о признании бездействия по непринятию мер по оборудованию скотомогильников



Дело № 2 - 306/ 2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 июля 2010 года г.Карачаевск

Карачаевский районный суд Карачаево-Черкесской республики в составе:

председательствующего Байрамкуловой М.К.

при секретаре Чотчаевой Л.А.

с участием старшего помощника прокурора

Карачаевского района КЧР Ачабаева Э.К.

главы администрации Каменномостского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР Караева А.-А.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карачаевского районного суда К-ЧР гражданское дело по заявлению прокурора Карачаевского района КЧР в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Каменномостского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР в виде непринятия мер по устройству и оборудованию скотомогильника (биотермической ямы) незаконным и обязании отвести земельный участок для строительства скотомогильника (биотермической ямы),

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Карачаевского района КЧР обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Каменномостского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР по непринятию мер по устройству и оборудованию скотомогильника (биотермической ямы) и обязании отвести земельный участок для строительства скотомогильника, мотивируя тем, что прокуратурой Карачаевского района КЧР в ходе проверки исполнения требований ветеринарного законодательства о размещении, строительстве и эксплуатации скотомогильников (биотермических ям) установлено, что на территории Каменномостского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР нет действующих скотомогильников, то есть мест, отведенных для захоронения биологических отходов- трупов животных и птиц, ветеринарных конфискатов (мяса, рыбы, другой продукции животного происхождения), выявленных после ветеринарно – санаторной экспертизы, других отходов, получаемых при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения. В соответствии с п.5.1 Ветеринарно – санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 04 декабря 1995 г. №13-7-2/469 выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно- эпидемиологического надзора. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с указанными Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

В судебном заседании старший помощник прокурора Карачаевского района Ачабаев Э.К. заявленные требования поддержал, просит суд признать незаконным бездействие администрации Каменномостского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР по непринятию мер по устройству и оборудованию скотомогильника (биотермической ямы) и обязании отвести земельный участок для строительства скотомогильника, мотивируя тем, что прокуратурой Карачаевского района КЧР в ходе проверки исполнения требований ветеринарного законодательства о размещении, строительстве и эксплуатации скотомогильников (биотермических ям) установлено, что на территории Каменномостского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР нет действующих скотомогильников, то есть мест, отведенных для захоронения биологических отходов- трупов животных и птиц, ветеринарных конфискатов (мяса, рыбы, другой продукции животного происхождения), выявленных после ветеринарно – санаторной экспертизы, других отходов, получаемых при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения. В соответствии с п.5.1 Ветеринарно – санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 04 декабря 1995 г. №13-7-2/469 выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно- эпидемиологического надзора. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с указанными Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Бездействие органа местного самоуправления может привести к массовым болезням животных и человека. Каменномостское СП бездействует, не отводит земельный участок на строительство, не принимает никаких мер по обращению в администрацию Карачаевского муниципального района КЧР о выделении средств на строительство скотомогильника, так как у администрации Каменномостского сельского поселения недостаточного денежных средств на эти цели.

Представитель ответчика глава администрации Каменномостского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР Караев А.-А.Б. в судебном заседании признал заявленные прокурором требования, суду пояснил, что на строительство скотомогильника и свалки у администрации Каменномостского сельского поселения нет денежных средств.

Суд, заслушав старшего помощника прокурора Карачаевского района КЧР Ачабаева Э.К., представителя ответчика Караева А.-А.Б., исследовав представленные доказательства, считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 248 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникшие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод неопределённого круга лиц. Суд считает, что в данном случае обращение прокурора Карачаевского района КЧР обусловлено необходимостью обеспечения и защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, постоянно или временно пребывающие на территорий Карачаевского муниципального района, поскольку отсутствие скотомогильников на территории сельского поселения может привести к массовым болезням животных и человека, создает опасность благополучию людей и животных.

В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых действий (бездействия) органом местного самоуправления возлагаются на орган, который совершил оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч.1 ст.20 Конституции РФ «каждый имеет право на жизнь».

В соответствии ч.1 ст.41 Конституции РФ «каждый имеет право на охрану здоровья».

В соответствии со ст.2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей с ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

В соответствии с п.п. 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469 выбор и отвод земельного участка строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Также в соответствии п.п.6.10 настоящих правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов определяют условия: Сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевой (прогона) животных; при транспортировке животных и животноводческой продукции; Нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных; Предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями; Охраны окружающей среды от загрязнения.

В соответствии с ч.1 ст. 13 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.3 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст.21 ФЗ от 17.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Также к вопросам местного значения городских, сельских поселений в соответствии с ч.1 ст. 7 ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Соответственно строительство и содержание скотомогильников и биотермических ям имеет целью предупреждение и ликвидацию заразных и массовых незаразных болезней животных, то есть предупреждение и ликвидацию последствий таких явлений как эпидемия и эпизоотия. Несоблюдение на территории Каменномостского сельского Карачаевского муниципального района требований ст. 13 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст. 7 ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» и ч.2 ст.21 ФЗ от 17.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» приводит к опасности загрязнения почвы и в целом окружающей природной среды и здоровья человека.

Как установлено судом, Республиканским государственным учреждением НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЕЗЛИЧЕНО неоднократно вносились предписания в администрацию Каменномостского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР о необходимости выделения земельных участков для строительства скотомогильников (биотермических ям), что подтверждается копией напоминания НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЕЗЛИЧЕНО Номер обезличен от Дата обезличена л.д.11) о необходимости оборудования скотомогильника на территории Каменномостского СП, письмом НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЕЗЛИЧЕНО Номер обезличен от Дата обезличена л.д.7) о включении в проект «Схемы территориального планирования» Каменномостского СП объектов ветеринарно – санитарного назначения, в том числе и скотомогильника, письмами главного госинспектора Карачаевского района и г. Карачаевска на имя главы администрации Карачаевского муниципального района КЧР за исх.Номер обезличен от Дата обезличена л.д.8) и Номер обезличен от Дата обезличена. л.д.9) о содействии и вмешательстве в скорейшее отведение места для оборудования скотомогильника и его обустройства, однако администрацией Каменномостского СП Карачаевского муниципального района КЧР не принято мер по устройству скотомогильника (биотермической ямы) на территории поселения.

Согласно п.7 ч.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального поселения, предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.

Несмотря на требования закона до настоящего времени администрацией Каменномостского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР мер, направленных на устройство скотомогильника, не принято. Бездействие органа местного самоуправления может привести к массовым болезням животных и человека, создает опасность благополучию людей.

Доводы ответчика о том, что у органа местного самоуправления нет денежных средств на проведение мероприятий по устройству и оборудованию скотомогильника (биотермической ямы) не состоятельны, так как отсутствие денежных средств не освобождает администрацию муниципального образования от обязанности проводить указанные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, пребывающих на территории Каменномостского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР. Представителем ответчика не представлено суду доказательств, подтверждающих принятие мер по оборудованию скотомогильника, отводу земельного участка на строительство скотомогильника (биотермической ямы), также ответчик не обращался в вышестоящие органы о выделении денежных средств для этих целей ввиду отсутствия собственных средств на строительство скотомогильника. Кроме того, суду не представлены документы об отсутствии денежных средств на эти цели.

В связи с изложенным, суд полагает необходимым признать заявление прокурора обоснованным, а также признать незаконным, нарушающим гарантированное Конституцией РФ право на жизнь и охрану здоровья неопределенного круга лиц, бездействие администрации Каменномостского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР, заключающееся в непринятия мер по устройству и оборудованию скотомогильника (биотермической ямы) незаконным и обязании администрации Каменномостского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР отвести земельный участок для строительства скотомогильника (биотермической ямы).

Руководствуясь ст.ст.194- 198, ст. 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Карачаевского района КЧР в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Каменномостского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР в виде непринятия мер по устройству и оборудованию скотомогильника (биотермической ямы) незаконным и обязании отвести земельный участок для строительства скотомогильника (биотермической ямы) удовлетворить.

Признать бездействие администрации Каменномостского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР, выразившееся в непринятии мер по устройству и оборудованию скотомогильника (биотермической ямы) и отводу земельного участка для строительства скотомогильника незаконным.

Обязать администрацию Каменномостского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР отвести земельный участок для строительства скотомогильника (биотермической ямы) и принять меры по обустройству и оборудованию скотомогильника (биотермической ямы) на территории Каменномостского сельского поселения карачаевского муниципального района.

Направить копию настоящего решения в течение трех дней со дня вступления его в законную силу главе администрации Каменномостского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР для устранения допущенных нарушений закона.

Обязать главу администрации Каменномостского сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР сообщить Карачаевскому районному суду КЧР об исполнении данного решения не позднее чем в течение месяца со дня получения копии решения суда.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КЧР в течение 10 дней после изготовления мотивированного решения суда через Карачаевский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2010 года.

Отпечатано собственноручно в совещательной комнате

Председательствующий: М.К. Байрамкулова.