Дело № 2-895/2010 ~ М-882/2010
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Карачев Брянской области 23.12.2010 года
Карачевский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Подрезовой Г.И.
представителя Филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Карачевском районе Брянской области» Усова Л.И.
при секретаре Потапова О.В.,
а также представителя истца Усачевой Л.А.
представителя ответчика Королевой Т.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского Природоохранного Прокурора к Песоченской сельской администрации об обязании разработки проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначении,
У С Т А Н О В И Л:
Брянский природоохранный прокурор обратился с иском к Песоченской сельской администрации об обязании разработки проекта организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения ссылаясь на следующее.
Брянской природоохранной прокуратурой в ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалистов филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Карачевском районе Брянской области», выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации Песоченской сельской администрацией Карачевского района 2 артезианских скважин и 5,3 км водопроводных сетей, используемых для питьевого водоснабжения населения Песоченского сельского поселения Карачевского районаБрянской области.
В соответствии со ст.ст. 4, 24 и 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Согласно статьи 18 ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г., соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3), определено, что в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводныхсооружений, а также территорий, на которых они расположены, организуются зонысанитарной охраны (п. 1.4).
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Пунктами 1.11, 1.13., 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.15, 1,17, 3.2.1.1., 3.2.1.4., 3.2.2.4., 3.2.1.5. санитарных правил и нормативов "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г., определено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Санитарные мероприятия должны выполняться:
а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;
б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения,размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.
Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.
В соответствии со ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статья 11 указанного Федерального Закона требует от юридических лиц обязательного выполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В ходе проверки соблюдения требований водного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере питьевого водоснабжения населения на территории Песоченского сельского поселения Карачевского района Брянской области, проведенной Брянской природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Карачевском районе Брянской области» ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что население Песоченского сельского поселения Карачевского района Брянской области обеспечивается питьевой водой Песоченской сельской администрацией.
На балансе Песоченской сельской администрации находится 2 артезианские скважины и 5,3 км водопроводных сетей.
Проверка показала, что ответчиком требования, установленные указанными нормами закона и санитарными правилами, в полном объеме не исполняются.
В нарушение требований пунктов 1.4-1.6; 3.2.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 проекты организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения Песоченской сельской администрацией не разработаны, территории первого пояса ЗСО всех артезианских скважин не спланированы для отвода поверхностного стока за их пределы, и не обеспечены охраной. Дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия.
Вопреки требованиям, установленным пунктом 2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ограждение границ первого пояса ЗСО артезианских скважин не установлено.
В нарушение требований, установленных п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, на всех артезианских скважинах отсутствуют приборы учета расходования воды.
Результаты проверки свидетельствуют о том, что Песоченская сельская администрация требования водного и санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питьевого водоснабжения населения Песоченского сельского поселения Карачевского района Брянской области должным образом не исполняются.
В соответствии со ст.2 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Никаких мер по разработке проектов организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения Песоченской сельской администрацией не принимается. Также не принимаются меры по приведению технического содержания скважин в населенных пунктах Песоченского сельского поселения Карачевского района Брянской области в соответствие с требованием санитарно-эпидемиологического законодательства.
На момент проведения проверки и до настоящего времени Песоченская сельская администрация не имеет утвержденных в установленном законом порядке проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, что подтверждается справкой филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Карачевском районе Брянской области» по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Бездействие ответчика по разработке проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и их установлению в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями способствует загрязнению источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, а также создает постоянную угрозу для здоровья жителей населения Песоченского сельского поселения Карачевского района Брянской области и других граждан, временно пребывающих на территории сельского поселения, тем самым нарушаются их права и законные интересы на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации.
Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствие со ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ наделен правом на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае прокурором защищаются личные неимущественные права граждан, т.е. интересы и права граждан, закрепленные Конституцией РФ.
Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц-граждан РФ, постоянно или временно пребывающих на территории Песоченского сельского поселения, количество которых установить невозможно.
Данное исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц - жителей Песоченского сельского поселения Карачевского района, а также лиц, временно пребывающих на его территории.
Интересы неопределенного круга лиц - жителей Песоченского сельского поселения Карачевского района, и иных граждан заключаются в том, что питьевая вода является для них жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
Соответственно жители заинтересованы в употреблении качественной питьевой воды и установлении зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений в силу ст.22 ГПК РФ рассматриваются судами общей юрисдикции.
Представитель истца помощник прокурора Карачевского района Усачева Л.А. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, просила суд их удовлетворить и дала пояснения аналогичные содержанию искового заявления, дополнив обязать Песоченскую сельскую администрацию разработать в установленном порядке проекты зон санитарной охраны до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Песоченской сельской администрации в судебном заседании признала исковые требования в полном объеме и пояснила, что Песоченской сельской администрацией предпринимаются меры к разработке проекта зон санитарной охраны водозаборных скважин и водопроводов питьевого назначения.
Представитель Филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Карачевском районе Брянской области» Усов Л.И. поддержал требования истца.
В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Судом разъяснены ответчику последствия признания иска, вчастности, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
Представитель ответчика Песоченской сельской администрации исковые требования признал в полном объеме, пояснил, что они являются законными, обоснованными и просил суд их удовлетворить.
Суд принимает признание иска ответчиком, и оснований для отказа в признании иска суд не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Брянского природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Песоченскую сельскую администрацию разработать в установленном порядке проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения - артезианских скважин, расположенных в н.п. Песочня (1скважина), Новгородский (1 скважина) и 5,3 км водопроводов питьевого назначения и организовать их в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Брянский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Карачевский районный суд Брянской области.
Председательствующий: Г.И.Подрезова
Копия решения верна:
Судья Карачевского райсуда Г. И. Подрезова