Дело № 2-552 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г.Карачев Брянской области 14.06.2011 года Карачевский районный суд Брянской области в составе: председательствующего судьи Калашниковой Р. А. при секретаре Лубниной С.В., а также истца Ольховый В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ольхового В.В. к Министерству финансов РФ, Управлению социальной защиты населения Брянской области, ГБУ «Отдел социальной защиты населения Карачевского района» об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление. У С Т А Н О В И Л: Истец Ольховый В.В. обратился с иском в Карачевский районный суд, с иском к Министерству финансов РФ, Управлению социальной защиты населения Брянской области и ГБУ «Отдел социальной защиты населения Карачевского района»об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретении продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление, в обоснование заявленных требований, указав,что он в ДД.ММ.ГГГГ был эвакуирован из зоны отчуждения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Согласно ФЗ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ей выплачивают денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление. Просит суд, взыскать с учетом индексации с Министерства Финансов РФ денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом индекса увеличения минимального размера оплаты труда, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом коэффициента прожиточного минимума, с. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- с учетом индекса инфляции, а всего задолженность денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере №. и оздоровление - в размере №. Обязать ГБУ «Отдел социальной защиты населения Карачевского района» производить начисления денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ в размере №., на оздоровление в размере - №.. Ольховый В.В., в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования. Представитель ответчика Министерства финансов РФ Боглач И.В. в судебное заседание не явилась, в материалах дела имеется расписка о том, что представитель надлежащим образом уведомлена о месте и времени рассмотрения данного дела. Ранее в судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов РФ Боглач И.В. иск не признала и пояснила суду, что Министерство финансов РФ является по данному иску ненадлежащим ответчиком, так как порядок финансирования и представления и предоставления мер социальной защиты определен Постановлением Правительства РФФ от 31.12.2004 года № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и от 03.03.2007 г. № 136 «О порядке предоставления мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а так же выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с Чернобыльской катастрофой». Указанными Постановлениями предусмотрено, что для получения компенсации гражданин подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, заявление с приложением пакета документов. Уполномоченный орган в сфере социальной защиты населения формирует списки граждан, имеющих право на выплату компенсаций и ежемесячно представляет их в территориальный орган Федерального казначейства, который перечисляет на основании представленных списков средства федерального бюджета. Все вышеуказанные выплаты индексируются органами социальной защиты населения в соответствии с действующим законодательством. Представитель ответчика ГУ «отдел социальной защиты населения Карачевского района в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется расписка о том, что представителем надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения данного иска. Ранее в судебном заседании представитель ответчика ГУ «отдел социальной защиты населения Карачевского района» Пиганова Л.В. иск не признала и пояснила суду, что все вышеуказанные выплаты индексируются истцу в соответствии с действующим законодательством. Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Брянской области в судебное заседание не явился. В материалах дела имеется уведомление о том, что ответчик был надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела в суде. Представитель УСЗН Брянской области Гавриленко И.В. просит рассмотреть дело в ее отсутствие, с иском не согласна, так как данные выплаты ежегодно индексируются исходя уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. Данные выплаты выплачиваются и индексируются в соответствии с законодательством. Выслушав истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск Ольхового В.В. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Из материалов дела видно, что истец относится к категории граждан в соответствии со ст. 13 п.6 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы. Согласно Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" .Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. В Постановлении от 1 декабря 1997 года "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами. Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации. Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены пунктом 3 статьи 15 и пунктом 13 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ). Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Следует, кроме того, учитывать, что положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки. Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статьи 15 и 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми вышеуказанным гражданам названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 100 рублей. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246 и от 21 марта 2007 г. N 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период. При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо, исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно: в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 июня 2004 года в размере 220 руб. (установленная Законом 200 руб.), ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 110 руб. (установленная Законом 300 руб.) - коэффициент 1,1; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 г. N 292 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2005 года в размере 242 руб. 20 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 122 руб. 10 коп. - коэффициент 1,11; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года N 246 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2006 года в размере 266 руб. 18 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 133 руб. 09 коп. - коэффициент 1,09; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 171 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2007 года в размере 287 руб. 47 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 143 руб. 74 коп. - коэффициент 1,08, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 992 В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35, в редакции от 5 апреля 2005 года N 7 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи, с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной. Согласно лицевого счета видно, что ГБУ «отдел социальной защиты населения Карачевского района» производит индексации вышеуказанных выплат истцу на основании Постановлений Правительства РФ с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Ранее данные выплаты истец получал по месту работы. Однако документы, подтверждающие данные выплаты не сохранились. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В иске Ольховому В.В. обиндексации денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред, причиненный здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС, отказать. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Брянский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Карачевский районный суд Брянской области. Председательствующий: Р.А.Калашникова . . . .
ст. 15 п.3 предусматривает выплату данным категориям граждан ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей; ст.17 п.13. предусматривает ежегодную компенсацию за врез здоровью в размере 100 рублей.
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. N 914" ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2008 года устанавливается в размере 317 руб. 65 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 158 руб. 33 коп., в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2007 г. N 914
"Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2009 года в размере 358 руб. 94 коп., на оздоровление -179 руб. 48 коп. - коэффициент 1,13, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2009 г. N 1024 "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 1 января 2010 года ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается в размере 394 руб. 43 коп., на оздоровление - 197 руб. 43 коп. - коэффициент 1,1., в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2010 г. N 1079
"Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" с 1 января 2011 года ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается в размере 420 руб. 49 коп., на оздоровление - 210 руб. 26 коп. - коэффициент 1,065.