Дело № 2-535/2012 ~ М-409/2012 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г.Карачев Брянской области 21.09.2012 года Карачевский районный суд Брянской области в составе: председательствующего судьи Подрезовой Г.И. с участием прокурора Корнеевой Н.В. при секретаре Потаповой О.В. представителя ответчика Администрации Карачевского района Лосенковой Н.Н., представителя третьего лица - Карачевской городской администрации Волосатовой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Карачевского района Брянской области в защиту интересов Барановой ФИО12 к <адрес> и администрации <адрес> о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма У С Т А Н О В И Л: <адрес> в защиту интересов Барановой ФИО13 обратился с указанным иском в Карачевский районный суд, пояснив, что в прокуратуру <адрес> поступило заявление о защите жилищных прав от Барановой ФИО14, имеющей статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку она обладает правом на получение жилья, которое было в установленном законом порядке закреплено, но не реализовано до настоящего времени. В судебном заседании представитель истца Корнеева Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что Баранова Е.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей, с 25 марта 1995 года она находился под опекой, окончила муниципальное образовательное учреждение СОШ им. А.М.Горького г. Карачева, о чем получила аттестат о среднем (полном) общем образовании. Баранова ФИО15 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Как следует из свидетельства о рождении, ее матерью является Баранова ФИО16, умершая ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации органа опеки и попечительства администрации <адрес> Баранова Е.А. рождена вне брака. С 2 ДД.ММ.ГГГГ до достижения 18-летия Баранова Е.А. находилась под опекой. Согласно постановлению Первомайской сельской администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном была назначена Баранова Л.А.. Баранова Е.А. окончила муниципальное образовательное учреждение СОШ им. А.М.Горького г. Карачева, о чем 16.06.2010г. получила аттестат о среднем (полном) общем образовании. Какого-либо жилого помещения в собственности или по договору социального найма Баранова Е.А. не имеет. Таким образом, Баранова Е.А. имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма. Постановлением Карачевской городской администрации №52 от 09.02.2010г. Баранова Е.А. поставлена на жилищный учет. Состоит в списке под номером 39. До настоящего времени жилое помещение Барановой Е.А. не выделено и не предоставлено. Просит суд обязать администрацию <адрес> выделить администрации <адрес> финансовые средства в форме субвенции на приобретение гарантированного жилого помещения для Барановой Е.А. и обязать администрацию Карачевского района за счет субвенции, выделяемой из областного бюджета, обеспечить Баранову Е.А. благоустроенным жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм в черте <адрес>. Представитель администрации <адрес> в лице председателя комитета по делам семьи, охране материнства и детства, демографии администрации <адрес> Кузнецова Л.П. (по доверенности), в судебное заседание не прибыла, в своем заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с иском прокурора согласна. Представитель администрации Карачевского района по доверенности Лосенкова Н.Н. исковые требования не признала. Пояснив, что по действующему законодательству они не могут предоставить жилье Барановой Е.А., поскольку на это у них нет денежных средств. В том случае, если администрация Брянской области перечислит денежные средства на покупку жилья, они готовы это сделать. Выслушав истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск Прокурора Карачевского района Брянской области в защиту интересов Барановой Е.А. подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7). Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Исходя из требований его статьи 26.1, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочияморганов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2). В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечений родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5). Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Из абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими проведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъектаРоссийской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу п.п. «ж» п.1 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. В соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числах органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований <адрес>» статусом городского округа муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Баранова Е.А. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Какого-либо жилого помещения в собственности или по договору социального найма Баранова Е.А. не имеет. В соответствии с Законом Брянской области №26-з от 12.03.2007г. «О категориях граждан, имеющих право на предоставление им жилых помещений жилищного фонда Брянской области по договорам социального найма» т предоставление жилых помещений жилищного фонда Брянской области по договорам социального найма имеют право дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, при прекращении опеки. Таким образом, Баранова Е.А. имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма. Постановлением Карачевской городской администрации №52 от 09.02.2010 г. Баранова Е.А. поставлена на жилищный учет. Согласно списку детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и лиц и их числа, состоящих на жилищном учете в Карачевской городской администрации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Баранова Е.А. состоит в списке под номером 39. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Обеспечение жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», который определяет процедуру обращения граждан за предоставлением мер социальной поддержки, порядоквзаимодействия органов исполнительной власти <адрес> и органов местного самоуправления, организаций, обладающих сведениями, необходимыми для выполнения государственной услуги, иными органами, участвующими в реализации мероприятий по улучшению жилищных условий детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа за счет средств областного и федерального бюджетов, а также перечень документов, представляемых юридическими и физическими лицами для оформления и получения мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением на территории <адрес>. В соответствии с п. 3.1.1. Регламента структурные подразделения администраций муниципальных образований, ответственные за вопросы постановки граждан на жилищный учет, формируют списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, состоящих на жилищном учете в органах местного самоуправления <адрес>, и в срок до 1 февраля текущего года предоставляют их в комитет. Однако положениями ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлю что детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам их числа по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договор социального найма предоставляются вне очереди. Таким образом, установление законодательным органом субъекта Российской Федерации очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства. Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховые Суда Российской Федерации за 3 квартал 2007 года, утверждение Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федераций право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа» утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий <адрес> пообеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа (далее - Порядок). В соответствии с п. 2 указанного Порядка, главным распорядителем средств областного бюджета такого вида расходам является администрация области. В соответствии с п. 3 Порядка, средства субвенций направляются на оплату расходов, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, В соответствии с п. 4 Порядка, финансовое управление <адрес> осуществляет подготовку документов для перечисления денежных средств главному распорядителю бюджетных средств ежеквартально на основании утвержденного кассового плана и в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета. В соответствии с п. 5 Порядка, главный распорядитель бюджетных средств на основании ежеквартальных заявок, представленных муниципальными районами и городскими округами, перечисляют субвенций в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на цели, указанные в п. 3 Порядка. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ принят Федеральный закон ДД.ММ.ГГГГ №. 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступающий в силу ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с данным Федеральным законом обязанность по предоставлению благоустроенного жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена исключительно на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, установленные обстоятельства в полной мере доказывают право Барановой на получение жилого помещения как лица из числа детей-сирот и обязанность ответчиков в предоставлении ей жилого помещения с учетом социальной нормы за счет соответствующих средств бюджета <адрес>. Иск прокурора обоснован и подлежит удовлетворению. На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины. Государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов Барановой Е.А. к Администрации Брянской области и администрации Карачевского района о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма удовлетворить. Обязать администрацию Брянской области выделить администрации Карачевского района финансовые средства в форме субвенции на приобретение гарантированного жилого помещения для Барановой Е.А.. Обязать администрацию Карачевского района за счет субвенции, выделяемой из областного бюджета, обеспечить Баранову Е.А. благоустроенным жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм в черте <адрес>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Карачевский районный суд <адрес>. Председательствующий: Г.И.Подрезова Копия решения верна: Судья Карачевского райсуда Г. И. Подрезова