о взыскании выплат в связи с вредными условиями труда (не вступило в законную силу)



Дело № 2-843

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Карачев, Брянская область                                        01 декабря 2011 года

Карачевский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Ковалева Ю.А.,

при секретаре Нехаевой Н.Д.,

с участием истца Якушева Р.Ю.,

представителя ответчика ФБУ войсковая часть по доверенности Зайцева В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Якушева Р.Ю. к федеральному бюджетному учреждению - войсковая часть о взыскании недоначисленной заработной платы и ее индексации, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации морального вреда,

                 УСТАНОВИЛ:

Якушев Р.Ю. обратился в суд с указанным иском к ФБУ войсковая часть . В обоснование своих требований указав, что он работал в должности <данные изъяты> в филиале с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Выполняемые им обязанности постоянно были связаны с работой на персональном компьютере. Его заработная плата составляла <данные изъяты>. и состояла из должностного оклада, надбавки за выслугу лет в размере <данные изъяты>. и ежемесячной премии в размере <данные изъяты>.

Согласно п.182 раздела XLIII «Общие профессии всех отраслей народного хозяйства» Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 года № 298/П-22 «Об утверждении
Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)», инструкции по охране труда для юрисконсульта утвержденной командиром ДД.ММ.ГГГГ, инструкции по охране труда для пользователей ПЭВМ утвержденной командиром ДД.ММ.ГГГГ, работа на вычислительных машинах признана работой с вредными условиями труда, за которую предусмотрена доплата до 12% тарифной ставки (оклада), а также дополнительный отпуск в количестве 6 дней.

Согласно табелей учета использования рабочего времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 50% рабочего времени от установленной нормы им отработано за дисплеем ПЭВМ, что в соответствии с дополнительным соглашением к коллективному договору предусматривает доплату в размере 10% от должностного оклада из фонда экономии заработной платы. Данная доплата и дополнительный оплачиваемый отпуск, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не выплачивалась и не предоставлялся.

Просит суд взыскать с ответчика <данные изъяты>. из них: <данные изъяты>. за работу во вредных условиях, 1 <данные изъяты>. компенсация за задержку выплат, <данные изъяты>. за 6 дней дополнительного отпуска, <данные изъяты>. компенсация за неоплату 6 дней дополнительного отпуска, <данные изъяты>. за справку статистики в Карачевском районе, <данные изъяты>. в возмещение морального вреда.

В судебном заседании истец Якушев Р.Ю. исковые требования поддержал и уточнил, что на основании постановления Правительства РФ от 20.11.2008 года № 870 ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск должен предоставляться не менее 7 календарных дней, в связи с чем увеличил исковые требования в части взыскания компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск и компенсации за задержку выплат за неиспользованный дополнительный отпуск и просит суд взыскать с ответчика <данные изъяты> компенсации за 7 дней дополнительного отпуска и <данные изъяты> компенсации за неоплату 7 дней дополнительного отпуска. Моральный вред причинен невыплатой доплат за вредные условия труда и тем, что ответчик в 2010 году вообще ему запретил указывать работу за компьютером.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Зайцев В.И. исковые требования не признал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ на имя руководителя филиала - от Якушева Р.Ю, ранее работавшего в в должности <данные изъяты> поступило заявление о выплате доплаты в размере 10% от должностного оклада за работу во вредных условиях труда на ПЭВМ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>. Данное заявление было рассмотрено и Якушеву Р.Ю. было отказано в удовлетворении его требований, так как рабочее место юрисконсульта в период его работы аттестовано не было.

В соответствии с постановлением Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», доплата за работу с вредными и опасными условиями труда и дополнительный отпуск могут быть предоставлены работнику на основании аттестации рабочего места и оценки условий труда по степени вредности и опасности, а также установления времени фактической занятости работника на конкретном рабочем месте. В период работы Якушева Р.Ю. не была произведена аттестация рабочего места <данные изъяты>, в связи с чем работа на данном рабочем месте не может быть признана работой с вредными и опасными условиями труда. По решению командира части в классе для занятий по охране труда был установлен персональный компьютер для работы с программой КонсультантПлюс и обработки документов должностными лицами подразделений и служб. Рабочее место юрисконсульта не было оборудовано персональным компьютером и находилось в соседнем кабинете совместно с начальником сторожевой охраны. Характер работы юрисконсульта не был постоянно связан с работой на ПВЭМ, в связи с чем утверждение Якушева Р.Ю. о том, что он отработал за дисплеем ПЭВМ 50% рабочего времени от установленной нормы не соответствует действительности.

Коллективный договор был принят в 2008 году. Дополнительное соглашение было принято через год, что якобы за вредные условия труда доплата до 50%. Решение выносится на совет трудового коллектива. В протоколах ни одного слова не сказано о 12% за работу во вредных условиях труда. Истец, как <данные изъяты>, разрабатывал коллективный договор и в нем это положение не отражено.

Кроме того, просит отказать в удовлетворении исковых требований в связи с тем, что истцом без уважительных причин пропущен установленный ст.392 ТК РФ срок обращения в суд за защитой нарушенного права, так как после указанного истцом в иске спорного периода работы и увольнения истца и до его обращения в суд прошло более трех месяцев.

Выслушав истца, представителя ответчика, допросив свидетелей и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Представитель ответчика в судебном заседании в своих возражениях на исковые требования заявил о пропуске истцом без уважительных причин, установленного федеральным законом срока обращения в суд.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

В соответствии со ст.57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты), компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В соответствии со ст.67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

В соответствии со ст.68 ТК РФ прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).

В соответствии со ст.117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии со ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В соответствии со ст.136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

В соответствии со ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Якушев Р.Ю. был принят ДД.ММ.ГГГГ на работу в <данные изъяты>.

Согласно трудового договора, подписанного сторонами ДД.ММ.ГГГГ, Якушев Р.Ю. принят на работу в на должность <данные изъяты>.

При этом в пункте 12 трудового договора не указан размер должностного оклада и размер надбавки (доплата и другие выплаты). В пункте 13 трудового договора не указаны сведения о дополнительном отпуске.

В соответствии с приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ переименована в филиал - федерального бюджетного учреждения - .

ДД.ММ.ГГГГ Якушев уволен по собственному желанию, п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ксерокопией трудовой книжки Якушева Р.Ю.

Как следует и искового заявления и пояснений истца в судебном заседании его исковые требования связаны с его работой на протяжении 11 месяцев ДД.ММ.ГГГГ не менее половины рабочего времени <данные изъяты> за дисплеем ЭВМ.

Как пояснил истец, представитель ответчика и подтверждается материалами дела, Якушев Р.Ю, сам вел табели учета использования рабочего времени и указывал о работе в течении 4 часов ежедневно за дисплеем ЭВМ и ежемесячно сдавал данные табели.

Якушев Р.Ю. ежемесячно получал расчетные листки, в которых, как он пояснил в суде, в составных частях заработной платы нет сведений о доплатах за работу с вредными условиями труда и дополнительном отпуске.

Таким образом, истцу была известна в указанный спорный период работы его заработная плата и было известно, что ему не начисляются надбавки и не предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск или компенсация за неиспользованный отпуск. Указанные обстоятельства были известны Якушеву Р.Ю. и при увольнении, что подтверждается его показаниями и выданным ему расчетным листком за ДД.ММ.ГГГГ.

Как пояснил истец в судебном заседании он был ознакомлен с приказом об увольнении и в день увольнения ДД.ММ.ГГГГ ему была выдана трудовая книжка.

ДД.ММ.ГГГГ Якушев Р.Ю. направил руководителю филиала заявление о выплате ему за 11 месяцев ДД.ММ.ГГГГ (июнь - отпуск) <данные изъяты> за работу с вредными условиями труда.

С данным исковым заявлением Якушев Р.Ю. обратился в суд 13.10.2011 года.

В своих доводах на возражения ответчика о пропуске установленного федеральным законом срока обращения в суд истец Якушев Р.Ю. указал на то, что установленный ст.392 ТК РФ трехмесячный срок обращения в суд за защитой нарушенного права распространяется на увольнение и восстановление на работе, а на неполученную им заработную плату этот срок не распространяется, в связи с чем он его не пропустил и может в любое время оборотиться в суд. В течении 2009 года и в 2010 году он обращался к руководителю с просьбой выплатить ему доплату и предоставить дополнительный отпуск за вредные условия труда, однако ему было отказано, но в суд не обращался, так как боялся быть уволенным.

Других причин пропуска предусмотренного ст. 392 ТК РФ трехмесячного срока обращения в суд истец не назвал.

Согласно ч. 3 ст. 392 ТК РФ пропущенный по уважительным причинам срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом.

К доводам истца о том, что установленный ст.392 ТК РФ срок обращения в суд за защитой нарушенного права не распространяется на неполученную им заработную плату за вредные условия труда и компенсацию за неиспользованный дополнительный оплачиваемый отпуск, суд относится критически, так как судом установлено, что истцу не были установлены надбавка и дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда, указанная надбавка и компенсация за неиспользованный отпуск не начислялись, о чем Якушеву Р.Ю. было известно с начала 2009 года и по день увольнения.

В рассматриваемом случае суд не признает уважительной причиной пропуска срока подачи искового заявления о начислении и взыскании задолженности по заработной плате и денежной компенсации опасение истца быть уволенным.

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Таким образом, истцом пропущен установленный ст.392 ТК РФ срок обращения за защитой нарушенного права, поскольку как в период трудовых отношений с ответчиком (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (спорный период 11 месяцев ДД.ММ.ГГГГ - с января по май и с июля по декабрь ДД.ММ.ГГГГ), так и после увольнения ДД.ММ.ГГГГ истец не имел препятствий для своевременного обращения с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора, но в суд за защитой права Якушев Р.Ю. обратился только 13.10.2011 года, то есть по истечении установленного статьей 392 Трудового кодекса РФ трехмесячного срока обращения в суд за защитой нарушенного права.

При этом доказательства уважительности пропуска срока в суд не представлены.

Пропуск без уважительной причины срока обращения в суд за защитой нарушенного права, в соответствии с п. 4 абз. 3 ст. 198 ГПК РФ является самостоятельным основанием к отказу в иске.

На основании вышеизложенного, суд признает неуважительными причины пропуска Якушевым Р.Ю. установленного ст.392 ТК РФ срока обращения в суд, в связи с чем исковые требования Якушева Р.Ю. удовлетворению не подлежат.

В соответствии с п. 4 абз. 3 ст. 198 ГПК РФ в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

            Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Якушева Р.Ю. к федеральному бюджетному учреждению - о взыскании недоначисленной заработной платы и ее индексации, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Карачевский районный суд в течение 10-ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:                   Ю.А. Ковалев

Решение в окончательной форме принято 05.12.2011 года.