взыскание задолженности по оплате коммунальных услуг педработникам, проживающим в сельской местност



Дело № 2-31/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Карачаевск 04 марта 2010 года

Карачаевский районный суд, Карачаево-Черкесской Республики, в составе:

председательствующего Тоторкулова Т.А.

при секретаре судебного заседания Текеевой А.А.,

с участием ст. помощника прокурора Карачаевского района Храчева З.М.,

лица, в защиту которого подан иск Коркмазовой А.М.,

ответчика директора МОУ СОШ а.Верхняя Теберда Текеевой Х.А.

представителя отдела образования Карачаевского МР Узденовой З.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карачаевского районного суда гражданское дело по иску прокурора Карачаевского района, Карачаево-Черкесской республики Кипкеевой А.С. в интересах гражданки Коркмазовой Асият Магомедовны о признании действий отдела образования администрации Карачаевского муниципального района, Министерства финансов КЧР незаконными и взыскании задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Карачаевского района Кипкеева А.С. обратилась в суд с иском в интересах Коркмазовой А.М. о признании действий отдела образования администрации Карачаевского муниципального района, Министерства финансов КЧР незаконными и взыскании задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. В своем исковом заявлении она указала, что проверкой проведенной по обращению Коркмазовой А.М. о нарушении ее прав связанных с невыплатой компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг, установлено, что ей как работнику МДОУ при МОУ «СОШ а. Верхняя Теберда», постоянно проживающей в сельской местности полагаются компенсационные выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг. С августа 2008 года по июль 2009 года компенсационные выплаты ей не выплачиваются. Согласно представленным документам, перед Коркмазовой А.М. на Дата обезличена года образовалась задолженность по возмещению расходов связанных с предоставлением мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг за период с августа 2008 года по июль 2009 года в размере 14048 руб.64 коп.

Со ссылкой на ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор Карачаевского района просит взыскать с отдела образования администрации Карачаевского муниципального района и Министерства финансов Карачаево-Черкесской республики в солидарном порядке за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в пользу Коркмазовой А.М. сумму задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности в размере 14048 руб.64 коп.

В судебном заседании старший помощник прокурора Храчев З.М. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, пояснив суду, что:

согласно ст.72 Конституции РФ общие вопросы образования, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Абзацем 3 п.5 ст.55 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную, жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 52 от 6 мая 2003 года «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 п.5 ст.55 названного выше Закона «Об образовании» устанавливаются законодательными актами субъекта РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.

Согласно ч.1 ст.3 Закона КЧР № 65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим в сельской местности, рабочих поселках» возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит педагогический работник в форме денежной выплаты (компенсации).

В соответствии с ч.3 ст.3 указанного республиканского закона предусмотрено, что порядок возмещения указанных расходов устанавливается Правительством КЧР.

Статьей 4 Закона КЧР № 65-РЗ установлен порядок финансирования возмещения расходов и учет расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам. Указано, что предоставление мер осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.

До выделения средств из федерального бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом КЧР о бюджете на соответствующий финансовый год.

Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 года №377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.

В соответствии с указанными Правилами компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов, и проживающих в сельской местности (п.2 Правил).

Министерство финансов РФ предоставляет субсидии на основании ежеквартально предоставляемых субъектами РФ отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в п.2 Правил цели.

Приказом Министерства финансов РФ №68 от 25.07.2003 года утверждены и введены в действие, начиная с отчета по состоянию на 1 июля 2003 года формы годовой и квартальной отчетности о финансировании расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п.5 ст.55 ФЗ «Об образовании».

Из смысла указанных норм федеральных и республиканских законов следует, что льготы по оплате коммунальных услуг должны быть предусмотрены в бюджете республики, реально предоставлены указанной категории граждан, а затем подлежат компенсации из федерального бюджета фактически понесенные расходы.

Таким образом, ответчиками не обеспечено гарантированное законом право заявителя по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, чем нарушаются права гражданина, предоставленные действующим законодательством.

Представитель истца - старший помощник прокурора Храчев З.М. просил суд во изменение исковых требований взыскать образовавшуюся задолженность с МОУ «СОШ а. Верхняя Теберда» за счет казны Карачаево-Черкесской республики, так как МДОУ функционирует при МОУ «СОШ а.Верхняя Теберда» на основании Постановления главы Карачаевской районной государственной администрации К-ЧР №197 от 22.09.2004 года и данное учреждение является самостоятельным юридическим лицом. Возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит педагогический работник в форме денежной выплаты (компенсации).

Коркмазова А.М., в защиту которой прокурор подал иск, в судебном заседании поддержала исковые требования и просила удовлетворить их.

Представитель ответчика - директор МОУ «СОШ а Верхняя Теберда» Текеева Х.А. также поддержала исковые требования прокурора Карачаевского района, считает их законными и не возражает их удовлетворению.

Представитель отдела образования администрации Карачаевского муниципального района (далее АКМР), юрист АКМР в судебном заседании суду пояснила, что финансирования оплаты коммунальных услуг педагогическим работникам Карачаевского муниципального района производится за счет казны Карачаево-Черкесской республики, через Министерство финансов КЧР и отдел образования АКМР, т.к. в педагогических учреждениях района отсутствуют свои бухгалтерии.

Исковые требования прокурора Карачаевского района она считает законными и не возражает их удовлетворению.

Представитель ответчика Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики Аджиева А.Э. в судебное заседание не явилась, в своем ходатайстве просит рассмотреть дело в ее отсутствии, с учетом представленных суду возражений, в которых указывает, что абзацем 3 п.5 ст.55 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Она считает, что федеральный законодатель, устанавливая данные льготы федеральным законом, осуществление данных полномочий на уровень субъекта Российской Федерации не передавал. По ее мнению, отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право (а не обязанность) субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Она также считает, что обязанность по возмещению платы, не полученной льготной категорией потребителей, не возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование и взыскание должно осуществляться с бюджета Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Таким образом, представитель Министерства финансов КЧР считает, что Минфин КЧР не является ответчиком по настоящему делу, и взыскание должно было быть произведено с федерального бюджета Российской Федерации. По мнению представителя Министерства финансов КЧР Постановление Правительства РФ №377 от 27 июня 2003 года не применимо к спорным правоотношениям, т.к. оно было принято на ограниченный срок действия- 2003 год.

Выслушав доводы старшего помощника прокурора, лица, в защиту которой подан иск, Коркмазовой А.М., представителя отдела образования администрации Карачаевского муниципального района, директора «СОШ а. Верхняя Теберда», исследовав письменные материалы гражданского дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований и необходимости их удовлетворения по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Коркмазова А.М. работает воспитателем в МДОУ при МОУ «СОШ а. Верхняя Теберда» и постоянно проживает в сельской местности. Однако, компенсационные выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг ей, как педагогу, проживающему и работающему в сельской местности, не выплачиваются с августа 2008 года по июль 2009 года.

Расходы по возмещению коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, должны выделяться из федерального бюджета путем предоставления субвенций из федерального бюджета. В связи с тем, что субвенции из федерального бюджета не выделяются Карачаево-Черкесской республике, нарушаются права педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.

Согласно абзацу 3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации №3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.

В соответствии со ст.2. Федерального закона от 06.05.2003 года №52-ФЗ «О внесении изменении и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1995 года №12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Федеральный Закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнил абзац третий пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года №322-О-П, норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации установленной ею меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений. По сути, она воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 6 мая 2003 года №52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", которым было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях и что до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее, чем до 1 января 2005 гола, применению подлежат указанные в статье 2 положения федеральных законодательных актов.

Согласно п. 1 ст.3 Закона Карачаево-Черкесской республики от 30.07.2008 года №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит (состоял) педагогический работник в форме денежной выплаты (компенсации).

В силу п.3 ст.3 порядок возмещения указанных расходов устанавливается Правительством Карачаево-Черкесской Республики. Кроме того, ст.4 вышеуказанного Закона установлен порядок финансирования по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.

В соответствии с п.2 Правил компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.

Согласно п.3 вышеназванных Правил Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 настоящих Правил цели.

Приказом Министерства Финансов Российской Федерации, от 25.07.2003 года №68н «О введении отчетности по финансированию расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности» утверждены и введены в действие, начиная с отчета по состоянию на 1 июля 2003 гола, формы квартальной и годовой отчетности о финансировании расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального Закона от 13 января 1996 г. №12-ФЗ).

Согласно ст.3 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 30 июля 2008 г. №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», при наличии у педагогического работника права на возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещении с отоплением и освещением по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по федеральному закону и (или) иному нормативному правовому акту возмещение расходов на предоставление, мер социальной поддержки производится либо по настоящему Закону, либо по федеральному закону и (или) иному нормативному правовому акту по выбору получателя.

Решением Совета Карачаевского муниципального района №3 от 07.05.2009 года «О нормативах потребления льготных коммунальных услуг отдельными категориями граждан, проживающих и работающих в сельской местности» установлены нормативы на освещение, на отопление жилья, обеспечения твердым топливом и тепловой энергией.

Расчет суммы задолженности по коммунальным услугам Коркмазовой А.М. произведен бухгалтерией отдела образования АКМР на основании вышеуказанных нормативов, и она составляет 14048 руб.64 коп, что подтверждается представленными суду письменными доказательствами.

Суд считает, что взыскание задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг должно быть произведено с МОУ «СОШ а. Верхняя Теберда» за счет казны Карачаево-Черкесской республики, так как согласно п. 1 ст.3 Закона Карачаево-Черкесской республики от 30.07.2008 года №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит (состоял) педагогический работник в форме денежной выплаты (компенсации). МОУ «СОШ а. Верхняя Теберда» является самостоятельным юридическим лицом и Коркмазова А.М. находится в штате данного учреждения. Финансирование коммунальных услуг производится Министерством финансов КЧР за счет казны Карачаево-Черкесской республики.

В соответствии со ст.12 ГПК РФ, гражданское судопроизводство ведется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна показать обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений. Ответчиками в судебном заседании достаточных доказательств в опровержение доводов истца не представлено.

Исходя из установленных обстоятельств дела, суд считает, что требования прокурора Карачаевского района, К-ЧР подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Карачаевского района КЧР, удовлетворить.

Признать действия МОУ «СОШ а. Верхняя Теберда», отдела образования администрации Карачаевского муниципального района и Министерства финансов КЧР по невыплате компенсационных платежей на оплату коммунальных услуг, незаконными.

Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «СОШ а. Верхняя Теберда», Карачаевского муниципального района за счет казны Карачаево-Черкесской республики в пользу Коркмазовой Асият Магомедовны Дата обезличена года рождения, сумму задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 14 048 (четырнадцать тысяч сорок восемь) рублей 64 копеек.

Взыскать с МОУ «СОШ а. Верхняя Теберда» за счет казны Карачаево-Черкесской республики в доход государства государственную пошлину в размере 521 (пятьсот двадцать один) рубля.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд К-ЧР в течение 10 дней, через Карачаевский районный суд.

Отпечатано собственноручно в совещательной комнате.

Судья: Т.А. Тоторкулов