РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Карачев, Брянская область 01 марта 2011 года
Карачевский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Маковеевой Г. П.,
при секретаре Логвиновой Л. Н.,
с участием представителя заявителя Казакова Н.В. по доверенности Казакова А.Н.,
представителя заинтересованного лица Карачевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области по доверенности Тверетнева М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Казакова Н.В. об оспаривании отказа в государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Казаков Н.В. 30.08.2010 года обратился в Карачевский райсуд с данным заявлением, ссылаясь на то, что решением Карачевского райсуда от 19.09.2007 года признано незаконным постановление администрации Карачевского района от 11.11.2005 года № 1070, которое послужило основанием разграничения права собственности на земельный участок № по <адрес>, на котором находится жилой дом, принадлежащий на праве собственности Казакову Н.В., а также государственной регистрации права собственности на данный земельный участок за Российской Федерацией.
Признание судом незаконности правоустанавливающего документа - постановления администрации Карачевского района от 11.11.2005 года № 1070, влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации и внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
С таким заявлением он обратился в Карачевский отдел Управления Росреестра по Брянской области, однако сообщением государственного регистратора Брянской области Кузьмина П.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ за № ему было отказано в государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Считает данный отказ незаконными и просит обязать государственного регистратора произвести государственную регистрацию прекращения права собственности Российской Федерации на объект недвижимости - земельный участок № по <адрес>.
В судебное заседание заявитель Казаков Н.В. не явился.
Его представитель по доверенности Казаков А.Н. в судебном заседании пояснил, что из-за преклонного возраста заявитель не имеет возможности явиться в судебное заседание и просит рассмотреть дело в его отсутствие.
По существу требований представитель заявителя Казаков А.Н. пояснил, что уже длительное время его отец Казаков Н.В., интересы которого он представляет, пытается оформить в собственность земельный участок № по <адрес>. Несмотря на все его заявления о передаче ему в собственность данного земельного участка, поданные в администрацию Карачевского района, начиная с 1999 года, не разрешены по существу. Как указал Казаков А. Н., в 1997 году между Казаковым Н. В. и в/ч 92919 был заключен договор купли-продажи №66, на основании которого Казакову Н. В. были переданы в собственность домовладение, гараж и сарай, расположенные по адресу: <адрес>.
Кроме того, в 2005 году в ходе разграничения государственной собственности на землю постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Карачевского района незаконно передала данный земельный участок, на котором находится жилой дом заявителя Казакова Н.В., принадлежащий ему на праве собственности с 1997 года, Российской Федерации, что послужило основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Однако решением Карачевского райсуда от 19.09.2007 года установлена незаконность данного постановления администрации Карачевского района от 11.11.2005 года № 1070, что является основанием для государственной регистрации прекращения права Российской Федерации на земельный участок № по <адрес>.
Обращение Казакова Н.В. с такими требованиями в Карачевский отдел Управления Росреестра по Брянской области оставлено без удовлетворения сообщением государственного регистратора Брянской области Кузьмина П.Ф. от 13.08.2010 года за Исх. № 10/008/2010-462 в связи с отказом в государственной регистрации.
Просит признать такой отказ незаконным, так как правоустанавливающий документ - постановление администрации Карачевского района от 11.11.2005 года № 1070, на основании которого произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, признан незаконным, поэтому государственным регистратором должна быть произведена государственная регистрация прекращения такого права.
Кроме того, представитель Казакова Н. В. - Казаков А. Н. дополнил свои исковые требования и просил признать незаконным передачу указанного земельного участка в федеральную собственность, поскольку находящееся на указанном земельном участке недвижимое имущество находится в его собственности, поэтому земельный участок следует судьбе прочно связанного с ним недвижимого имущества.
Заинтересованное лицо государственный регистратор Брянской области Тверетнев М. А. в судебном заседании с требованиями заявителя не согласился и пояснил, что 28 июня 2006 года Управлением ФРС по Брянской области (в настоящее время Управление Росреестра по Брянской области) произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок № по <адрес>, площадью № кв.м. Документами-основаниями такой регистрации послужили Федеральный закон № 61-ФЗ «Об обороне» и постановление администрации Карачевского района Брянской области от 11.11.2005 года № 1070. В подтверждение такой регистрации права Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Брянской области ДД.ММ.ГГГГ года было выдано свидетельство о государственной регистрации права серии <адрес>.
21 июня 2010 года в Карачевский отдел Росреестра по Брянской области обратился Казаков А.Н., действующий по доверенности от имени Казакова Н.В., с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации на земельный участок № по <адрес>, приложив к своему заявлению решение Карачевского райсуда от 10.07.2007 года, которым признано недействительным свидетельство о государственной регистрации права, указанное выше.
24 июня 2010 года государственная регистрация права по заявлению Казакова А.Н. была приостановлена в связи с непредставлением документа, подтверждающего прекращение права собственности.
30 июля 2010 года от Казаков А.Н. представил решение Карачевского райсуда от 19.09.2007 года, которым признано незаконным постановлением администрации Карачевского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Однако данные документы не являются основанием для прекращения права собственности Российской Федерации на земельный участок № по <адрес>, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ за номером №.
Так как указанное право собственности Российской Федерации на данный земельный участок в установленном законом порядке не оспорено и не признано недействительным, а, следовательно, заявителем для государственной регистрации прекращения права представлены не были, то им, как государственным регистратором Брянской области, было отказано в такой регистрации и заявителю направлено сообщение об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Считает такой отказ полностью обоснованным и законным, так как указанные решения суда не могут рассматриваться как документы, свидетельствующие о прекращении права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, потому что постановление администрации Карачевского района от 11.11.2005 года № 1070 об установлении границ спорного земельного участка, признанное судом незаконным, не могло являться основанием для государственной регистрации права собственности, а основанным документом-основанием такой регистрации послужил Федеральный закон № 61-ФЗ «Об обороне». При этом право собственности на спорный земельный участок, зарегистрированное за Российской Федерации, до настоящее времени не оспорено в судебном порядке, как устанавливает ст.2 Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Брянской области (Росимущество) в судебное заседание не явился и просил рассмотреть настоящее дело в отсутствие их представителя.
В своем отзыве Росимущество исковые требования Казакова Н. В. не признало, пояснив следующее.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29. 12. 2008 года №1053, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным выступать от имени РФ относительно имущества Вооруженных сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций является Министерство обороны РФ.
Указанное постановление Правительства не предусматривает, что имущество подлежит передаче по актам приема-передачи. Право собственности Министерства обороны РФ на имущество, принадлежащее подведомственным ему предприятиям и учреждениям, возникает в силу прямого указания закона без каких-либо передаточных актов со стороны Территориального управления Росимущества в Брянской области.
Кроме того, по мнению Росимущества, решение суда о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок и решение суда о признании незаконным постановления администрации Карачевского района в части утверждения границ земельного участка и его площади, на которые ссылается истец, не являются основанием прекращения права собственности РФ на земельный участок. Свидетельство о государственной регистрации, как указано в отзыве, является не право устанавливающим документом, а право подтверждающим документом.
Министерство обороны в судебное заседание своего представителя не направило, однако было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя Министерства обороны.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 271 ГК РФ, при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Согласно ст. 273 ГК РФ, при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
Часть 4 статьи 35 ЗК РФ предусматривает, что отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:
1) отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;
2) отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса.
Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
2. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
3. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
4. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
В соответствии со ст. 93 Земельного кодекса РФ, землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, решением исполнительного комитета Карачевского городского Совета депутатов трудящихся от 14. 07. 1966 года утверждены инвентаризационные планы жилой застройки земельных участков в/ч 92919 на территории г. Карачева, в том числе и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
10. 06. 1986 года решением исполнительного комитета Карачевского городского Совета народных депутатов №425/1 Казакову Н. В. был выделен земельный участок для строительства сарая и гаража по тому же адресу: <адрес>.
В 1997 году между Казаковым Н. В. и в/ч 92919 был заключен договор купли-продажи №66, на основании которого Казакову Н. В. были переданы в собственность домовладение, гараж и сарай, расположенные по адресу: <адрес>.
Указанное недвижимое имущество расположено на земельном участке, общей площадью № кв. м., который находился на праве постоянного (бессрочного) пользования Брянской КЭЧ.
Постановлением администрации Карачевского района Брянской области №1070 от 11. 11. 2005 года, были утверждены границы и площади земельных участков, в том числе и спорного земельного участка, находящихся в пользовании Брянской КЭЧ.
28 июня 2006 года Управлением ФРС по Брянской области произведена государственная регистрация права собственности на земельный участок № по ул<адрес>, площадью № кв.м., кадастровый номер №, за Российской Федерацией, о чем в ЕГРП сделана записомер года №. и не оспаривапется ество и сделок с ним"ло являться основанием для государственной регистрациисделана запись регистрации №, а Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права серии <адрес>. Документами-основаниями такой регистрации указаны: Федеральный закон № 61-ФЗ «Об обороне» и постановление администрации Карачевского района Брянской области от 11.11.2005 года № 1070.
Таким образом, на спорный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находившийся до приватизации Казаковыми, в пользовании Брянской КЭЧ, с находящимся на нем недвижимым имуществом - домом, сараем и гаражом, принадлежащими на праве собственности Казакову Н. В. и Казаковой Н. Д., в нарушение положений ст. 273 ГК РФ и ст. 35 ч. 4 ЗК РФ было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
По мнению суда, до государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок за Российской Федерацией, должен был быть разрешен вопрос о передаче спорного земельного участка в собственность Казакову Н. В. и Казаковой Н. Д., т. к. при приватизации дома к Казаковым перешло в силу ст. 35 ЗК РФ и ч. 2 ст. 271 ГК РФ и право постоянного бессрочного пользования земельным участком, чего сделано не было.
Кроме того, спорный земельный участок по нормам ст. 27 ЗК РФ не изымался и не мог был изъят из оборота, поскольку на указанном земельном участке не имеется зданий, строений и сооружений, находящихся в Федеральной собственности, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, а расположено недвижимое имущество - домовладение, гараж и сарай, находящееся в собственности Казакова Н. В. и Казаковой Н. Д..
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404
"Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю", для государственной регистрации права собственности помимо документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего постановления необходимо было представить правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Как установлено в судебном заседании, правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества, расположенных на спорном земельном участке и принадлежащих Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию для государственной регистрации права собственности представлено не было, т. к. на указанном земельном участке расположено недвижимое имущество- домовладение, гараж и сарай, принадлежащее Казакову Н. В. и Казаковой Н. Д..
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что передача спорного земельного участка в федеральную собственность является незаконной.
Как далее установлено в судебном заседании, решением Карачевского райсуда Брянской области от 19.09.2007 года, вступившим в законную силу 24.10.2007 года, признано незаконным постановление администрации Карачевского района Брянской области от 11.11.2005 года № 1070, явившееся основанием для регистрации права собственности за Российской Федерации в части утверждения границ и площади земельного участка, ранее предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование ФГУ «Войсковая часть 92919, Брянская КЭЧ», расположенного по адресу: <адрес>.
21 июня 2010 года Казаков А.Н., действующий по доверенности от имени Казакова Н.В., обратился в Карачевский отдел УФРС по Брянской области с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации на земельный участок № по <адрес>, приложив к своему заявлению решение Карачевского райсуда от 19.09.2007 года.
Сообщением государственного регистратора Брянской области Кузьмина П.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ за № ФИО2 отказано в государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Основанием такого отказа указано - непредставление документов, свидетельствующих о наличии оснований для проведения государственной регистрации прекращения права, так как право Российской Федерации на этот земельный участок в установленном законом порядке не оспорено и не признано недействительным, а представленные решения суда не являются основанием для прекращения права собственности Российской Федерации.
Давая правовую оценку оспариваемому отказу в государственной регистрации прекращения права, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п.1).
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - Единый государственный реестр прав) (п.2).
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд (п.5).
Согласно п.1 ст.9 Закона государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.
На территории Карачевского района - это Карачевский отдел Управления Росреестра по Брянской области (ранее, до 07.05.2010 года, Карачевский отдел Управления ФРС по Брянской области).
В силу п.1 ст.17 Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, помимо прочих, являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (абз.2);
вступившие в законную силу судебные акты (абз.6).
Как следует из записи в ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ №, основаниями для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок № по <адрес> указаны Федеральный закон № 61-ФЗ «Об обороне» и постановление администрации Карачевского района Брянской области от 11.11.2005 года № 1070.
Решением Карачевского райсуда от 19.09.2007 года постановление администрации Карачевского района Брянской области от 11.11.2005 года № 1070 признано незаконным, то есть утратило свою силу с момента его принятия.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что право Российской Федерации на спорный земельный участок оспорено в суде и признано недействительным, в связи с чем, доводы государственного регистратора в этой части необоснованны.
При этом суд учитывает, что Федеральный закон № 61-ФЗ «Об обороне» сам по себе не может являться основанием для государственной регистрации права, так как он содержит общие нормы и положения, определяющие основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
Акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, являющиеся в силу абз.2 п.1 ст.17 Закона основаниями для государственной регистрации права, должны содержать указание на объект (конкретный земельный участок или другое недвижимое имущество) и субъект (лицо, которому предоставляется право) права.
В рассматриваемом случае таким основанием является постановление администрации Карачевского района от 11.11.2005 года № 1070.
Признание же судом данного акта незаконным, то есть недействительным с момента принятия, свидетельствует и о том, что основания для государственной регистрации отпали, что в свою очередь свидетельствует о прекращении права Российской Федерации на спорный земельный участок, в связи с чем, отказ в государственной регистрации прекращения такого права является незаконным.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования Казакова Н.В. обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Казакова Н.В. удовлетворить.
Признать незаконным передачу земельного участка № по <адрес>, кадастровый номер № собственность Российской Федерации.
Признать незаконным отказ в государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации на земельный участок № по <адрес>, кадастровый номер 32:10:36 02 05:0069, оформленный сообщением государственного регистратора Брянской области Кузьмина Петра Федоровича от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № о праве собственности Российской Федерации на земельный участок № по <адрес>, кадастровый номер №, подлежит аннулированию (погашению).
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Карачевский районный суд в течение 10-ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: . Г. П. Маковеева.
.
.
.
.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 11 марта 2011 года.