признано право на отсрочку от военной службы в рядах Вооруженных сил РФ



Дело № 2-504

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Карачев Брянская область 26 июля 2010 года

Карачевский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Калашниковой Р.А.,

при секретаре Гединач Д.В.,

с участием заявителя Трифонова А.В. и представителя заявителя Дударенкова А.Н. допущенного по устному заявлению,

представителя призывной комиссии Карачевского района Брянской области, по доверенности Прокопенкова В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Трифонова Антона Витальевича об обжаловании решения призывной комиссии Муниципального образования «Карачевский район»,

У С Т А Н О В И Л:

Трифонов Антон Витальевич обратился в Карачевский районный суд с заявлением об обжаловании действий призывной комиссии Карачевского района, ссылаясь на то, что приказом ГОУ ВПО «Орловский государственный технический университет» от Дата обезличена года Номер обезличен он был зачислен на первый курс очной формы обучения (бакалавриат) по направлению 521600 «Экономика». Дата обезличена года он подал заявление о переводе с 4 курса направления 080100 «Экономика» на специальность 080507 «менеджмент организаций» на конкурсной основе (4 курс). Приказом от Дата обезличена года Номер обезличен его перевели с направления на специальность. В апреле 2010 года ему необходимо было явиться в Карачевский военный комиссариат для предварительного медицинского освидетельствования для последующего направления в соответствующую часть Вооруженных сил РФ по состоянию здоровья. После данного освидетельствования его обязали явиться в военкомат Дата обезличена года по повестке БК Номер обезличен, для последующего направления на место основного сбора, а затем в соответствующую часть вооруженных сил РФ. Согласно п.2 ст.24 ФЗ №53-ФЗ от 28.03.1998 года, право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане обучающееся в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования по:

программам бакалавриата, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

программам подготовки специалиста, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

программам магистратуры, если они не имеют диплом специалиста или диплом магистра и поступили в указанные образовательные учреждения в год получения квалификации (степени) "бакалавр", - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

Считает действия призывной комиссии Крачевского района незаконными и просит признать за ним право на отсрочку от прохождения военной службы в Вооруженных силах РФ в связи с обучением.

В судебном заседании заявитель Трифонов А.В., поддержал свои требования.

Представитель заявителя Дударенков А.Н., в судебном заседании поддержал требования заявленные Трифоновым А.В..

Представитель заинтересованного лица председатель призывной комиссии Карачевского района, по доверенности Прокопенков В. Н., пояснил, что с заявлением Трифонова А.В. не согласен и просит отказать в удовлетворении заявленных требований, так как оснований для предоставления отсрочки не имеется.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.3 ст.43 Конституции Российской Федерации каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

В соответствии с ч.1 ст.59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

определены юридически значимые обстоятельства по делу, неправильно применены нормы материального и процессуального права.

Таким законом является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с которым осуществляется правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества.

Названный Федеральный закон возлагает воинскую обязанность на всех граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, но вместе с тем предусматривает возможность отсрочки от призыва на военную службу и перечисляет основания предоставления такой отсрочки.

Согласно п. 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 г. N 587 призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, которая создается в каждом районе, городе без районного деления, ином муниципальном образовании решением главы органа местного самоуправления.

В соответствии с абз. 4 подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования по:

программам бакалавриата, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

программам подготовки специалиста, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

программам магистратуры, если они не имеют диплом специалиста или диплом магистра и поступили в указанные образовательные учреждения в год получения квалификации (степени) "бакалавр", - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации "Об образовании" Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты в государственных образовательных стандартов, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Согласно п. 5 ст. 9 Закона Российской Федерации "Об образовании", к профессиональным образовательным программам относятся программы: начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

В соответствии с п. 6.1 ст. 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

На основании п. 19 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. N 160, в среднем специальном учебном заведении сроки обучения по образовательным программам среднего профессионального образования устанавливаются в соответствии с нормативными сроками, определяемыми государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

В необходимых случаях сроки обучения по конкретным образовательным программам среднего профессионального образования могут быть увеличены пс сравнению с нормативными сроками обучения. Решение об увеличении сроков обучения принимает орган государственной власти или орган местного самоуправления, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение.

Для лиц, имеющих начальное профессиональное образование соответствующего профиля, среднее профессиональное или высшее профессиональное образование или иной достаточный уровень предшествующее подготовки и (или) способностей, допускается обучение по сокращенным или ускоренным образовательным программам среднего профессиональной образования, порядок реализации которых устанавливается федеральным органов управления образованием.

При рассмотрении вопроса о наличии или отсутствии у гражданина основания для отсрочки от призыва на военную службу следует, прежде всего, исходить из информации учебного заведения о том, по какой программе подготовки гражданин проходит обучение и когда конкретно он начал осваивать эту программу. После окончания этого периода и возникает необходимость уточнения статуса гражданина, который может быть разным.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Трифонов Дата обезличена года рождения обучается с Дата обезличена года в Карачевском филиале государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Орловский государственный технический университет на очной форме обучения по специальности «Экономика». Дата обезличена года его перевели с Карачевского филиала Орел ГТУ на другую специальность 080507 «Менеджмент организации на коммерческой основе», о чем свидетельствует приказ от Дата обезличена года Номер обезличен. Учебное заведение имеет государственную аккредитацию, лицензию на право осуществления образовательной деятельности по программам начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования.

Согласно повестки Трифонов А.В. призван на военную службу, решение призывной комиссии о призыве на военную службу заявителя подтверждается также отзывом заместителя председателя призывной комиссии Карачевского района л.д.28).

Как уже было отмечено выше, в соответствии с абз. 4 подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования по:

программам бакалавриата, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

программам подготовки специалиста, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

программам магистратуры, если они не имеют диплом специалиста или диплом магистра и поступили в указанные образовательные учреждения в год получения квалификации (степени) "бакалавр", - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

Суд считает, что фраза «достижение призывного возраста в последний год обучения» относится к школе, поскольку согласно абз. 1 подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ граждане, обучающиеся по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях по образовательным программам среднего (полного) общего образования, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу на время обучения, но до достижения указанными гражданами возраста 20 лет. При этом указанное обстоятельство подтверждается соответствующими документами.

Таким образом, отсрочка от призыва дается гражданину не просто до достижения им 20 лет, а на время обучения в образовательном учреждении основного общего и среднего (полного) общего образования, но только до достижения возраста 20 лет.

Трифонов А.В. в силу абз. 4 подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" имеет право на отсрочку от призыва на военную службу на время обучения в Карачевском филиале Орловского государственного технического университета по очной форме обучения по специальности 080507 «Менеджмент организации на коммерческой основе», на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования Трифонова А.В. обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Трифонова Антона Витальевича удовлетворить.

Обязать призывную комиссию Карачевского района Брянской области предоставить Трифонову Антону Витальевичу отсрочку от призыва на военную службу на время обучения в Карачевском филиале Орловского государственного технического университета (Орел ГТУ) по специальности 080507 «Менеджмент организации» на коммерческой основе, на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Карачевский районный суд в течение 10-ти дней.

Председательствующий: Р.А.Калашникова

Копия верна:

Судья Карачевского

районного суда Р.А.Калашникова