Именем Российской Федерации город Карачев, Брянская область 17 ноября 2011 года Карачевский районный суд Брянской области в составе: председательствующего судьи Ковалев Ю.А., при секретаре Нехаевой Н.Д., с участием представителя истца Прониной Е.Ф. по доверенности Дегтевой Л.Е., представителей ответчика Мылинской сельской администрации Карачевского района Брянской области главы Мылинского сельского поселения Масленникова А.С., по доверенности Волоховой Р.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прониной Е.Ф. к Мылинской сельской администрации Карачевского района Брянской области об оспаривании постановления Мылинской сельской администрации и решения межведомственной комиссии по жилищным вопросам Мылинской сельской администрации, УСТАНОВИЛ: Пронина Е.Ф. обратилась в суд с иском к Мылинской сельской администрации Карачевского района Брянской области, в котором просит признать решение Мылинской сельской администрации Карачевского района Брянской области неправомерными и обязать поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В обоснование своих требований указала, что она является участником Великой Отечественной войны и ей по закону предоставляется право на льготное получение жилья. Ею было подано заявление в Мылинскую сельскую администрацию с просьбой о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, ей было отказано. Считает данный отказ неправомерным, ссылаясь на то, что она проживает с семьей своей дочери Дегтевой Л.Е. в принадлежащем ей жилом помещении, общей площадью 45,4 кв.м. Их семья состоит из 4-х человек : она, ее дочь, муж дочери Дегтев В.А. и их сын Дегтев М.В. Она не имеет никакого жилья. Квартира дочери очень мала. Никто из членов их семьи не имеет отдельной комнаты. Отказом в постановке ее на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилье ответчик ухудшает ее положение и нарушает ее права. В судебном заседании представитель истца по доверенности Дегтева Л.Е. исковые требования уточнила и пояснила, что просит суд признать незаконными: решение межведомственной жилищной комиссии Мылиснкой сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ о снятии участника ВОВ Прониной Е.Ф. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании письма департамента строительства и архитектуры Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ; постановление Мылинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий участника ВОВ Прониной Е.Ф., а также просит обязать Мылинскую сельскую администрацию восстановить Пронину Е.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Обосновывая свои требования тем, что Пронина Е.Ф. согласно ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов была поставлена на учет в качестве нуждающейся постановлением Мылинской сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ вынесенным на основании решения межведомственной жилищной комиссии Мылинской сельской администрации, но в последствии, ДД.ММ.ГГГГ на основании письма департамента по строительству и архитектуры Брянской области комиссией было принято оспариваемое решение о снятии Прониной Е.Ф. с учета и оспариваемым постановлением Мылинской сельской администрации истица была снята с учета. Данным решением и постановлением ответчик ухудшил жилищное положение Прониной Е.Ф. и нарушил ее права. Истица проживает в квартире площадью 45,2 кв.м. и е семья состоит из четырех человек. Истица не имеет отдельной комнаты, туалет находится во дворе, ванной комнаты в квартире нет. Пронина Е.Ф. нуждается в постоянном постороннем уходе, в связи с чем она и подарила свою долю в квартире в 2008 году своей дочери Дегтевой Л.Е. Пронина Е.Ф. постоянно проживала в этой квартире до заключения договора дарения и проживает в настоящее время. Представители ответчика Мылинской сельской администрации Масленников А.С. и Волохова Р.Г. в судебном заседании исковые требования признали и пояснили, что Прониной Е.Ф. были представлены все документы, подтверждающие ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Квартира в которой проживает истица проживают трое взрослых людей при общей площади квартиры 45,2 кв.м. В квартире нет ванной и туалета, истица не имеет отдельной комнаты, нуждается в постоянном постороннем уходе, и, учитывая это, жилищная комиссия не приняла во внимание, что после отчуждения Прониной Е.Ф. своей доли в праве на квартиру не прошло 5 лет в соответствии со ст.53 ЖК РФ, ст.5 закона Брянской области № 37-З от 09.06.2006г., и приняла ДД.ММ.ГГГГ решение о постановке Прониной Е.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление Мылинской сельской администрации о постановке ее на жилищный учет. Все необходимые документы были направлены в департамент по строительству и архитектуре Брянской области, откуда было получено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № со ссылкой на решение комиссии об отказе в предоставлении субсидии Прониной Е.Ф. и с просьбой рассмотреть вопрос о правомерности постановки на жилищный учет Прониной Е.Ф. в соответствии с Жилищным кодексом РФ и законом Брянской области № 37-З от 09.06.2006 года в десятидневный срок. Ни протокол заседания комиссии ни решение комиссии о снятии с жилищного учета Прониной Е.Ф. в Мылиснкую сельскую администрацию не высылалось и о их содержании им ничего не известно. На основании данного письма было принято решение жилищной комиссии о снятии Прониной Е.Ф. с жилищного учета и вынесено постановление Мылинской сельской администрации о снятии Прониной Е.Ф. с жилищного учета. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Указ Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года обязал руководителей высших исполнительных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". В соответствии со ст.15 ФЗ от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изменениями от 18 ноября 1998 г., 2 января, 4 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 6 мая, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 19, 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 8 мая, 19 декабря 2005 г., 18 октября, 1 ноября 2007 г., 1 марта, 14, 22 июля, 2 октября, 22 декабря 2008 г., 28 апреля, 29 июня, 18, 24 июля, 17, 21 декабря 2009 г.), участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж"и"и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Статья 23. 2 этого же Закона предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19и21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно удостоверению серии ВВ №, выданному ДД.ММ.ГГГГ Карачевским отделом социальной защиты населения, Пронина Е.Ф. является ветераном - участником Великой Отечественной войны. ДД.ММ.ГГГГ Пронина Е.Ф. обратилась в Мылинскую сельскую администрацию с заявлением о постановке ее на жилищный учет по улучшению жилищных условий с приложенными документами необходимыми для постановки на учет. В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 2 ч. 1) Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (ч. 2). Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно протокола заседания межведомственной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что участник ВОВ Пронинина Е.Ф. свою 1/2 часть квартиры подарила дочери Дегтевой Л.Е. ДД.ММ.ГГГГ, вторая часть квартиры была завещана мужем Прониной Е.Ф. также дочери. При таких обстоятельствах, учитывая ст. 5 Закона Брянской области № 37-з от 09.06.2006 года и ст.53 Жилищного кодекса РФ в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Прониной Е.Ф. можно было отказать, но учитывая, что на площади 45,2 кв.м. (в том числе жилая площадь 29.3 кв.м.) проживают четверо взрослых людей, у Прониной Е.Ф. нет своей отдельной комнаты, в квартире нет никаких удобств (ванны, туалета) и она нуждается в постоянном уходе, межведомственная комиссия решила поставить на учет в качестве нуждающейся ветерана-участницу-инвалида ВОВ Пронину Е.Ф. Постановлением Мылинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании протокола межведомственной комиссии по жилищным вопросам ветеран-участник ВОВ, инвалид Пронина Е.Ф. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Директор департамент строительства и архитектуры Брянской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ на имя главы администрации Карачевского района, что комиссией по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов принято решение об отказе в выдаче субсидии Прониной Е.Ф. и просил рассмотреть вопрос о правомерности постановки на жилищный учет Прониной Е.Ф. в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и законом Брянской области № 37-З от 09.06.2006 года. Согласно протокола заседания от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия Мылинской сельской администрации решила снять участника ВОВ Пронину Е.Ф. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищный условий на основании письма департамента строительства и архитектуры Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Мылинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № участник ВОВ Прониной Е.Ф. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласного справки Мылинской сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ и ксерокопии листов похозяйственной книги, лицевой счет 53, Прониной Е.Ф. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> составе семьи из 4-х человек: дочь Дегтева Л.Е., зять Дегтев В.А., внук Дегтев М.В. Согласно паспорта №, выданного ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> Пронина Е.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес> 04 августа 1976 года. Согласно договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Пронина Е.Ф. подарила Дегтевой Л.Е. 1/2 долю в праве собственности на двухкомнатную <адрес> в <адрес>, общей площадью 45,2 кв.м.. Согласно свидетельства о государственной регистрации права выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по Брянской области №, собственником указанной квартиры является Дегтева Л.Е. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного нотариусом Карачевского нотариального округа Брянской области ФИО ДД.ММ.ГГГГ, реестровый номер № и договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ, №. Как установлено судом и подтверждается материалами дела права Дегтева В.А., Дегтева М.В., Прониной Е.Ф. на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества информация в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует. Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ № № и сообщения № от ДД.ММ.ГГГГ Карачевского филиала ГУП «Брянскоблтехинвентаризация», за Прониной Е.Ф. квартир и индивидуальных домовладений в Карачевском районе Брянской области не значится, за Дегтевым В.А. и Дегтевым М.В. имущества, в том числе жилья на праве личной собственности, не зарегистрировано. Как установлено судом, подтверждается материалами дела (договором дарения, свидетельством о государственной регистрации права) и никем не оспаривается, общая площадь жилого помещения - <адрес> в <адрес>, в котором проживает Пронина Е.Ф., составляет 45,2 кв.м. Таким образом, Пронина Е.Ф., являясь участником Великой Отечественной войны и членом семьи собственника жилого помещения, не обеспечена общей жилой площадью жилого помещения на одного человека, поскольку общая площадь жилого помещения составляет 45,2 кв.м., проживают в квартире 4 человека: Пронина Е.Ф., ее дочь Дегтева Л.Е., зять Дегтев В.А. и ее внук Дегтев М.В., а учетная норма составляет 14 кв.м. ( 45,2 кв.м. : 4 = 11,3 кв.м.). Как пояснили представитель истца и представители ответчика истец отдельной комнаты в квартире не имеет, в квартире нет ванны и туалета, Пронина Е.Ф. нуждается в постоянном уходе. Данные обстоятельства никем не оспариваются. Таким образом, Пронина Е.Ф. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не является собственником жилых помещений, является членом семьи собственника жилого помещения (ч.1 ст.31 ЖК РФ) обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, в связи с чем, по мнению суда, истицу Пронину Е.Ф. возможно признать, согласно ст.51 ЖК РФ, нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договорам социального найма, что, в свою очередь свидетельствует о том, что Прониной Е.Ф. представлены доказательства, подтверждающие ее право быть принятой и состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Таким образом, в судебном заседании установлено, что имеются все основания, предусмотренные ст.51 ЖК РФ, для признания Прониной Е.Ф. нуждающейся в жилом помещении. Решение межведомственной жилищной комиссии Мылинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Прониной Е.Ф. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий суд находит незаконным по следующим основаниям. Пронина Е.Ф. решением межведомственной жилищной комиссии Мылинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на жилищный учет в качестве нуждающейся по ее заявлению и Прониной Е.Ф. были представлены документы, подтверждающие ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении (ст.52 ЖК РФ). При этом суд не соглашается с доводами межведомственной жилищной комиссии Мылинской сельской администрации о том, что с учетом положений ст.53 ЖК РФ и ст.5 закона Брянской области № 37-З от 09.06.2006 года « О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области», Прониной Е.Ф. можно было бы отказать в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как Указ Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» № 714 от 07.05.2008 года был принят после того, как Пронина Е.Ф. подарила свою долю в праве на квартиру своей дочери (28.02.2008 года), подарила Пронина Е.Ф. свою долю в праве на квартиру в связи с тем, что стала нуждаться в постоянном постороннем уходе, место жительства не меняла, условия проживания в квартире остались прежними, с заявлением о постановке на жилищный учет обратилась только 19.09.2011 года. Таким образом, суду не представлено, а судом не установлено доказательств того, что Пронина Е.Ф. намеренно ухудшила свои жилищные условия с намерением приобретения права стоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. В соответствии с ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. В соответствии с частью 2 ст.56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Решение межведомственной жилищной комиссии Мылинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Прониной Е.Ф. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении не содержит ни одной ссылки на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ. При указанных выше обстоятельствах, постановление Мылинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии Прониной Е.Ф. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий является не законным и не обоснованным. На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что право истца Прониной Е.Ф. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении подлежит восстановлению. На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Прониной Е.Ф. о признании незаконным решения межведомственной жилищной комиссии Мылинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий участника Великой Отечественной войны Прониной Е.Ф., о признании незаконным постановления Мылинской сельской администрации Карачевского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий участника Великой Отечественной войны Прониной Е.Ф. и обязании Мылинской сельской администрации Карачевского района Брянской области восстановить Пронину Е.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении обоснованные и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Прониной Е.Ф. удовлетворить. Признать незаконным решение межведомственной жилищной комиссии Мылинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий участника Великой Отечественной войны Прониной Е.Ф.. Признать незаконным постановление Мылинской сельской администрации Карачевского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий участника Великой Отечественной войны Прониной Е.Ф.. Обязать Мылинскую сельскую администрацию Карачевского района Брянской области в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу восстановить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении участника Великой Отечественной войны Прониной Е.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающую по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Карачевский районный суд в течение 10-ти дней со дня принятия решения. Председательствующий: Ю.А. Ковалев