об оспаривании действий и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении



Дело № 2-306 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Карачев, Брянская область                                                                27 марта 2012 года

Карачевский районный суд Брянской области в составе:

Председательствующего судьи Маковеевой Г.П.,

при секретаре Ломако Е. В.,

с участием представителя истца по доверенности Худяковой Л. В.,

ответчика - представителя Карачевской городской администрации по доверенности Волосатовой Л. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прудниковой Л.Ф. к Карачевской городской администрации о признании незаконными действий и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении

УСТАНОВИЛ:

Истица Прудникова Л.Ф. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Карачевский райсуд с заявлением, ссылаясь на то, что имея статус вдовы участника ВОВ, ей предоставлено право на льготное получение жилья или право на улучшение жилищных условий. С этой целью в феврале 2012 года она обратилась в Карачевскую городскую администрацию с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако, постановлением Карачевской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

С данным отказом она не согласна. Просит суд признать действия Карачевской городской администрации незаконными и обязать Карачевскую городскую администрацию поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с момента подачи заявления о принятии на учет.

В судебном заседании представитель истца, по доверенности Худякова Л. В., поддержала заявленные требования, указав, что в настоящее время ее мать Прудникова Л. Ф. своего жилья не имеет, прописана и проживает в доме, который принадлежит ей и ее сестре ФИО9.

Представитель Карачевской городской администрации Брянской области по доверенности Волосатова Л. Н. с исковыми требованиями Прудниковой Л. Ф. не согласилась, сославшись на нормы п. 2 ст. 51 ЖК РФ. Как указала представитель ответчика, не смотря на то, что Прудникова Л. Ф. проживает в доме, принадлежащим на праве собственности дочерям истицы, последняя проживает в доме одна и обеспечена жилой площадью в пределах нормы жилой площади, т. к. общая площадь дома составляет <данные изъяты> кв. м., в связи с чем ей было правомерно отказано в удовлетворении ее заявления.

Выслушав представителя истца по доверенности Худякову Л. В., представителя Карачевской городской администрации Брянской области по доверенности Волосатову Л. Н. и, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Указ Президента РФ №714 от 07. 05. 2008 года обязал руководителей высших исполнительных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии со ст. 15 ФЗ от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изменениями от 18 ноября 1998 г., 2 января, 4 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 6 мая, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 19, 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 8 мая, 19 декабря 2005 г., 18 октября, 1 ноября 2007 г., 1 марта, 14, 22 июля, 2 октября, 22 декабря 2008 г., 28 апреля, 29 июня, 18, 24 июля, 17, 21 декабря 2009 г.), участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж"и"и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениямистатьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Как указано в ст. 21 указанного Закона, меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

Статья 23. 2 этого же Закона предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19и21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

(часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)

4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ, 1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 2 ч. 1)

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (ч. 2).

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно копии свидетельства о браке, выданногоДД.ММ.ГГГГ года Брянским ЗАГСом Фокинского района, Прудников В. П. вступил в зарегистрированный брак с <данные изъяты>., после регистрации брака ей присвоена фамилия ФИО13.

Согласно копии удостоверения Серия , выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением внутренних дел Брянского облисполкома, Прудников В. П. является участником Великой отечественной войны.

Согласно копии удостоверения ФИО12 , выданного ДД.ММ.ГГГГ Карачевским отделом социальной защиты населения, Прудникова Л. Ф. является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы за умершего мужа инвалида ВОВ.

Согласно уведомлению из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ, жилых помещений в собственности Прудниковой Л. Ф. не имеется.

Согласно справке Карачевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ года Прудникова Л. Ф. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> <адрес>.

Согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ года Прудникова Л. Ф. подарила принадлежащий ей дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, своим дочерям ФИО9 и ФИО6.

Согласно свидетельств о государственной регистрации права <адрес> и <адрес>, указанный дом принадлежит на праве собственности по 1/2 части ФИО9 и ФИО6.

Справкой ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ года подтверждается, что жилое помещение, расположенное по адресу: д. <адрес>, принадлежит на праве собственности по 1/2 дочерям истицы ФИО9 и ФИО6.. Общая площадь дома составила <данные изъяты> кв. м..

Согласно копии паспорта ФИО9, последняя зарегистрирована по адресу: д. <адрес>.

Согласно копии паспорта ФИО6, последняя зарегистрирована по адресу: д. <адрес>.

Как пояснила представитель Прудниковой Л. Ф., ФИО9 и ФИО6 проживают по месту регистрации со своими семьями.

Согласно постановлению Карачевской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ Прудниковой Л. Ф. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно Закона Брянской области №37-З от 09.06.2006года, п.2 ч. 1 ст.54 Жилищного Кодекса РФ и протокола межведомственной комиссии при Карачевской городской администрации.

Таким образом, судом установлено, что Прудникова Л. Ф. зарегистрирована и проживает в доме, принадлежащем на праве собственности ее дочерям.

При этом, суд не принимает возражения представителя ответчика о том, что Прудникова Л. Ф. является членом семей своих дочерей ФИО9 и ФИО6, поскольку последние зарегистрированы и проживают по другому адресу. Указанное обстоятельство подтверждается справками Карачевского городского поселения о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ года и от ДД.ММ.ГГГГ года и копиями паспортов ФИО9 и ФИО6. Иных доказательств судом не добыто, а ответчиком не представлено.

По тем же основаниям суд не принимает и возражения представителя ответчика об обеспеченности истицы жилой площадью в пределах нормы.

Таким образом, Прудникова Л. Ф. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не является собственником жилых помещений и членом семьи собственников жилых помещений, в связи с чем, по мнению суда, возможно признать истицу Прудникову Л. Ф. согласно ст. 51 ЖК РФ, нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, что, в свою очередь свидетельствует о том, что Прудниковой Л. Ф. представлены доказательства, подтверждающие ее право быть принятой и состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В связи с изложенным, в судебном заседании установлено, что имеются все основания, предусмотренные ст. 51 ЖК РФ, для признания Прудниковой Л.Ф. нуждающейся в жилом помещении.

При таких обстоятельствах постановление Карачевской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вдовы участника ВОВ Прудниковой Л. Ф., является незаконным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Прудниковой Л.Ф. удовлетворить.

Признать незаконным постановление Карачевской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вдовы участника ВОВ Прудниковой Л. Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, <адрес>.

Межведомственной комиссии по жилищным вопросам Карачевской городской администрации в 2-х недельный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вдову участника Великой Отечественной войны Прудникову Л.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Карачевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:                      .                                  Г.П.Маковеева

.

.

.