Дело № 2-389
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Карачев, Брянская область 11 апреля 2011 года
Карачевский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Калашниковой Р.А.,
при секретаре Лубниной С.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Карачевского района Корнеевой Н.В.
представителей ответчика администрации Карачевского района Рожковой Е.В. и директора МОУ «Петровская СОШ» Усова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурораКарачевского района кадминистрации муниципального образования «Карачевский район» и МОУ «Петровская СОШ» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Карачевского района обратился в Карачевский районный суд с иском к МОУ «Петровская СОШ» о понуждении к совершению действий, ссылаясь на то, что в ходе проверки прокуратурой Карачевского района соблюдения требований законодательства при организации горячего питания в МОУ «Петровская СОШ», было установлено, что в МОУ «Петровская СОШ» обучаются 23 учащихся. Все учащиеся не обеспечиваются горячим питанием. Также в указанном общеобразовательном учебном заведении не имеется специального помещения для приема пищи. Учащиеся получают один раз в день булочные изделия с чаем или соком, таким образом, при организации учебного процесса в МОУ «Петровская СОШ» вышеуказанные требования законодательства по организации питания школьников не соблюдены, чем нарушаются права и законные интересы обучающихся, а также нарушаются физиологические нормы питания человека.
Просит суд, обязать администрацию муниципального образования «Карачевский район» и МОУ «Петровская СОШ» обеспечить обучающихся в МОУ «Петровская СОШ» горячим питанием в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика МОУ «Петровская» СОШ Усов В.В. иск признал и пояснил, что из-за отсутствия финансирования нет возможности обеспечить учащихся горячим питанием.
Представитель ответчика Карачевской районной администрации Рожкова Е.В. исковые требования прокурора Карачевского района не признала и пояснила, что в законе №131 от 06.10.2003г. ст.15, п.П определены полномочия местного самоуправления в сфере образования. Обеспечение горячим питанием в общеобразовательных учреждениях не является полномочием органов местного самоуправления. Финансирование расходов, связанных с предоставлением субвенций на финансирование общеобразовательных учреждений в части обеспечения реализации основных общеобразовательных программ, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете согласно Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" и Закону Брянской области от 8 декабря 2006 года N 115-3 "О нормативах финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений для реализации основных общеобразовательных программ". Данная субвенция направлена на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, на выплату ежемесячной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам, расходов на учебники, учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными Законом Брянской области от 8 декабря 2006 года N 115-3 "О нормативах финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений для реализации основных общеобразовательных программ". Постановление № 45 от 23.07.2008 г. «Об утверждении САНГИН 2.4.5.2409-08» не определяет полномочий местного самоуправления по обеспечению горячим питанием общеобразовательные учреждения. Обеспечение горячего питания не является компетенцией администрации Карачевского района. Согласно закона «Об образовании» ст.51, п.5: Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников, (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Нормы САНПИН 2.4.5.2409-08, пункт 14.1 за организацию в образовательном учреждении горячего питания ответственность возлагают на руководителя учреждения. Ни в одном федеральном законе, законе субъекта федерации и других нормативно- правовых актах нет обязанности бюджетного общеобразовательного учреждения и его руководителя обеспечивать обучающихся горячим питанием. Организовать не значит обеспечить.
Выслушав представителя истца и представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, после проведенной прокуратурой Карачевского района проверкой, в МОУ «Петровская средняя общеобразовательная школа» обучаются 23 учащихся. Все учащиеся не обеспечиваются горячим питанием. Так же в вышеуказанном образовательном учреждении не имеется специального помещения для приема пищи. Учащиеся получают один раз в день булочные изделия с чаем или соком, что является нарушением ст. 51 ФЗ «Об образовании», п. 14.1. СанПиН 2.4.5.2409-08 согласно которых, организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся. Ответственность для создания необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом данного образовательного учреждения.
Согласно ст. 31 ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится - организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества, в данному случае, которым является администрация Карачевского района.
Как следует из ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 17 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при организации питания в образовательных учреждениях обязательно соблюдение научно-обоснованных физиологических норм питания человека.
Согласно п. 1.3. СанПиН 2.4.5.2409-08 настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или обеспечением) питания обучающихся.
Согласно положений п. 6.8. СанПиН 2.4.5.2409-08 для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед).
В соответствии с положениями п. 6.3 указанного СанПиН наряду с основным питанием возможна организация дополнительного питания обучающихся через буфеты образовательных учреждений, предназначенных для реализации мучных кондитерских изделий и др.
Пунктом 6.34 СанПиНа 2,4.5.2409-08 установлен запрет на замену горячего питания выдачей продуктов в потребительской таре.
В соответствии с п. 7.1. СанПиНа 2.4.5.2409-08 горячее питание предусматривает наличие горячего первого и (или) второго блюда, доведенных до кулинарной готовности, порционированных и оформленных.
СанПиН 2.4.5.2409-08 п. 7.2. - отпуск горячего питания обучающимся необходимо организовывать по классам (группам) на переменах, продолжительностью не менее 20 минут, в соответствии с режимом учебных занятий.
Кроме того, руководитель образовательного учреждения, согласно п. 14.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 является ответственным лицом за организацию и полноту охвата обучающихся питанием.
Согласно копии лицензии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 №, регистрационный №, выданной Департаментом общего и профессионального образования Брянской области, МОУ «Петровская» СОШ имеет право осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам (л.д. 10).
Согласно копии учредительного договора от ДД.ММ.ГГГГ МОУ «Петровская» СОШ и администрация Карачевского района, согласно ч. 3 п.3.3, как учредитель, обязана обеспечивать бюджетное финансирование деятельности МОУ «Петровская» СОШ на основе государственных и местных нормативов, определенных в расчете на одного обучающегося, воспитанника с учетом специфики МОУ, согласно ч. 3 п. 3.12 обязаны обеспечивать обучающихся МОУ «Петровская» СОШ в пределах своей компетенции и в соответствии с действующими нормативами льготным или бесплатным питанием, иными видами льгот и материальной помощи (л.д. 20-25).
Согласно копии Устава МОУ «Петровская» СОШ, ч.1 п. 1.4 учредителем МОУ является администрация Карачевского района (л.д. 11-19).
При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес>, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Карачевский район» и МОУ «Петровская СОШ» обеспечить обучающихся в МОУ «Петровская СОШ» горячим питанием в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Карачевский районный суд в течение 10-ти дней со дня принятия решения.
Председательствующий: Р.А. Калашникова
.
.
.