Дело № 2 - 307/ 2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 июля 2010 года г.Карачаевск
Карачаевский районный суд Карачаево-Черкесской республики в составе:
председательствующего Байрамкуловой М.К.
при секретаре Чотчаевой Л.А.
с участием старшего помощника прокурора
Карачаевского района КЧР Ачабаева Э.К.
Заместителя главы администрации Нижне- Тебердинского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР Куатовой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карачаевского районного суда К-ЧР гражданское дело по заявлению прокурора Карачаевского района КЧР в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Нижне - Тебердинского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР в виде непринятия мер по устройству и оборудованию скотомогильника (биотермической ямы) незаконным и обязании отвести земельный участок для строительства скотомогильника (биотермической ямы),
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Карачаевского района КЧР обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Нижне - Тебердинского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР по непринятию мер по устройству и оборудованию скотомогильника (биотермической ямы) и обязании отвести земельный участок для строительства скотомогильника, мотивируя тем, что прокуратурой Карачаевского района КЧР в ходе проверки исполнения требований ветеринарного законодательства о размещении, строительстве и эксплуатации скотомогильников (биотермических ям) установлено, что на территории Нижне- Тебердинского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР нет действующих скотомогильников, то есть мест, отведенных для захоронения биологических отходов- трупов животных и птиц, ветеринарных конфискатов (мяса, рыбы, другой продукции животного происхождения), выявленных после ветеринарно – санаторной экспертизы, других отходов, получаемых при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения. В соответствии с п.5.1 Ветеринарно – санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 04 декабря 1995 г. №13-7-2/469 выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно- эпидемиологического надзора. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с указанными Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
В судебном заседании старший помощник прокурора Карачаевского района Ачабаев Э.К. заявленные требования поддержал, просит суд признать незаконным бездействие администрации Нижне- Тебердинского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР по непринятию мер по устройству и оборудованию скотомогильников (биотермических ям) и обязании отвести земельные участки для строительства скотомогильника, мотивируя тем, что прокуратурой Карачаевского района КЧР в ходе проверки исполнения требований ветеринарного законодательства о размещении, строительстве и эксплуатации скотомогильников (биотермических ям) установлено, что на территории Нижне- Тебердинского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР нет действующих скотомогильников, то есть мест, отведенных для захоронения биологических отходов- трупов животных и птиц, ветеринарных конфискатов (мяса, рыбы, другой продукции животного происхождения), выявленных после ветеринарно – санаторной экспертизы, других отходов, получаемых при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения. В соответствии с п.5.1 Ветеринарно – санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 04 декабря 1995 г. №13-7-2/469 выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно- эпидемиологического надзора. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с указанными Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Бездействие органа местного самоуправления может привести к массовым болезням животных и человека. Нижне- Тебердинское СП бездействует, не отводит земельный участок на строительство, не принимает никаких мер по обращению в администрацию Карачаевского муниципального района КЧР о выделении средств на строительство скотомогильника, так как у администрации Нижне - Тебердинского сельского поселения недостаточно средств на эти цели.
Представитель ответчика - заместитель главы администрации Нижне - Тебердинского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР Куатова О.Н. в судебном заседании не возражает против требований прокурора, суду пояснила, что на территории Нижне – Тебердинского СП нет действующего скотомогильника (биотермической ямы), на строительство скотомогильника у администрации Нижне – Тебердинского сельского поселения недостаточно денежных средств.
Суд, заслушав старшего помощника прокурора Карачаевского района КЧР Ачабаева Э.К., заместителя главы администрации Нижне - Тебердинского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР Куатову О.Н., исследовав представленные доказательства, считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 248 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникшие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод неопределённого круга лиц. Суд считает, что в данном случае обращение прокурора Карачаевского района КЧР обусловлено необходимостью обеспечения и защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, постоянно или временно пребывающие на территорий Карачаевского муниципального района, поскольку отсутствие скотомогильников на территории сельского поселения может привести к массовым болезням животных и человека, создает опасность благополучию людей и животных.
В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых действий (бездействия) органом местного самоуправления возлагаются на орган, который совершил оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч.1 ст.20 Конституции РФ «каждый имеет право на жизнь».
В соответствии ч.1 ст.41 Конституции РФ «каждый имеет право на охрану здоровья».
В соответствии со ст.2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей с ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
В соответствии с п.п. 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469 выбор и отвод земельного участка строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Также в соответствии п.п.6.10 настоящих правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов определяют условия: Сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевой (прогона) животных; при транспортировке животных и животноводческой продукции; Нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных; Предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями; Охраны окружающей среды от загрязнения.
В соответствии с ч.1 ст. 13 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.3 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления.
Согласно ч.2 ст.21 ФЗ от 17.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Также к вопросам местного значения городских, сельских поселений в соответствии с ч.1 ст. 7 ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Соответственно строительство и содержание скотомогильников и биотермических ям имеет целью предупреждение и ликвидацию заразных и массовых незаразных болезней животных, то есть предупреждение и ликвидацию последствий таких явлений как эпидемия и эпизоотия. Несоблюдение на территории Нижне- Тебердинского сельского Карачаевского муниципального района требований ст. 13 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст. 7 ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» и ч.2 ст.21 ФЗ от 17.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» приводит к опасности загрязнения почвы и в целом окружающей природной среды и здоровья человека.
Как установлено судом, Республиканским государственным учреждением НАИЕМНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЕЗЛИЧЕНО неоднократно вносились предписания в администрацию Нижне- Тебердинского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР о необходимости выделения земельных участков для строительства скотомогильников (биотермических ям), что подтверждается копией напоминания НАИЕМНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЕЗЛИЧЕНО Номер обезличен от Дата обезличена л.д.7) о необходимости оборудования скотомогильника на территории Нижне- Тебердинского СП, письмом НАИЕМНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЕЗЛИЧЕНО Номер обезличен от Дата обезличена л.д.9) о включении в проект «Схемы территориального планирования» Нижне- Тебердинского СП объектов ветеринарно – санитарного назначения, в том числе и скотомогильника, письмами главного госинспектора Карачаевского района и г. Карачаевска на имя главы администрации Карачаевского муниципального района КЧР за исх.Номер обезличен от Дата обезличена. л.д.10) и Номер обезличен от Дата обезличена л.д.11) о содействии и вмешательстве в скорейшее отведение места для оборудования скотомогильника и его обустройство, однако администрацией Нижне - Тебердинского СП Карачаевского муниципального района КЧР не принято мер по обустройству скотомогильников (биотермических ям) на территории поселения.
Согласно п.7 ч.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального поселения, предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.
Несмотря на требования закона, до настоящего времени администрацией Нижне- Тебердинского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР мер, направленных на устройство скотомогильника, не принято. Бездействие органа местного самоуправления может привести к массовым болезням животных и человека, создает опасность благополучию людей.
Доводы ответчика о том, что у органа местного самоуправления нет денежных средств на проведение мероприятий по устройству и оборудованию скотомогильников (биотермических ям) не состоятельны, так как отсутствие денежных средств не освобождает администрацию муниципального образования от обязанности проводить указанные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, пребывающих на территории Нижне- Тебердинского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР. Представителем ответчика - заместителем главы администрации Нижне- Тебердинского СП не представлено суду доказательств, подтверждающих принятие мер по оборудованию скотомогильника, отводу земельного участка на строительство скотомогильника (биотермической ямы), также ответчик не обращался в вышестоящие органы о выделении денежных средств для этих целей ввиду отсутствия собственных средств на строительство скотомогильника. Кроме того, суду не представлены документы об отсутствии денежных средств на эти цели.
В связи с изложенным, суд полагает необходимым признать заявление прокурора обоснованным, а также признать незаконным, нарушающим гарантированное Конституцией РФ право на жизнь и охрану здоровья неопределенного круга лиц, бездействие администрации Нижне - Тебердинского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР, заключающееся в непринятии мер по устройству и оборудованию скотомогильника (биотермической ямы) незаконным и обязании администрации Нижне- Тебердинского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР отвести земельный участок для строительства скотомогильника (биотермической ямы).
Руководствуясь ст.ст.194- 198, ст. 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Карачаевского района КЧР в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Нижне - Тебердинского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР в виде непринятия мер по устройству и оборудованию скотомогильника (биотермической ямы) незаконным и обязании отвести земельный участок для строительства скотомогильника (биотермической ямы) удовлетворить.
Признать бездействие администрации Нижне - Тебердинского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР, выразившееся в непринятии мер по устройству и оборудованию скотомогильника (биотермической ямы) и отводу земельного участка для строительства скотомогильника незаконным.
Обязать администрацию Нижне - Тебердинского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР отвести земельный участок для строительства скотомогильника (биотермической ямы) и принять меры по обустройству и оборудованию скотомогильника (биотермической ямы) на территории Нижне - Тебердинского сельского поселения карачаевского муниципального района.
Направить копию настоящего решения в течение трех дней со дня вступления его в законную силу главе администрации Нижне - Тебердинского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР для устранения допущенных нарушений закона.
Обязать главу администрации Нижне - Тебердинского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР сообщить Карачаевскому районному суду КЧР об исполнении данного решения не позднее чем в течение месяца со дня получения копии решения суда.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КЧР в течение 10 дней после изготовления мотивированного решения суда через Карачаевский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2010 года.
Отпечатано собственноручно в совещательной комнате
Председательствующий: М.К. Байрамкулова.