электрокотлов и электронагревательных установок, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов. В силу ст.1 указанного <адрес>, юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим коммунальные услуги, производящим или приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, возмещаются расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, если общий стаж работы этих работников в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, составляет не менее 10 лет, и при выходе на пенсию они пользовались соответствующей мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, с учетом проживающих совместно с ними членов их семей.
С 18 июня 2010 года действует Закон Пермского края «О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» № 628-ПК от 01 июня 2010 года.
Согласно ст.2 указанного Закона, социальная поддержка педагогических работников, пенсионеров, проживающих в домах независимо от вида жилищного фонда, предусматривает получение педагогическими работниками пенсионерами ежемесячных денежных компенсаций на оплату: жилого помещения, отдельных видов коммунальных услуг: электроснабжения (освещение и отопление жилого помещения), отопление, твердого топлива, газоснабжения (отопления жилого помещения от газовых приборов).
Статьей 3 данного Закона предусмотрено, что порядок предоставления мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, определяется нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от 8 июня 2010 года № 293-п утвержден Порядок предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, работающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В силу подпункта 1.3 пункта 1 Постановления Правительства Пермского края от 8 июня 2010 года № 293-п, выплата ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам производится в случае, если педагогические работники не пользуются мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям, установленным действующим законодательством.
Истец, как педагог-пенсионер, проработавший и проживающий в сельской местности пользуется мерой социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с предоставлением услуг по пользованию жилым помещением, по содержанию и ремонту жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг: отопления (теплоснабжения), твердого топлива, электроснабжения в части освещения, электроснабжения в части отопления жилого помещения от электрокотлов и электронагревательных установок, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов.
Суд соглашается с доводами ответчика, что в законодательстве по вопросам социальной защиты граждан действует общий принцип, когда гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки по двум и более основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из этих оснований по выбору гражданина. Этот принцип закреплен ст.13 ч.3 ФЗ РФ «О ветеранах»: при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, статьей 4 Закона Пермской области № 1845-395 от 30 ноября 2004 года «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», при наличии у граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям, предусмотренным федеральным и краевым законодательством, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ее получателя.
Закон предусматривает выбор не одной из всех установленных законодательством мер социальной поддержки, а выбор одного из оснований получения именно тех мер социальной поддержки, которые предусмотрены конкретным Законом. Законодательные акты субъекта РФ - Пермского края, устанавливают разный объем мер социальной поддержки для данных двух категорий «льготников»: истца, как ветерана труда и истца, как педагогического работника, проработавшего в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности, проживающего в сельской местности и вышедшего на пенсию.
При этом социальная поддержка первой категории граждан установлена на основании ст.ст.13, 22 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах» №5-ФЗ от 12 января 1995 года, второй - ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 года. Меры социальной поддержки различны по своему содержанию, в силу чего несостоятельны доводы ответчика о том, что форму (меру) социальной поддержки законодатель рассматривает в комплексе. В данном случае имеют место разные формы и меры социальной поддержки.
Все перечисленное позволяет суду прийти к выводу, что истец имеет право на получение меры социальной поддержки (по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению), которая предусмотрена ФЗ РФ«О ветеранах». Данной мерой социальной поддержки истец не пользуется по ФЗ РФ«Об образовании». Следовательно, отказ ответчика в предоставлении с 1 января 2010 года истцу указанной меры социальной поддержки, как ветерану труда, будет незаконен.
Следовательно, ответчика следует обязать предоставить истцу социальную поддержку, как ветерану труда.
Тот факт, что дробление или деление ежемесячной денежной компенсации (ЕДК), возможность предоставления льгот с разбивкой по видам коммунальных услуг, действующим законодательством, не предусмотрены, не может служить основанием для отказа истцу в предоставлении мер социальной поддержки.
Федеральным законом № 122 -ФЗ от 22 августа 2004 года был введен принцип, согласно которому при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации на субъекты РФ возложена обязанность вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а так же других обстоятельств.
Учитывая, что Попова Л.Г. пользовалась мерами социальной поддержки как ветеран труда, изменение законодательного регулирования с 01 января 2010 года, а именно замена предоставления ей мер социальной поддержки, как ветерану труда в натуральном виде на денежную компенсацию, не может служить основанием для лишения её прав, как ветерана труда на предоставление мер социальной поддержки, в том числе в сфере оплаты коммунальных услуг.
Таким образом, требование истца о возложении на ответчика обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, газоснабжению и водоотведению с 1 января 2010 года подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать отказ Межрайонного территориального управления № 2 Министерства социального развития Пермского края в предоставлении с 1 января 2010 года Поповой Л.Г. компенсации за жилищно-коммунальные услуги, как ветерану труда, незаконным.
Обязать Межрайонное территориальное управление №2 Министерства социального развития Пермского края предоставить с 1 января 2010 года Поповой Л.Г. в денежной форме меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, газоснабжению и водоотведению, как ветерану труда.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Карагайский районный суд в течение 10 дней.
Судья А.В.Политов