о признании бездействия незаконными



Дело № 2-319/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 сентября 2010 года г. Карачаевск

Карачаевский районный суд, Карачаево-Черкесской Республики в составе:

Председательствующего Байрамкуловой М.К.

при секретаре судебного заседания Текеевой А.А.

с участием помощника прокурора Карачаевского района Семенова З.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карачаевского районного суда КЧР гражданское дело по исковым заявлениям прокурора <адрес> КЧР в интересах Кулчаева Магомета Ильясовича, Болуровой Арюзат Ибрагимовны, Джанибекова Сослана Юнусовича к Муниципальному образовательному учреждению НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, отделу образования администрации НАЗВАНИЕ РАЙОНА и Министерству финансов КЧР о признании их действий по невыплате компенсационных платежей на оплату коммунальных услуг незаконными и взыскании сумм задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> Кипкеева А.С. обратилась в суд с исками в интересах Кулчаева М.И., Болуровой А.И., Джанибекова С.Ю. к Муниципальному образовательному учреждению НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ отделу образования администрации НАЗВАНИЕ РАЙОНА и Министерству финансов КЧР о признании их действий по невыплате компенсационных платежей на оплату коммунальных услуг незаконными и взыскании сумм задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, мотивируя тем, что прокуратурой <адрес> КЧР проведена проверка по обращениям Кулчаева М.И., Болуровой А.И., Джанибекова С.Ю. о нарушении их прав, выразившемся в невыплате компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг и установлено, что им педагогическим работникам МОУ НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, постоянно проживающим и работающим в сельской местности, должны производиться компенсационные выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ компенсационные выплаты на оплату коммунальных услуг им не производились. На ДД.ММ.ГГГГ перед педагогическими работниками МОУ НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ образовалась задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в следующих суммах: Кулчаеву М.И. – в размере <данные изъяты>, Болуровой А.И.– <данные изъяты>, Джанибекову С.Ю. – в размере <данные изъяты>. Таким образом, ответчиками не обеспечено гарантированное законом право истцов на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, чем нарушены их права.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> КЧР Семенов З.А. исковые требования поддержал и просит удовлетворить их, пояснив, что прокуратурой <адрес> КЧР проведена проверка по обращениям Кулчаева М.И., Болуровой А.И., Джанибекова С.Ю. о нарушении их прав, выразившемся в невыплате компенсаций на оплату коммунальных услуг и установлено, что им как работникам МОУ НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ постоянно проживающим и работающим в сельской местности, должны производиться компенсационные выплаты на оплату коммунальных услуг. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ компенсационные выплаты на оплату коммунальных услуг им не производились. На ДД.ММ.ГГГГ перед педагогическими работниками МОУ НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ образовалась задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в следующих суммах: Кулчаеву М.И. – в размере <данные изъяты>, Болуровой А.И.– <данные изъяты>, Джанибекову С.Ю. – в размере <данные изъяты>. Таким образом, ответчиками не обеспечено гарантированное законом право истцов на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, чем нарушены их права.

Лица, в интересах которых поданы иски - Болурова А.И., Кулчаев М.Ю. и Джанибеков С.Ю. в судебное заседание не явились, в ходе предварительного слушания просили суд рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования прокурора <адрес> КЧР поддержали и просили их удовлетворить.

Представитель МОУ НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Представитель ответчика - Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, согласно телефонограмме просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства финансов КЧР.

Представитель привлеченного судом в качестве соответчика Министерства финансов РФ по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Халкечев Ш.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав доводы помощника прокурора Семенова З.А., исследовав письменные материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность, каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к выводу об обоснованности исковых требований и необходимости их удовлетворения по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании Болурова А.И. работает учителем русского языка и литературы, Кулчаев М.Ю. – учителем технологи и рисования, Джанибеков С.Ю. - учителем математики в МОУ НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, что подтверждается копиями их трудовых книжек (л.д.11-13,16-19,31-32,45-49). Компенсационные выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг им, как педагогам, работающим и проживающим в сельской местности, не выплачивались с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Они сами оплатили коммунальные услуги за освещение и отопление, размер задолженности по компенсационным выплатам перед Кулчаевым М.И. составляет <данные изъяты>, Болуровой А.И.– <данные изъяты>, Джанибековым С.Ю. – в размере <данные изъяты>, это подтверждается объяснениями Кулчаева М.И. (л.д.9), Болуровой А.И. (л.д.27) и Джанибекова С.Ю. (л.д.42), а также расчетом суммы задолженности по компенсационным выплатам за коммунальные услуги педагогическим работникам МОУ <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.13,29,43), а также копиями квитанций об оплате коммунальных услуг (л.д. 33), справкой <адрес> Энергосбытного отделения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.51).

Расходы по возмещению коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим в сельской местности, должны выделяться из федерального бюджета путем предоставления субвенций из федерального бюджета. В связи с тем, что субвенции из федерального бюджета не выделяются Карачаево-Черкесской республике, нарушаются права педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.

Согласно абзацу 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации №3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.

В соответствии со ст. 2. Федерального закона от 06.05.2003 года №52-ФЗ «О внесении изменении и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1995 года №12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Федеральный Закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнил абзац третий пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года №322-О-П, норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации установленной ею меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений. По сути, она воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 6 мая 2003 года №52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", которым было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях и что до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее, чем до 1 января 2005 гола, применению подлежат указанные в статье 2 положения федеральных законодательных актов.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской республики от 30.07.2008 года №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит (состоял) педагогический работник в форме денежной выплаты (компенсации).

В силу п. 3 ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 30.07.2008 года №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» порядок возмещения указанных расходов устанавливается Правительством Карачаево-Черкесской Республики. Кроме того, ст. 4 вышеуказанного Закона установлен порядок финансирования по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.

В соответствии с п. 2 Правил компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.

Согласно п. 3 вышеназванных Правил Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 настоящих Правил цели.

Приказом Министерства Финансов Российской Федерации, от 25.07.2003 года №68н «О введении отчетности по финансированию расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности» утверждены и введены в действие, начиная с отчета по состоянию на 1 июля 2003 гола, формы квартальной и годовой отчетности о финансировании расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального Закона от 13 января 1996 г. №12-ФЗ).

Согласно ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 30 июля 2008 г. №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», при наличии у педагогического работника права на возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещении с отоплением и освещением по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по федеральному закону и (или) иному нормативному правовому акту возмещение расходов на предоставление, мер социальной поддержки производится либо по настоящему Закону, либо по федеральному закону и (или) иному нормативному правовому акту по выбору получателя.

В соответствии с п.3 Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 г. N 377 Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 указанных Правил цели.

То обстоятельство, что Правительство КЧР не разработало Порядка по возмещению сельским учителям расходов, потраченных ими на оплату за отопление и освещение и в бюджете КЧР за 2008 года не были предусмотрены расходы на финансирование компенсационных выплат учителям, не может служить основанием для отказа в исковых требованиях, так как Постановление Правительства РФ от 27.06.2003 года №377 не отменено, действует и применимо к спорным правоотношениям. Данные субсидии выделяются субъектам только на основании ежеквартально представляемых ими отчетов о фактически понесенных расходах. Министерство финансов КЧР не представило суду доказательств того, что им принимались меры к получению субсидий для возмещения расходов по оплате жилищно – коммунальных услуг сельским учителям.

Расчет суммы задолженности по коммунальным услугам Болуровой А.И., Кулчаеву М.Ю. и Джанибекову С.Ю. произведен отделом образования администрации НАЗВАНИЕ РАЙОНА на основании вышеуказанных нормативных актов и по представленным педагогическими работниками документам, подтверждающим оплату коммунальных услуг. Удовлетворяя исковые требования суд берет за основу эти расчеты, так как эти суммы не оспариваются сторонами и другого суду не представлено.

Компенсационные выплаты за отопление и освещение в указанный период Болуровой А.И., Кулчаеву М.Ю. и Джанибекову С.Ю. по другим законам или нормативным актам не производились.

Суд считает, что взыскание задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг должно быть произведено с МОУНАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ за счет казны Карачаево-Черкесской республики, так как согласно п. 1 ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской республики от 30.07.2008 года №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит (состоял) педагогический работник в форме денежной выплаты (компенсации). МОУ НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ является самостоятельным юридическим лицом, что подтверждается копией Устава МОУ НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (л.д.55-77) и Кулчаев М.И., Болурова А.И. и Джанибеков С.Ю. состоят в штате данного учреждения. Финансирование коммунальных услуг производится Министерством финансов КЧР за счет казны Карачаево-Черкесской республики.

В соответствии с ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчиками в опровержение доводов истца доказательств не представлено.

В связи с изложенным, суд признает исковые требования прокурора <адрес> КЧР обоснованными и признает действия отдела образования администрации Карачаевского муниципального района КЧР, Министерства финансов КЧР и МОУ НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ по невыплате компенсационных платежей на оплату коммунальных услуг незаконными и считает необходимым устранить указанные нарушения закона в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые заявления прокурора <адрес> КЧР в интересах Кулчаева Магомета Ильясовича, Болуровой Арюзат Ибрагимовны, Джанибекова Сослана Юнусовича к МОУ НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, отделу образования администрации <адрес> и Министерству финансов КЧР о признании их действий по невыплате компенсационных платежей на оплату коммунальных услуг незаконными и взыскании сумм задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности удовлетворить.

Признать действия МОУ НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ отдела образования администрации <адрес>, Министерства финансов КЧР по невыплате компенсационных платежей на оплату коммунальных услуг Кулчаеву Магомету Ильясовичу, Болуровой Арюзат Ибрагимовне и Джанибекову Сослану Юнусовичу незаконными.

Взыскать с Муниципального образовательного учреждения НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ за счет казны Карачаево-Черкесской республики суммы задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в пользу:

Кулчаева Магомета Юнусовича в размере <данные изъяты>,

Болуровой Арюзат Ибрагимовны в размере <данные изъяты>,

Джанибекова Сосланбека Юнусовича в размере <данные изъяты>,

Взыскать с МОУ НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ за счет казны Карачаево-Черкесской республики в доход государства госпошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР в течение 10 дней после изготовления мотивированного решения суда через Карачаевский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 06 сентября 2010 года.

Отпечатано собственноручно в совещательной комнате.

Председательствующий: М.К. Байрамкулова