об обязании разработки проекта организации зон санитарной зоны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.



Дело № 2-509/2011 ~ М-416/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации                    

г.Карачев Брянской области                                                                        06.09.2011 года

Карачевский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Подрезовой Г.И.

при секретаре Потаповой О.В.

ответчика представителя МУП " Карачевский городской водоканал"- Колоскова В.И.

представителя третьего лица Карачевской городской администрации по доверенности Коропчану И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Карачевский городской водоканал» об обязании разработки проекта организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

У С Т А Н О В И Л:

Истец Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился с иском в Карачевский районный суд, пояснив, что Брянской природоохранной прокуратурой в ходе проверки, проведенной 03.12.2010 года с привлечением специалистов филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Карачевском районе Брянской области», выявлены нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации МУП «Карачевский городской водоканал» Карачевского района 30 артезианских скважин и 101,2 км. водопроводных сетей, используемых для питьевого водоснабжения населения Карачевского городского поселения Карачевского района Брянской области, а именно:

В нарушение требований пунктов 1.4-1.6; 3.2.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 проекты организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения предприятием не разработаны.

Вопреки требованиям, установленным пунктами 3.2.1.4, 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, на всех артезианских скважинах отсутствуют водоизмерительные приборы, расход воды определяется по показаниям электрического счетчика.

В нарушение требований пунктов 3.2.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 территории первого пояса ЗСО всех артезианских скважин не спланированы для отвода поверхностных стоков за их пределы, не обеспечены охраной. Дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия. Зона санитарной охраны 1 пояса 22 артезианских скважин по периметру не ограждена.

Результаты проверки свидетельствуют о том, что МУП «Карачевский городской водоканал» требования водного и санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питьевого водоснабжения населения Карачевского городского поселения Карачевского района Брянской области должным образом не исполняются.

В соответствии со ст.2 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Никаких мер по разработке проектов организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения предприятием не принимается. Также не принимаются меры по приведению технического содержания скважин в населенных пунктах Карачевского городского поселения Карачевского района Брянской     области     в     соответствие     с     требованием     санитарно-эпидемиологического законодательства.

На момент проведения проверки и до настоящего времени МУП «Карачевский городской водоканал» не имеет утвержденных в установленном законом порядке проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, что подтверждается справкой филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Карачевском районе Брянской области» по результатам проверки от 06.12.2010 года № КГ -44/910, а также ответом за № 120 от 22.02.2011г. на представление природоохранного прокурора об устранении нарушений.

Бездействие ответчика по разработке проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и их установлению в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями способствует загрязнению источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, а также создает постоянную угрозу для здоровья жителей населения Карачевского городского поселения Карачевского района Брянской области и других граждан, временно пребывающих на территории городского поселения, тем самым нарушаются их права и законные интересы на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации.

Представители истца в судебных заседаниях Бойкачев М. и Хроленок Т.А. поддержали исковые требования в полном объеме, просили суд их удовлетворить и дали пояснения аналогичные содержанию искового заявления.

Просили обязать      МУП «Карачевский городской водоканал» Карачевского района разработать       проекты организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения - 30 артезианских скважин и       101,2 км водопроводов питьевого назначения, расположенных на территории Карачевского городского поселения, и организовать их в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Представитель ответчика «МУП Карачевский городской водоканал» Колосков В.И. исковые требования Брянского природоохранного прокурора не признал, сославшись на то, что МУП «Карачевский городской водоканал» не является ответчиком по исковому заявлению Брянской природоохранной прокуратуры, пояснив при этом следующее.

Перечисленные в исковом заявлении Брянской природоохранной прокуратуры тридцать артскважин и 101,2 км водопроводных сетей находятся в муниципальной собственности. Указанные объекты водоснабжения переданы Карачевской городской администрацией в хозяйственное ведение МУП «Карачевский городской водоканал». Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения (канализация) на 2010 год собственнику были установлены Решением Карачевского городского Совета народных депутатов № 2-42 от 25.11.2009 г. (копия прилагается). Тариф на водоснабжение составлял 94,9 %, на водоотведение 89,9 % от экономически обоснованного. Убытки предприятия от основной экономической деятельности составили в 2010 году 2 млн. руб. (копия анализа финансово-хозяйственной деятельности прилагается). Тарифы на 2011 год установлены Комитетом государственного регулирования тарифов Брянской области (Приказ № 18/1 - ВК от 25 ноября 2010 г. Копия прилагается). По состоянию на сегодняшний день тариф на водоснабжение составляет 97,1 % и на водоотведение 92,1 % от экономически обоснованных. В тарифах на водоканализационные услуги не предусмотрены статьи затрат для разработки проектов организации ЗСО источников водоснабжения. Из вышеперечисленного видно, что собственными средствами для выполнения указанных работ, водоканал не располагает.

Как следствие, из-за установленных заниженных тарифов на водоканализационные услуги у предприятия образовалась задолженность за потребленную электрическую энергию, которая на 01.04.2011 г. составила 1120 тыс. руб. Составлен график погашения образовавшейся задолженности (копия прилагается), который МУП «Карачевский городской водоканал» обязан неукоснительно исполнять. В противном случае, ОАО «Брянская сбытовая компания» прекратит поставку электрической энергии на объекты водоснабжения, что вызовет перебои в поставке питьевой воды населению.

Письмом № 721 от 24.11.2010 г. (копия прилагается) водоканал обратился к собственнику, главе Карачевской городской администрации, с просьбой запланировать в бюджете Карачевского городского поселения на 2011 год денежные средства для обустройства ЗСО объектов водоснабжения. По состоянию на сегодняшний день финансовых средств городская администрация не выделяла.

В 2009 году стартовала областная целевая программа «Чистая вода» (2009-2011 годы). По этой программе МУП «Карачевский городской водоканал» финансовых средств также не выделялось.

Представитель Карачевской городской администрации исковые требования не признала, сославшись на то, что администрация не может быть надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку указанное выше имущество предано водоканалу на праве хозяйственного ведения.

Представитель 3-го лица ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Карачевском районе» Усов Л.И. пояснил, что требования природоохранного прокурора законны и обоснованы, он поддерживает их в полном объеме, так как ответчик нарушил требования законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, не разработал проект организации зон санитарной охраны.

Выслушав истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск Брянского природоохранного прокурора Брянской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 4, 24 и 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Согласно статьи 18 ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г., соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3), определено, что в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены,     организуются зоны санитарной охраны (п. 1.4).

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Пунктами 1.11, 1.13., 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.15, 1,17, 3.2.1.1., З.2.1.4., 3.2.2.4., 3.2.1.5. санитарных правил и нормативов "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г. определено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и
предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Санитарные мероприятия должны выполняться:

а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;

б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.

Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.

Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.

В соответствии со ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Статья 11 указанного Федерального Закона требует от юридических лиц обязательного выполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

Как установлено в суде население Карачевского городского поселения Карачевского района Брянской области обеспечивается питьевой водой МУП «Карачевский городской водоканал».

На балансе МУП «Карачевский городской водоканал» находится 30 артезианских скважин и 101,2 км водопроводных сетей, переданных в хозяйственное ведение соответствующими постановлениями Карачевской городской администрации в период с 2007 года по 2010 года.

Согласно ст. 294 ГК РФ «Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом».

В соответствии с договорами о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием между Карачевской городской администрацией и МУП «Карачевским городским водоканалом» «предприятие в отношении закрепленного за ним имущества обязано его содержать, поддерживать в пригодном для эксплуатации состоянии».

Доводы ответчика о том, что проекты зон санитарной охраны артезианских источников водоснабжения ранее разрабатывались ОАО «Брянскпромбурвод» и повторная их разработка не требуется опровергаются ответом генерального директора ОАО «Брянскпромбурвод» за №86 от 25 июля 2011 года, из которого следует, что указанные выше проекты как самостоятельная проектная документация введены недавно. Это обусловлено тем, что многие существующие водозаборы не отвечают изменившимся требованиям СанПин в части организации зон санитарной охраны.

Проекты организации зон санитарной охраны каких либо водозаборов в г. Карачеве никогда не разрабатывались. Ни заявок, ни договоров на данные виды работ от водоканала не поступало.

В силу изложенного суд находит требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.

При этом суд учитывает, что для разработки проектов необходимо достаточное время, в связи с чем полагает установить срок для исполнения решения суда до 1 октября 2012 года.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ «При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом».

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Брянской природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Карачевский городской водоканал» разработать в установленном порядке проекты организации зон санитарной охраны источников водоснабжения - 30 артезианских скважин и 101,2 км. водопроводов питьевого назначения, расположенных на территории Карачевского городского поселения и организовать их в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями в срок до 1 октября 2012 года.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня изготовления мотивированного решения в Брянский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Карачевский районный суд Брянской области.

Председательствующий:                                         Г.И.Подрезова

Мотивированное решение суда изготовлено 12 сентября 2011 года.

Копия решения верна:

Судья Карачевского райсуда                                                                Г. И. Подрезова