решение от 13 июня 2012 года по делу №2-177/12



№ 2-177/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

13 июня 2012 года г. Карачаевск

Карачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи Тоторкулова Т.А.,

при секретаре судебного заседания Узденовой З.Р.,

с участием старшего помощника прокурора Карачаевского района Хубиева С.А.,

представителя заинтересованного лица – администрации <данные изъяты> Хасановой Д.В., участвующей в деле на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карачаевского районного суда КЧР гражданское дело по заявлению прокурора Карачаевского района КЧР о признании незаконным и подлежащим отмене постановления администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о выплате денежной компенсации М..,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Карачаевского района КЧР Кипкеева А.С. обратилась в суд с заявлением признании незаконным и подлежащим отмене постановления администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о выплате денежной компенсации М. мотивируя тем, что данное постановление принято на основании заключения комиссии Карачаевского муниципального района по восстановлению прав жертв политических репрессий от ДД.ММ.ГГГГ. В материалах, представленных М.. на комиссию Карачаевского муниципального района по восстановлению прав жертв политических репрессий, не имелось каких – либо документов, подтверждающих факт конфискации, изъятия или утраты имущества и домовладения у его матери – Б.. в связи с репрессиями в 1943 году. Решением Карачаевского районного суда КЧР от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт наличия недвижимого имущества, скота и другого хозяйства на момент применения репрессий по национальному признаку в 1943 году у М.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и у его матери Б.., умершей в ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес>. Заключение о выплате М.., наследнику Б.., денежной компенсации в размере 10000 рублей за конфискованное имущество дано ДД.ММ.ГГГГ комиссией Карачаевского муниципального района по восстановлению прав жертв политических репрессий необоснованно, в нарушение требований ст. 16.1 Закона РФ от 18.10.1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», п.п. 4-8 Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденного постановлением Правительства РФ №926 от 12 августа 1994 года. Проведенная прокуратурой проверка показала, что М. не предоставлены документы, подтверждающие факт конфискации имущества у его матери при применении политических репрессий по национальному признаку в 1943 году, а также характер этого имущества.

В судебном заседании старший помощник прокурора Карачаевского района КЧР Хубиев С.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям и просил суд восстановить им срок для подачи заявления о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ и признать это постановление незаконным и подлежащим отмене.

Представитель заинтересованного лица – администрации <данные изъяты> Хасанова Д.В. в судебном заседании не возражала в удовлетворении заявленных требований.

Суд, выслушав мнение старшего помощника прокурора, мнение представителя администрации <данные изъяты>, считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 16.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации. Не подлежит возврату, возмещению или компенсации:

имущество (в том числе жилые дома), национализированное (муниципализированное) либо подлежавшее национализации (муниципализации) в соответствии с законодательством, действовавшим на момент конфискации, изъятия, выхода имущества из владения иным путем;

имущество, уничтоженное во время гражданской и Великой Отечественной войн, а также в результате стихийных бедствий;

земля, плодово-ягодные насаждения, неубранные посевы;

имущество, изъятое из гражданского оборота.

Реабилитированным лицам возмещается стоимость конфискованного жилого дома в порядке и размерах, предусмотренных ч. 6 данной статьи.

Согласно п.п. 4-8 Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденного постановлением Правительства РФ №926 от 12 августа 1994 года, вопросы возврата конфискованного имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации реабилитированным лицам рассматриваются комиссиями по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованными в установленном законодательством порядке. Заявление о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации подается в комиссию по месту нахождения или реализации этого имущества на территории РФ на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица. К заявлению прилагаются нотариально заверенные копии документов о реабилитации, а также имеющиеся материалы, подтверждающие факт конфискации имущества, а наследниками, кроме того, документы, подтверждающие право наследования по закону первой очереди (в частности, нотариально заверенные копии свидетельства о смерти реабилитированного лица, о браке - для супруга, о рождении - для детей и родителей, об усыновлении - для усыновленных и усыновителей, решения суда об установлении факта нахождения на иждивении умершего репрессированного лица). На основании заявления, документов и материалов, полученных от правоохранительных и иных органов, а также архивных учреждений, комиссией устанавливается факт конфискации имущества, определяется характер данного имущества (наименование, количество, состояние, сумма изъятых денежных средств, вкладов, стоимость облигаций и т.д.). В случаях отсутствия документов о конфискации имущества комиссия имеет право запрашивать необходимые документы у соответствующих органов контрразведки, внутренних дел, а также архивных и иных организаций по месту нахождения или реализации имущества на момент применения репрессий в целях проверки имущественных претензий граждан. При отсутствии документальных сведений факт конфискации имущества может быть установлен в судебном порядке. На основании данных о составе конфискованного имущества комиссия определяет его стоимость и выносит заключение о возврате этого имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации. Заключение комиссии, подписанное председателем и секретарем комиссии, передается в органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления для принятия ими решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации.

В судебном заседании установлено, что заключение комиссии Карачаевского муниципального района по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-10), на основании которого главой администрации Карачаевского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ за вынесено постановление «О выплате денежной компенсации М. за утраченное в результате политических репрессий имущество и домовладение» (л.д. 7), составлено на основании решения Карачаевского районного суда КЧР от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен факт наличия недвижимого имущества, скота и другого хозяйства на момент применения репрессий по национальному признаку в 1943 году у М.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и у его матери Б. умершей в ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес> Указанным решением установлен только факт наличия соответствующего имущества, а не факт его конфискации. При проведении прокуратурой проверки было установлено, что М. не предоставлены документы, подтверждающие факт конфискации имущества у его матери при применении политических репрессий по национальному признаку в 1943 году, а также характер этого имущества. Соответствующее представление об устранении допущенных нарушений закона было направлено в адрес администрации <данные изъяты> (л.д. 15-19). В ответ на указанное представление администрация <данные изъяты> обратилась в суд с заявлением о разъяснении решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, исполнение которого разъяснено определением Карачаевского районного суда КЧР от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-14). Направив соответствующее сообщение в адрес прокурора Карачаевского района КЧР, администрация <данные изъяты> продолжила исполнение постановления от ДД.ММ.ГГГГ, не установив факт конфискации имущества, которое подлежит возмещению (л.д. 20-22).

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В судебном заседании установлено, что проведение прокуратурой неоднократных проверок, направление соответствующих представлений в адрес администрации <данные изъяты> и проведение повторных проверок послужило основанием для пропуска установленного законом срока для подачи соответствующего заявления об отменен постановления администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о выплате денежной компенсации М. в связи с чем суд признает уважительной причину пропуска прокуратурой Карачаевского района КЧР срока для подачи заявлении о признании незаконным постановления администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о выплате денежной компенсации М.

Суд, установив, что постановление администрации <данные изъяты> вынесено в нарушение требований Закона РФ от 18.10.1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» и Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденного постановлением Правительства РФ №926 от 12 августа 1994 года, признает указанное постановление незаконным и подлежащим отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 257-258, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Карачаевского района КЧР о признании незаконным и подлежащим отмене постановления администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о выплате денежной компенсации М. удовлетворить.

Восстановить прокурору Карачаевского района КЧР срок для подачи заявлении о признании незаконным постановления администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о выплате денежной компенсации Мамчуеву Р.И.

Признать незаконным и подлежащим отмене постановление главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате денежной компенсации М. за утраченное в результате политических репрессий имущество и домовладение в размере 10000 рублей», проживающему по адресу: <адрес>

Направить копию настоящего решения в течение трех дней со дня вступления в законную силу главе администрации <данные изъяты> для устранения допущенного нарушения закона.

Обязать главу администрации <адрес> сообщить Карачаевскому районному суду КЧР об исполнении данного решения не позднее чем в течение месяца со дня получения копии решения суда.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Судебную коллегию по апелляционному рассмотрению гражданских дел Верховного Суда КЧР через Карачаевский районный суд КЧР.

Председательствующий: Т.А. Тоторкулов