Дело № 2-120/2011года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
07 апреля 2011 года. с. Карагай
Карагайский районный суд Пермского края в составе судьи Весниной ОР.,
при секретаре Сидоровой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кокшаровой З.Ф. к Межрайонному территориальному управлению № 2 Министерства социального развития Пермского края о признании незаконным отказа в предоставлении денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги, как ветерану труда; возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, газоснабжению и водоотведению с 01 января 2010 года,
у с т а н о в и л:
Истица обратилась к ответчику с вышеуказанным иском. Свои требования мотивировала тем, что как учитель-пенсионер сельской местности имеет льготы по оплате жилья, отоплению и освещению в соответствии с Федеральным законом «Об образовании». До 01.01.2010 года она также как «ветеран труда» в течение шести лет пользовалась льготой - 50% скидкой на оплату воды, канализации и бытового газа. С 1 января 2010 года (в связи с монетизацией) льгота на оплату воды, канализации и газа ей не предоставляется. Считает это незаконным, поскольку федеральное законодательство ( п.3 ст.13 ФЗ «О ветеранах») не исключает предоставление мер социальной поддержки в разных формах по разным основаниям.
В судебном заседании истица на удовлетворении иска настаивает по тем же доводам.
Представитель ответчика МТУ № 2 Минсоцразвития Пермского края в судебное заседание не явился, отзыв на иск не представил, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство о передаче дела на рассмотрение в Верещагинский районный суд, которое судом отклонено.
Третье лицо на стороне ответчика - ООО «Водоканал» - просит рассмотреть дело без участия его представителя, в отзыве на иск указало, что истица пользовалась льготой как «ветеран труда» по оплате за водоснабжение, водоотведение, вывоз твердых бытовых отходов. После 01.01.2010 года компенсация расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки ООО «Водоканал» МТУ № 2 Минсоцразвития Пермского края не производится, договор о возмещении расходов по предоставлению мер социальной поддержки действовал только до 31.12.2009 года, поэтому льгота истице больше не предоставляется.
Третье лицо на стороне ответчика - ООО « Газпром межрегионгаз Пермь» - представителя в судебное заседание не направил, в отзыве на иск пояснил, что поставка газа населению в Карагайском р-не не осуществляется с 01.01.2010 года в связи с изменением формы и порядка предоставления мер социальной поддержки льготным категориям граждан, установленным законодательством Пермского края.
Выслушав истицу, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Суд установил, что истица является педагогическим работником, работала и проживала с 1960 года в государственных образовательных учреждениях в Карагайском районе - в сельской местности, имеет право на пенсию по этому основанию с 1995 года, прекратила педагогическую деятельность в 1997 году, в связи с чем ей предоставляется мера социальной поддержки в виде возмещения расходов по оплате части коммунальных услуг: содержанию и ремонту жилого помещения, теплоснабжению и освещению жилого помещения. Она также является «ветераном труда» с 1996 года и до 01.01.2010 года ей предоставлялись меры социальной поддержки по оплате таких коммунальных услуг как водоснабжение, водоотведение (канализация), газоснабжение, в соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах» (л.д.4, 7-11).
Эти обстоятельства подтверждаются справками ООО «Водоканал» и ООО «Газпром межрегионгаз Пермь», из которых следует, что расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, им возмещало до 01.01.2010 года МТУ №2 Министерства социального развития Пермского края (л.д.13,14).
С 01.01.2010года МТУ №2 Министерства социального развития Пермского края отказало истцу в получении мер социальной поддержки как ветерану труда по тем основаниям, что она пользуется мерами социальной поддержки, как специалист бюджетного учреждения, проживающий в сельской местности, сославшись на Закон Пермской области от 30.11.2004 года № 1830-388 «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области», согласно которому, ветерану труда, имеющему право на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным федеральным и областным законодательством, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ее получателя (л.д.12).
Согласно ч.1 ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.13 ФЗ РФ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством РФ; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг.
При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В силу ст.22 указанного закона, меры социальной поддержки ветеранов труда, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В соответствии с ч.1 ст.23.2 данного закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона.
Статьей 2 ч.1 пп.2 и п.3 Закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» от 30.11.2004г. № 1830-388 определено, что социальная поддержка ветеранов труда предусматривает осуществление системы мер, включающей: оплату жилого помещения (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в домах, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам); оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение, в том числе: снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления).
Согласно ч.4 указанной статьи, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предполагают ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 417рублей.
Согласно ФЗ РФ «Об образовании», закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг» № 1845-395 от 30.11.2004года, закона Пермского края № 136К от 08.11.2007года «О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам» истец пользуется правом на возмещение расходов, связанных с предоставлением услуг по пользованию жилым помещением, по содержанию и ремонту жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг: отопления (теплоснабжения), твердого топлива, электроснабжения в части освещения, электроснабжения в части отопления жилого помещения от электрокотлов и электронагревательных установок, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов. В силу ст.1 указанного закона Пермского края, юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим коммунальные услуги, производящим или приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, возмещаются расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, если их общий стаж работы в образовательных учреждениях в сельской местности составляет не менее 10 лет, и при выходе на пенсию они пользовались соответствующей мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг.
С 18.06.2010 года вступил в действие Закон Пермского края «О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» № 628-ПК от 01.06.2010года, согласно ст.2 которого, социальная поддержка педагогических работников, пенсионеров, проживающих в домах независимо от вида жилищного фонда, предусматривает получение педагогическими работниками, пенсионерами ежемесячных денежных компенсаций на оплату: жилого помещения, отдельных видов коммунальных услуг: электроснабжения (освещение и отопление жилого помещения), отопление, твердого топлива, газоснабжения (отопления жилого помещения от газовых приборов).
Постановлением Правительства Пермского края от 8.06.2010г. № 293-п утвержден «Порядок» предоставления педагогическим работникам сельской местности мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», согласно подп. 1.3. п.1 которого, выплата ЕДК педагогическим работникам производится в случае, если они не пользуются мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям, установленным действующим законодательством.
Буквальное толкование действующего законодательства, приведенного выше позволяет сделать вывод о том, что оно устанавливает разный объем мер социальной поддержки для истца, как ветерана труда, и истца, как педагогического работника, пенсионера сельской местности, и возможность выбора не одной из всех установленных законодательством мер социальной поддержки, а выбор одного из оснований получения мер социальной поддержки, предусмотренных конкретным Законом, в данном споре ФЗ РФ «О ветеранах» (ст.22) и ФЗ РФ «Об образовании» (ст.55). Меры социальной поддержки различны по своему содержанию, в силу чего несостоятельны доводы ответчика о том, что форму (меру) социальной поддержки законодатель рассматривает в комплексе. В данном случае имеют место разные формы и меры социальной поддержки.
Все перечисленное позволяет суду прийти к выводу, что истец имеет право на получение меры социальной поддержки (по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению), которая предусмотрена ФЗ РФ «О ветеранах». Данной мерой социальной поддержки истец не пользуется по ФЗ РФ «Об образовании» Следовательно, отказ ответчика в предоставлении с 1 января 2010 года истцу указанной меры социальной поддержки, как ветерану труда, неправомерен и ответчика следует обязать предоставить истцу социальную поддержку, как ветерану труда.
Федеральным законом № 122 -ФЗ от 22.08.2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» введен принцип, согласно которому при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации на субъекты Российской Федерации возложена обязанность вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а так же других обстоятельств.
Истица - преклонного возраста, имеет продолжительный педагогический стаж работы в сельской местности, почетное звание «Ветеран труда» с 1996 года, других источников дохода, кроме пенсии не имеет, пользовалась ранее мерами социальной поддержки, как ветеран труда, по оплате водоснабжения, водоотведения, газоснабжения. Изменение законодательного регулирования с 01.01.2010 года - замена мер социальной поддержки в натуральном виде на ЕДК, значительно снижает уровень ее социальной защищенности, что является недопустимым
Таким образом, требование истца о возложении на ответчика обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, газоснабжению и водоотведению с 1 января 2010 года подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать отказ Межрайонного территориального управления № 2 Министерства социального развития Пермского края в предоставлении с 1 января 2010года Кокшаровой З.Ф. компенсации за жилищно-коммунальные услуги, как ветерану труда, незаконным.
Обязать Межрайонное территориальное управление №2 Министерства социального развития Пермского края предоставить Кокшаровой Зинаиде Федоровне с 1 января 2010 года в денежной форме меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, газоснабжению и водоотведению, как ветерану труда.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Карагайский райсуд в течение 10 дней.
Судья О.Р.Веснина