Дело № 2-608
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Карачев, Брянская область 27 сентября 2010 года
Карачевский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Маковеевой Г.П.,
при секретаре Логвиновой Л.Н.,
с участием представителя истца:Брянского природоохранного прокурора Брянской области Васильевой Любови Ивановны,
представителя ответчика: Муниципального унитарного казенного предприятия Карачевского городского поселения «Коммунальное хозяйство» Александрова Александра Андреевича и Тюкалова Петра Юрьевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц - жителей Карачевского района к Муниципальному унитарному казенному предприятию Карачевского городского поселения «Коммунальное хозяйство» о возложении обязанностей по надлежащему соблюдению требований санитарных правил при эксплуатации полигона для твердых бытовых отходов(городской свалки), расположенной в районе п.Козловский, Карачевского р-на
УСТАНОВИЛ:
Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился в суд с иском винтересах неопределенного круга лиц - жителей Карачевского района к Муниципальному унитарному казенному предприятию Карачевского городского поселения «Коммунальное хозяйство»о возложении обязанностей по надлежащему соблюдению требований санитарных правил при эксплуатации полигона для твердых бытовых отходов (городской свалки), расположенной в районе п.Козловский, Карачевского р-на, Брянской области.
В судебном заседании представитель истца Ларина И.Г. пояснила, что проверкой, проведенной Брянской природоохранной прокуратурой 03.08.2010года, установлено, что на МУКП Карачевского городского поселения «Коммунальное хозяйство» нарушается технологический цикл по изоляции отходов на полигоне ТБО - промежуточная или окончательная изоляция не применяется.
Не задействованы контрольные скважины для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды, в связи с чем нет возможности оценить влияние полигона ТБО на состояние грунтовых вод. В северо-западной, центральной и восточной частях полигона ТБО фиксируются многочисленные очаги горения ТБО. Однако, МУКП Карачевского городского поселения «Коммунальное хозяйство» не предпринимает меры по ликвидации возгорания ТБО, не ведет производственный контроль за эксплуатацией полигона. В ходе проведенной 28.05.2010года проверки Брянской природоохранной прокуратурой совместно со специалистами ГУ «Карачевское лесничество» было установлено, что на территории городской свалки в 5-и местах горели размещенные отходы ТБО, два места горения отходов находились в 50-и метрах от хвойных лесных насаждений в квартале №2 Степного участкового лесничества(бывшее СПК «Тельмана») ГУ «Карачевское лесничество» защитных лесов, с хвойными насаждениями, участка лесного государственного фонда, находящихся в ведении ГУ «Карачевское лесничество» на территории Карачевского р-на Брянской области.
Кроме того, 21.07.2010года прокуратурой Карачевского района с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по Брянской области была проведена проверка полигона ТБО, в ходе которой были зафиксированы очаги горения ТБО, МУКП Карачевского городского поселения «Коммунальное хозяйство» не предпринимаются меры по ликвидации возгорания ТБО.
В связи с указанными фактами нарушений в части обустройства, содержания и эксплуатации существующего полигона ТБО (городской свалки) должностные лица МУКП Карачевского городского поселения «Коммунальное хозяйство» неоднократно привлекалось к административной ответственности.
Нарушение правил эксплуатации полигона ТБО в районе п.Козловский, Карачевского р-на, Брянской области создает угрозу причинения существенного реального вреда окружающей среде и здоровью граждан, проживающих в Карачевском района, Брянской области.
Просит суд возложить на МУКП Карачевского городского поселения «Коммунальное хозяйство» обязанность по надлежащему соблюдению требований санитарных правил при эксплуатации полигона для твердых бытовых отходов, расположенного в районе п.Козловский, Карачевского р-на, Брянской области, а именно: 1) Разработать регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов.
2) Обеспечить контроль за составом поступающих отходов и за их распределением в работающей части полигона.
3) Обеспечить технологический цикл по изоляции отходов.
4) Вести круглосуточный учет поступающих отходов.
5) Складирование ТБО осуществлять только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.
6) Промежуточную или окончательную изоляцию уплотненного слоя ТБО осуществлять в летний период ежесуточно, при температуре +5 градусов С - не позднее трех суток со времени складирования ТБО.
7) Устроить по согласованию с гидрогеологической службой и территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Брянской области в зеленой зоне полигона контрольные скважины для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды.
8) Не допускать на территории полигона (городской свалки) сжигание ТБО.
9) Принять меры по недопустимости самовозгорания ТБО на полигоне (городской свалке).
Представители ответчика МУКП Карачевского городского поселения «Коммунальное хозяйство» Тюкалов П.Ю. и Александров А. А. исковые требования признали и просили предоставить отсрочку по устройству в зеленой зоне полигона контрольных скважин для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды на два года.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области в судебное заседание не явился. В своем отзыве заявленные исковые требования поддержал и просил рассмотреть настоящее дело в отсутствие их представителя.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено в судебном заседании, МУКП Карачевского городского поселения «Коммунальное хозяйство» постановлением администрации Карачевского района№391 от 10.06.2008года был передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 213968 кв.м., расположенный по адресу: Брянская обл., Карачевский р-он, в районе п.Козловский(полигон бытовых отходов) для производственной деятельности.
Согласно лицензии №ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ МУКП Карачевского городского поселения «Коммунальное хозяйство» разрешено осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности.
Согласно заключению заместителя старшего лесного инспектора ГУ «Карачевское лесничество» Полшкова А.Е. от 28 мая 2010года при проверке соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах на территории Карачевской городской свалки, примыкающей к землям лесного фонда Степного участкового лесничества(бывшее СПК «Тельмана» кв.2 выд.23) установлено, что на территории городской свалки в 5-и местах на момент проверки горели размещенные отходы ТБО, 2 места горения находились в 50 метрах от хвойных лесных насаждений. МУКП Карачевского городского поселения «Коммунальное хозяйство» нарушило п.10 Правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно заявлению 20.07.2010 года жители г.Карачева обратились к прокурору Карачевского района с обращением о проведении проверки в отношении мусорной свалки, расположенной на въезде в г.Карачев.
Согласно акту проверки от 21.07.2010года установлено, что на территории городской свалки горели размещенные отходы ТБО, несмотря на то, что согласно п.5.7 «Гигиенических требований к устройству и содержанию полигонов для ТБО» не допускается сжигание ТБО,что на момент проверки фактически не исполняется.
30.07.2010года администрация Карачевского района рекомендовала Карачевской городской администрации, МУКП Карачевского городского поселения «Коммунальное хозяйство» в целях обеспечения пожарной безопасности свалки и прилегающей территории произвести ее обустройство и для предотвращения переброса огня на окружающий свалку лес произвести опашку и обваловку свалки по ее периметру, произвести ее тушение и запретить нахождение на свалке посторонних лиц.
Согласно сообщению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области в Брянском, Выгоничском, Карачевском и Навлинском районах №1756 от 05.08.2010года при обследовании полигона (свалки) ТБО г.Карачев от 03.08.2010года были выявлены нарушения санитарного законодательства.
Согласно постановлению №278 по делу об административном правонарушении от 06.08.2010года Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области в Брянском, Выгоничском, Карачевском и Навлинском районах мастер по благоустройству МУКП Карачевского городского поселения «Коммунальное хозяйство» ФИО9 за совершение административного правонарушения по ст.6.3 КоАП РФ подвергнут административному наказанию в виде штрафа в сумме 600 руб.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что данное заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с СаНПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» полигоны ТБО являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов» должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
Согласно ст.1 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.Согласно ст.12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствие со ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Статьей 76 Закона РФ «Об охране окружающей среды» определено, что споры в области охраны окружающей среды рассматриваются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае прокурором защищаются личные неимущественные права граждан, т.е. интересы и права граждан, закрепленные Конституцией РФ. Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц-граждан РФ, количество которых установить невозможно.
Данное исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц - жителей Карачевского района. Интересы неопределенного круга лиц - жителей Карачевского района заключаются в том, что они имеют право на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают какого - либо негативного воздействия на человека.
Таким образом, судом установлено, что нарушение правил эксплуатации полигона ТБО в районе п.Козловский, Карачевского р-на, Брянской области создает угрозу причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью граждан, проживающих в Карачевском районе, Брянской области. В ходе эксплуатации полигона негативному воздействию подвергаются все компоненты окружающей среды6атмосфера, подземные и поверхностные воды, грунты, почвы, растительность, животные.
В соответствии со ст. 203 ГПК РФ, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Учитывая, пояснение представителей ответчика, мнение представителя истца, а так же и то что для по устройства в зеленой зоне полигона контрольных скважин для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды требуется значительное количество времени, материальных затрат, суд полагает необходимым исполнение решения суда в указанной части отсрочить.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Брянского природоохранного прокурора удовлетворить.
Возложить на ответчика Муниципальное унитарное казенное предприятие Карачевского городского поселения «Коммунальное хозяйство» обязанность по надлежащему соблюдению требований санитарных правил при эксплуатации полигона для твердых бытовых отходов (городской свалки), расположенной в районе п.Козловский, Карачевского р-на, а именно:
1) Разработать регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов.
2) Обеспечить контроль за составом поступающих отходов и за их распределением в работающей части полигона.
3) Обеспечить технологический цикл по изоляции отходов.
4) Вести круглосуточный учет поступающих отходов.
5) Складирование ТБО осуществлять только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.
6) Промежуточную или окончательную изоляцию уплотненного слоя ТБО осуществлять в летний период ежесуточно, при температуре +5 градусов С - не позднее трех суток со времени складирования ТБО.
7) Устроить по согласованию с гидрогеологической службой и территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Брянской области в зеленой зоне полигона контрольные скважины для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды.
8) Не допускать на территории полигона (городской свалки) сжигание ТБО.
9) Принять меры по недопустимости самовозгорания ТБО на полигоне (городской свалке).
Исполнение решения суда в части проведения мероприятий по устройству в зеленой зоне полигона контрольных скважин для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды отсрочить до 01 июня 2011 года.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Брянский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Карачевский районный суд Брянской области.
Председательствующий: подпись Г.П.Маковеева.
Копия верна:
Судья Карачевского райсуда
Брянской области Г. П. Маковеева.