Исковые требования об обязании разработки организации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.



Дело № 2-508/2011 ~ М-417/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Карачев Брянской области 27.04.2011 года

Карачевский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Подрезовой Г.И.

при секретаре Потаповой О.В.,

а также представителя истца помощника Брянского природоохранного прокурора Брянской области Бойкачева М.С.

представителя ответчика Короткого В.Г.

представителя ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Карачевском районе» Усова Л.И.

представителя Карачевской районнойадминистрации Петуховой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области к Дроновской сельской администрации в интересах неопределенного круга лиц об обязании разработки проекта организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения

У С Т А Н О В И Л:

Истец Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился с иском в Карачевский районный суд в интересах неопределенного круга лиц об обязании ответчика разработать проект организации зон санитарной охраны источников водоснабжения - 2 артезианских скважин, расположенных в <адрес> и 3,5 км. водопроводов питьевого назначения и организации их в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, ссылаясь на следующее.

Брянской природоохранной прокуратурой в ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалистов филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Карачевском районе Брянской области», выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации Дроновской сельской администрацией Карачевского района 2 артезианских скважин и 3,5 км водопроводных сетей, используемых для питьевого водоснабжения населения Дроновского сельского поселения Карачевского района Брянской области.

В соответствии со ст.ст. 4, 24 и 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Согласно статьи 18 ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г., соблюдение которых является обязательнымдля граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3),определено, что в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, организуются зоны санитарной охраны (п. 1.4).

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Пунктами 1.11, 1.13., 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.15, 1,17, З.2.1.1., З.2.1.4., 3.2.2.4., 3.2.1.5. санитарных правил и нормативов "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г., определено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Санитарные мероприятия должны выполняться:

а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;

б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

Не допускается посадка высокоствольных деревьев все видыстроительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.

Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.

Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.

В соответствии со ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Статья 11 указанного Федерального Закона требует от юридических лиц обязательного выполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

В ходе проверки соблюдения требований водного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере питьевого водоснабжения населения на территории Дроновского сельского поселения Карачевского района Брянской области, проведенной Брянской природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Карачевском районе Брянской области» ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что население Дроновского сельского поселения Карачевского района Брянской области обеспечивается питьевой водой Дроновской сельской администрацией.

На балансе Дроновской сельской администрации находится 2 артезианские скважины и 3,5 км водопроводных сетей.

Проверка показала, что ответчиком требования, установленные указанными нормами закона и санитарными правилами, в полном объеме не исполняются.

В нарушение требований пунктов 1.4-1.6; 3.2.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 проекты организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения сельской администрацией не разработаны.

Вопреки требованиям, установленным пунктами 3.2.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02, территории первого пояса ЗСО артезианских скважин не спланированы для отвода поверхностных стоков за их пределы, не обеспечены охраной. Дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия.

В нарушение требований, установленных пунктами 3.2.1.4, 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, на всех артезианских скважинах отсутствуют приборы учета расходования воды

Результаты проверки свидетельствуют о том, что Дроновской сельской администрацией требования водного и санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питьевого водоснабжения населения Дроновского сельского поселения Карачевского района Брянской области должным образом не исполняются.

В соответствии со ст.2 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в областиобеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Никаких мер по разработке проектов организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения Дроновской сельской администрацией не принимается. Также не принимаются меры по приведению технического содержания скважин в <адрес> Дроновского сельского поселения Карачевского района Брянской области в соответствие с требованием санитарно-эпидемиологического законодательства.

В адрес ответчика природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении выявленных нарушений. Однако нарушения ответчиком не устранены, представление до настоящего времени не рассмотрено.

На момент проведения проверки и до настоящего времени Дроновская сельская администрация не имеет утвержденных в установленном законом порядке проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, что подтверждается справкой филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ №.

Бездействие ответчика по разработке проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и их установлению в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями способствует загрязнению источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, а также создает постоянную угрозу для здоровья жителей населения Дроновского сельского поселения Карачевского района Брянской области и других граждан, временно пребывающих на территории сельского поселения, тем самым нарушаются их права и законные интересы на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации.

Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.

В соответствие со ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ наделен правом на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае прокурором защищаются личные неимущественные права граждан, т.е. интересы и права граждан, закрепленные Конституцией РФ.

Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц-граждан РФ, постоянно или временно пребывающих на территории Дроновского сельского поселения, количество которых установить невозможно.

Данное исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц - жителей Дроновского сельского поселения Карачевского района, а также лиц, временно пребывающих на его территории.

Интересы неопределенного круга лиц - жителей Дроновского сельского поселения Карачевского района, и иных граждан заключаются в том, что питьевая вода является для них жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Соответственно жители заинтересованы в употреблении качественной питьевой воды и установлении зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Представитель Природоохранной прокуратуры Бойкачев М.С. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Короткий В.Г. не возражал против удовлетворения исковых требований, указал, что часть предписания уже исполняется.

Представитель ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Карачевском районе» Усов Л.И. просил исковые требования удовлетворить, указал, что ответчик нарушил требования законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, не разработал проект организации зон санитарной охраны.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд принимает признание иска ответчиком, считая, что это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятий его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения судом может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Учитывая, что ответчик иск признал, признание иска принято судом, имеются основания для вынесения решения об удовлетворении иска.

При этом суд полагает необходимым указать, что исполнение данного решения допустимо в разумные сроки, а именно в срок 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Дроновскую сельскую администрацию Карачевского района Брянской области в срок 6 (шесть) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать проект организации зон санитарной охраны источников водоснабжения - 2 артезианских скважин, расположенных в <адрес> и 3,5 км. водопроводов питьевого назначения и организовать их в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Брянский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Карачевский районный суд Брянской области.

Председательствующий: Г.И.Подрезова

Копия решения верна:

Судья Карачевского райсуда Г. И. Подрезова