иск природоохранного прокурора удовлетворен



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Карачев, Брянская область 09 декабря 2010 года

Карачевский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Калашниковой Р.А.,

при секретаре Лишиной Н.Ю.,

с участием представителя истцаБрянского природоохранного прокурора Брянской области Васильевой Л.И.,

представителя ответчика Мылинской сельской администрации Карачевского муниципального района Брянской области Масленникова А.С.,

третьего лица представителя администрации Карачевского района Рожковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц - жителей Мылинского сельского поселения Карачевского муниципального района к Мылинской сельской администрации Карачевского муниципального района об обязании разработки проекта организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения,

УСТАНОВИЛ:

Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился Карачевский районный в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц - жителей Мылинского сельского поселения Карачевского муниципального района к Мылинской сельской администрации Карачевского муниципального района об обязании разработки проекта организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, ссылаясь на то, что в ходе проверки проведенной Брянской природоохранной прокуратурой в ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по Брянской области, выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации Мылинской сельской администрацией Карачевского района 3-х артезианских скважин и 17,5 км водопроводных сетей, используемых для питьевого водоснабжения населения Мылинского сельского поселения Карачевского района Брянской области.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

СанПиН 2.1.4.111 0-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г., соблюдение которых является обязательным" для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1. 3), определено, что в сооружении, а также территорий, на которых они расположены, организуются зонысанитарной охраны (п. 1.4).

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Пунктами 1.11, 1.13., 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.15, 1,17, 3.2.1.1., З.2.1.4., З.2.2.4., 3.2.1.5. санитарных правил и нормативов "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г., определено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и
предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Санитарные мероприятия должны выполняться:

а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими
владельцами водопроводов;

б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.

Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.

Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.

В ходе проверки соблюдения требований водного и санитарно-

эпидемиологического законодательства в сфере питьевого водоснабжения населения на территории населения Мылинского сельского поселения Карачевского района Брянской области, проведенной Брянской природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по Брянской области ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что, население Мылинского сельского поселения Карачевского района Брянской области обеспечивается питьевой водой Мылинской сельской администрацией.

На балансе Мылинской сельской администрации находится 3 артезианских скважин и 17,5 км водопроводных сетей.

Проверка показала, что обществом требования, установленные указанными нормами закона и санитарными правилами, в полном объеме не исполняются.

В нарушение требований пунктов 1.4-1.6; 3.2.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02
проекты организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и
водопроводов питьевого назначения сельской администрацией не разработаны,территории первого пояса ЗСО всех артезианских скважин не спланированы для отвода
поверхностного стока за их пределы, и не обеспечены охраной. Дорожки ксооружениям не имеют твердого покрытия.

Вопреки требованиям, установленным пунктом 2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ограждение границ первого пояса ЗСО артезианских скважин не установлено.

В нарушение требований, установленных пунктами 3.2.1.4, 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, оголовок и устье артезианской скважины в <адрес> не загерметизированы. На всех артезианских скважинах отсутствуют водомерные счетчики.

Результаты проверки свидетельствуют о том, что Мылинской сельской администрацией требования водного и санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питьевого водоснабжения населения Мылинского сельского поселения Карачевского района Брянской области должным образом не исполняются.

Никаких мер по разработке проектов организации зон санитарной охраны (ЗСО)
источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения сельскойадминистрацией не принимается. Также не принимаются меры по приведениютехнического содержания скважин в населенных пунктах Мылинского сельскогопоселения Карачевского района Брянской области в соответствие с требованием санитарно-эпидемиологического законодательства.

На момент проведения проверки и до настоящего времени Мылинская сельская администрация не имеет утвержденных в установленном законом порядке проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, что подтверждается справкой управления Роспотребнадзора по Брянской области по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ №.

Бездействие ответчика по разработке проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и их установлению в соответствии с санитарно эпидемиологическими требованиями способствует загрязнению источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, а также создает постоянную угрозу для здоровья жителей населения Мылинского сельского поселения Карачевского района Брянской области и других граждан, временно пребывающих на территории сельского поселения, тем самым нарушаются их права и законные интересы на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации.

Данное исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц - жителей Мылинского сельского поселения Карачевского района, а также лиц, временно пребывающих на его территории.

Интересы неопределенного круга лиц - жителей Мылинского сельского поселения Карачевского района, и иных граждан заключаются в том, что питьевая вода является для них жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Соответственно жители заинтересованы в употреблении качественной питьевой воды и установлении зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Просит суд, обязать Мылинскую сельскую администрацию Карачевского района разработать проекты зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения - артезианских скважин, расположенных в н.п. <адрес> (1скв.), <адрес> (1скв.). <адрес> (1скв.) и 17,5 км водопроводов питьевого назначения и организовать их в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

В судебном заседании старший помощник Брянского природоохранного прокурора Брянской области Васильева Л.И поддержала исковые требования, ссылаясь на те же обстоятельства. Просила исковые требования удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика Мылинской сельской администрации Карачевского муниципального района Брянской области Масленников А.С., иск признал и просит отсрочить исполнение решение суда до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием денежных средств.

Представитель третьего лица администрации Карачевского района Рожкова Е.В. согласна с иском.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Брянской области начальник отдела в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, с исковыми требованиями Брянского природоохранного прокурора Брянской области полностью согласен, в представленном суду отзыве пояснив, что в соответствии с и.1.5 СанПиН 2.1.4. 1110-02 «Зоны санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территории расположения водозаборов (скважин), площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора от случайного или умышленного загрязнения и повреждения; второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения: микробиологического и химического второю пояса и химического для третьего пояса. Проект ЗСО преследует следующие цели: определение границ 1-го, 2-го и 3-го поясов ЗСО скважин с нанесением границ поясов на графические материалы в отделе архитектуры администрации района; установление возможных источников микробиологического и (или) химического загрязнения в границах 3-го, 2-го и 3-го поясов ЗСО; установление правил и режима хозяйственного использования территории, входящих в ЗСО всех поясов не только для организации обслуживающей питьевой водопровод, но и для организаций, деятельность которых может привести к загрязнению питьевой воды скважин и (или) водоносного горизонта; разработку перечня мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения источников питьевого водоснабжения (скважин) и водопроводов. Наличие проекта ЗСО является обязательным для организации, обслуживающей питьевые водопроводы.

Выслушав стороны, лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что в собственности Мылинской сельской администрации Карачевского муниципального района Брянской находятся 3 артезианских скважины расположенных в н.п. <адрес> (1скв.), <адрес> (1скв.). <адрес> (1скв.) водопроводов питьевого назначения Мылинского сельского поселения <адрес>, и 17,5 км водопроводов питьевого назначения, за счет которых население Мылинского сельского поселения обеспечивается питьевой водой.

В соответствии со ст.ст. 4, 24 и 51 ФЗ «Об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность и т.д.

Согласно ст. 18 ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»водные объекты, используемы в целях питьевого и хозяйственно-бытовоговодоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в томчисле, водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенныхпунктов не должны являться источниками биологических, химических и физическихфакторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта конкретноуказанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологическою заключенияо соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного дляздоровья населения использования водного объекта. В соответствии со ст.2 указанногофедерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, гражданеобеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в областиобеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ( утв. Главным государственным санитарным врачом 1"оссийской Федерации 26 февраля 2002 г.). обязательный для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц {и. 1.3). определяет, что в целях санитарной охраны 01 загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, организуются зоны санитарной охраны (и. 1.4). Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Пунктами 1.11. 1.13., 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.15. 1,17, 3.2.1.1., З.2.1.4., 3.2.2.4., 3.2.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02», определено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для всех (граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц). Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуются в составе грех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположенияводозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или : умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно -защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшений качества воды. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в которые включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнена источника; в)правила и режим хозяйственного использования территорий грех поясов ЗСС Санитарные мероприятия должны выполняться: а) в пределах первого пояса ЗСО органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологическою надзора и иных; заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Не допускается посадка высокоствольных деревьев, виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладывание трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений. Водопровод сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов. Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематическогоконтроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектнойпроизводительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ.

В соответствии со ст.2 ФЗ от 30.03.1999 №52~ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», санитарно - эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Статья 11 указанного закона предписывает юридическим лицам обязательного выполнения требований санитарно - эпидемиологического законодательства в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

Установлено, что со стороны Мылинского сельского поселения Брянского района перечисленные выше нормы исполняются лишь частично из-за отсутствия в бюджете достаточных денежных средств. В результате в нарушение требований пунктов 1.4-1.6; 3.2.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 проекты организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения сельской администрацией не разработаны,территории первого пояса ЗСО всех артезианских скважин не спланированы для отвода поверхностного стока за их пределы, и не обеспечены охраной. Дорожки ксооружениям не имеют твердого покрытия.

Вопреки требованиям, установленным пунктом 2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ограждение границ первого пояса ЗСО артезианских скважин не установлено.

В нарушение требований, установленных пунктами 3.2.1.4, 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, оголовок и устье артезианской скважины в <адрес> не загерметизированы. На всех артезианских скважинах отсутствуют водомерные счетчики.

Сложившееся положение дел способствует загрязнению источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, создает угрозу для здоровья жителей Мылинского сельского поселения Брянского района и граждан, временно пребывающих на территории сельскою поселения, нарушает их права и законные интересы на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 ФЗ от 06. 1 0,2003 N 1 3 1 -ФЗ местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Таким образом, Мылинская сельская администрация является органом местного самоуправления, на который Законом возложена обязанность по принятию мер по разработке проектов зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения -артезианских скважин, расположенных в н.п. <адрес> (1скв.), <адрес> (1скв.). <адрес> (1скв.) водопроводов питьевого назначения Мылинского сельского поселения Брянского района, и 17,5 км водопроводов питьевого назначения и организации их в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении к совершению действий в интересах неопределенного круга лиц. Данное исковое заявление подано в защиту неимущественных прав граждан постоянно или временно пребывающих на территории Мылинского сельского поселения.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности добытые и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Брянского природоохранного прокурора Брянской области обоснованы и подлежат удовлетворению.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в настоящее время Мылинская сельская администрация не имеет достаточных финансовых средств и возможностей для немедленного устранения выявленных прокурором нарушений.

Суд полагает, что в связи с отсутствием в местном бюджете средств, а также возможности немедленного устранения выявленных нарушений, необходимо исполнение настоящего решения отсрочить до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 209 ГПК

РЕШИЛ:

Иск Брянского природоохранного прокурора Брянской области удовлетворить.

Обязать администрацию Мылинского сельского поселения Карачевского района, Брянской области разработать проекты зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения - артезианских скважин, расположенных в н.п. <адрес> (1скв.), <адрес> (1скв.). <адрес> (1скв.) водопроводов питьевого назначения Мылинского сельского поселения Брянского района, и 17,5 км водопроводов питьевого назначения и организовать их в соответствии с санитарно -эпидемиологическими требованиями.

Исполнение настоящего судебного решения отсрочить до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Брянский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Карачевский районный суд Брянской области.

Председательствующий: Р.А. Калашникова