Дело № 2-608 г. Карачев, Брянская область 28 июня 2011 года Карачевский районный суд Брянской области в составе: председательствующего судьи Калашниковой Р.А., при секретаре Лубниной С.В., с участием истцапомощника Брянского природоохранного прокурора Брянской области Курильского А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к Открытому Акционерному Обществу «Железнодорожник» о возложении обязанности по внесению изменений в проект освоения лесов, УСТАНОВИЛ: Брянский природоохранный прокурор Брянской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском в Карачевский районный суд к Открытому Акционерному Обществу «Железнодорожник» о возложении обязанности по внесению изменений в проект освоения лесов, ссылаясь на то, что в ходе проведения Брянской природоохранной прокуратурой проверки исполнения лесного законодательства установлено, что ОАО «Железнодорожник» осуществляет лесохозяйственную деятельность на лесном участке в Степном участковом лесничестве ГУ «Карачевское лесничество» на основании проекта освоения лесов. При этом в запроектированных нормах обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров приобретение отдельных наименований указанных средств и оборудования в соответствие с установленными нормативами в проекте освоения лесов не предусмотрено. В связи с этим в проект освоения лесов арендатору необходимо внести изменения в части установления норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров и проектирования по приобретению указанных средств в соответствие с установленными нормативами по следующим основаниям. Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаютсяуполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов приняты и утверждены федеральным органом исполнительной власти в пределах своих полномочий, являются нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению. Проект освоения лесов содержит сведения в числе прочих и о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов. Проверкой проекта освоения лесов на лесной участок, переданный в аренду ОАО «Железнодорожник», выявлено несоответствие норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров пункту 3 установленных Норм: отсутствуют лесопатрульная пожарная машина -1ед., воздуходувка -1ед., ранцевые огнетушители -10 ед., зажигательные аппараты - 5ед. Несоблюдение арендатором норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, при возникновении лесных пожаров может привести к повреждению и уничтожению лесных насаждений из-за отсутствия возможности тушения пожаров, и могут повлечь за собой нарушение права собственности Российской Федерации и создать реальную угрозу ограничения прав граждан на пользование этими лесами, тем самым нарушены интересы Российской Федерации, а также законные интересы граждан, предусмотренные Конституции Российской Федерации и другими законодательными актами. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Интересы Российской Федерации, как публичного образования и собственника лесных участков, в данном случае, заключаются в том, что она заинтересована в соблюдении гражданами и должностными лицами требований лесного и иного законодательства и обязана принимать меры, направленные на использование и охрану лесов, как основу жизни и деятельности жителей Карачевского района и иных граждан, проживающих на соответствующей территории, а также устранение нарушений законодательства. Интересы неопределенного круга лиц - жителей Карачевского района, а также иных лиц, заключаются в том, что они имеют право на пользование участками государственного лесного фонда и заинтересованы в сохранении лесов, а также их использовании, как основу своей жизни и деятельности. Просит обязать ОАО «Железнодорожник» внести изменения в проект освоения лесов на лесной участок в Степном участковом лесничестве ГУ «Карачевское лесничество» в части установления норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров в соответствие с установленными нормативами: - лесопатрульная пожарная машина -1ед., - воздуходувка -1ед., - ранцевые огнетушители -10 ед., - зажигательные аппараты - 5ед. Обязать ОАО «Железнодорожник» внести изменения в проект освоения лесов на лесной участок в Степном участковом лесничестве ГУ «Карачевское лесничество» в части проектирования приобретения недостающего до установленных Норм противопожарного оборудования и средств тушения лесных пожаров в соответствие с установленными нормативами: - лесопатрульная пожарная машина -1ед., - воздуходувка -1ед., - ранцевые огнетушители -10 ед., - зажигательные аппараты - 5ед.. Ответчик представитель ОАО «Железнодорожник» в судебное заседание не явился в материалах дела имеются сведения о их надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения данного иска, поэтому в соответствии со ст. 167 ч. 4 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Суд, в виду отсутствия каких-либо ходатайств ответчика о рассмотрении дела в его отсутствие либо отложения дела, с согласия истца и в соответствии со ст.233 ГПК РФ вынес определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства. Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что данное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Согласно ст. 52 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Согласно статье 53 Лесного кодекса РФ к мерам пожарной безопасности в лесах отнесено в числе прочих, предупреждение лесных пожаров. Согласно ст. 53.1. Лесного кодекса РФ определено, что предупреждение лесных пожаров включаетв себя в том числе, обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Аналогичное положение закреплено в п.п. "б" п. 3 Правил пожарной н: гласности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года № 417. Согласно п.п. "в" п. 13 названных Правил юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования. Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2008 года. №549 (далее по тексту - Нормы). В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от. 2.06.2008г. N 450 (в редакции, действующей на момент утверждения Норм) Министерство сельского хозяйства РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе и в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях). В силу ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст.12 настоящего Кодекса. Приказом Минсельхоза РФ от 08.02.2010 N 32 утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки. Согласно п.п. 1, 3 «Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» Проект освоения лесов и порядок его разработки подготовлен в соответствии с ч. 2 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливает требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Проект освоения лесов содержит сведения в числе прочих и о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов. В соответствии с п. 24 «Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» Раздел "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" содержит: характеристику территории лесного участка по классам пожарной опасности (приложение N 61), тематическая лесная карта; обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), и их территориальное размещение (приложение N 62), тематическая лесная карта; сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами (приложение № 63), тематическая лесная карта с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря. Согласно п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В соответствии со ст.304 ГК Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. В соответствии со ст. 2 и ст. 9 Конституции РФ человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ст.12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом. В соответствие со ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Статьёй 9 Конституции РФ закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующейтерритории. В соответствии со статьями 124, 212, 214 и 304 ГК РФ Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Согласно ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Данное исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц - жителей Карачевского района. Интересы неопределенного круга лиц - жителей Карачевского района, а также иных лиц, заключаются в том, что они имеют право на пользование участками государственного лесного фонда Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Брянского природоохранного прокурора, удовлетворить. Обязать ОАО «Железнодорожник» внести изменения в проект освоения лесов на лесной участок в Степном участковом лесничестве ГУ «Карачевское лесничество» в части установления норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров в соответствие с установленными нормативами: - лесопатрульная пожарная машина -1ед., - воздуходувка -1ед., - ранцевые огнетушители -10 ед., - зажигательные аппараты - 5ед. Обязать ОАО «Железнодорожник» внести изменения в проект освоения лесов на лесной участок в Степном участковом лесничестве ГУ «Карачевское лесничество» в части проектирования приобретения недостающего до установленных Норм противопожарного оборудования и средств тушения лесных пожаров в соответствие с установленными нормативами: - лесопатрульная пожарная машина -1ед., - воздуходувка -1ед., - ранцевые огнетушители -10 ед., - зажигательные аппараты - 5ед.. Заявление об отмене заочного решения ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, в течение 7-ми дней со дня вручения копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Карачевский районный суд в течение 10-ти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10-ти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий: . Р.А. Калашникова . . .