о признании бездействия незаконным



Дело № 2-308/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 сентября 2010 года г. Карачаевск

Карачаевский районный суд, Карачаево-Черкесской Республики в составе:

Председательствующего Байрамкуловой М.К.

при секретаре судебного заседания Текеевой А.А.

с участием помощника прокурора Карачаевского района Семенова З.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карачаевского районного суда КЧР гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Карачаевского района КЧР в интересах Французовой Залины Рашидовны, Элькановой Музарифат Мудалифовны, Акбаевой Маргариты Рамазановны, Батдыева Темирболата Юнусовича, Кочкаровой Лауры Энгельсовны, Чотчаевой Ранеты Рамазановны, Гочияева Биберта Хусейновича, Хачирова Рафшана Сагитовича, Узденовой Айшат Хаджикишиевны, Кубековой Тахмины Гилястановны, Эбеккуева Тимура Абдуловича, к МОУ Наименование обезличено отделу образования администрации Карачаевского муниципального района КЧР и Министерству финансов КЧР о признании их действий по невыплате компенсационных платежей на оплату коммунальных услуг незаконными и взыскании сумм задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Карачаевского района КЧР Кипкеева А.С. обратилась в суд с исками в интересах Французовой З.Р., Элькановой М. М., Акбаевой М.Р., Батдыева Т.Ю., Кочкаровой Л.Э., Чотчаевой Р.Р., Гочияева Б. Х., Хачирова Р.С., Узденовой А.Х., Кубековой Т.Г. и Эбеккуева Т.А. к МОУ Наименование обезличено, отделу образования администрации Карачаевского муниципального района КЧР и Министерству финансов КЧР о признании их действий по невыплате компенсационных платежей на оплату коммунальных услуг незаконными и взыскании сумм задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, мотивируя тем, что прокуратурой Карачаевского района КЧР проведена проверка по обращениям Французовой З.Р., Элькановой М. М., Акбаевой М.Р., Батдыева Т.Ю., Кочкаровой Л.Э., Чотчаевой Р.Р., Гочияева Б. Х., Хачирова Р.С., Узденовой А.Х., Кубековой Т.Г. и Эбеккуева Т.А. о нарушении их прав, выразившемся в невыплате компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг и установлено, что им педагогическим работникам МОУ Наименование обезличено, постоянно проживающим и работающим в сельской местности, полагаются компенсационные выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ компенсационные выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг им не выплачиваются. На ДД.ММ.ГГГГ перед педагогическими работниками МОУ Наименование обезличено образовалась задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг за период с августа 2008 года по декабрь 2009 года: Чотчаевой Р.Р. в размере 5739 рублей, Кочкаровой Л.Э.– 3656 рублей, Кубековой Т.Г.- 3132 рублей, Узденовой А.Х.- 10521, Эбеккуевым Т.А. – 4524 рублей, Хачировой Р.С. – 425 рублей, Элькановой М.М. –4578 рублей, Гочияевым Б.Х. – 2896 рублей, Батдыевым Т.Ю.- 6175 рублей, Акбаевой М.Р. – 12392 рублей, Французовой З.Р.- 11448 рублей. Таким образом, ответчиками не обеспечено гарантированное законом право заявителей на возмещение расходов, связанное с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, чем нарушены их права.

В судебном заседании помощник прокурора Карачаевского района КЧР Семенов З.А. исковые требования поддержал и просит удовлетворить их, пояснив, что прокуратурой Карачаевского района КЧР проведена проверка по обращениям Французовой З.Р., Элькановой М. М., Акбаевой М.Р., Батдыева Т.Ю., Кочкаровой Л.Э., Чотчаевой Р.Р., Гочияева Б. Х., Хачирова Р.С., Узденовой А.Х., Кубековой Т.Г. и Эбеккуева Т.А. о нарушении их прав, выразившемся в невыплате компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг и установлено, что им педагогическим работникам МОУ Наименование обезличено, постоянно проживающим и работающим в сельской местности, полагаются компенсационные выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ компенсационные выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг им не выплачиваются. На ДД.ММ.ГГГГ перед педагогическими работниками МОУ Наименование обезличено образовалась задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг за период с августа 2008 года по декабрь 2009 года: Чотчаевой Р.Р. в размере 5739 рублей, Кочкаровой Л.Э.– 3656 рублей, Кубековой Т.Г.- 3132 рублей, Узденовой А.Х.- 10521, Эбеккуевым Т.А. – 4524 рублей, Хачировой Р.С. – 425 рублей, Элькановой М.М. –4578 рублей, Гочияевым Б.Х. – 2896 рублей, Батдыевым Т.Ю.- 6175 рублей, Акбаевой М.Р. – 12392 рублей, Французовой З.Р.- 11448 рублей. Таким образом, ответчиками не обеспечено гарантированное законом право заявителей на возмещение расходов, связанное с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, чем нарушены их права.

Лица, в интересах которых поданы иски - Французова З.Р., Акбаева М.Р., Батдыев Т.Ю., Кочкарова Л.Э., Чотчаева Р.Р., Гочияев Б. Х., Хачирова Р.С., Узденова А.Х., Кубекова Т.Г. и Эбеккуев Т.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания извещены надлежащим образом, Эльканова М. М. в судебное заседание не явилась, в ходе предварительного слушания просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования прокурора Карачаевского района КЧР поддержала и просила их удовлетворить.

Директор МОУ Наименование обезличено Динаев Б.П. в судебном заседании не возражает в удовлетворении требований прокурора Карачаевского района КЧР.

Представитель ответчика Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание не явился, о времени и месте слу3шания извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Представитель привлеченного судом в качестве соответчика Министерства финансов РФ по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Халкечев Ш.Б. в судебное заседание также не явился, о времени и месте слушания извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав доводы помощника прокурора Карачаевского района КЧР Семенова З.А., директора МОУ Наименование обезличено Динаева Б.П., исследовав письменные материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность, каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к выводу об обоснованности исковых требований и необходимости их удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых действий (бездействия) органом местного самоуправления возлагаются на орган, который совершил оспариваемые действия (бездействие).

Согласно требованиям ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Суд считает, что в данном случае обращение прокурора Карачаевского района КЧР обусловлено необходимостью обеспечения и защиты прав и законных интересов педагогических работников, которые в силу материального положения не могут сами защитить свои права.

В соответствии со ст.72 Конституции РФ «общие вопросы образования, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов».

Как установлено в судебном заседании и подтвердилось материалами дела Французова З.Р., Эльканова М.М., Акбаева М.Р., Батдыев Т.Ю., Кочкарова Л.Э., Чотчаева Р.Р., Гочияев Б. Х., Хачирова Р.С., Узденова А.Х., Кубекова Т.Г. и Эбеккуев Т.А. являются работниками МОУ Наименование обезличено, что подтверждается копиями их трудовых книжек (л.д.10,22-23,57-58,71-72,87-89,101,113,135-138,152-153,164) и штатным расписанием (л.д.184). Компенсационные выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг им, как педагогам, работающим и проживающим в сельской местности, не выплачивались с августа 2008 года по декабрь 2009 года. Они сами оплатили коммунальные услуги за освещение и отопление, размер задолженности по компенсационным выплатам перед Чотчаевой Р.Р. составляет 5739 рублей, Кочкаровой Л.Э.– 3656 рублей, Кубековой Т.Г.- 3132 рублей, Узденовой А.Х.- 10521, Эбеккуевым Т.А. – 4524 рублей, Хачировой Р.С. – 425 рублей, Элькановой М.М. –4578 рублей, Гочияевым Б.Х. – 2896 рублей, Батдыевым Т.Ю.- 6175 рублей, Акбаевой М.Р. – 12392 рублей, Французовой З.Р.- 11448 рублей, это подтверждается их объяснениями (л.д.9,24,56,75,86,100,112,124,142,151,165,), а также расчетом суммы задолженности по компенсационным выплатам за коммунальные услуги педагогическим работникам МОУ Наименование обезличено за 2008 и 2009 гг. (л.д.12,26,60,77,91,103,115,126,141,155,167), а также копиями квитанций об оплате коммунальных услуг (л.д. 31-48).

Расходы по возмещению коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим в сельской местности, должны выделяться из федерального бюджета путем предоставления субвенций из федерального бюджета. В связи с тем, что субвенции из федерального бюджета не выделяются Карачаево-Черкесской республике, нарушаются права педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.

Согласно абзацу 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации №3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.

В соответствии со ст. 2. Федерального закона от 06.05.2003 года №52-ФЗ «О внесении изменении и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1995 года №12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Федеральный Закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнил абзац третий пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года №322-О-П, норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации установленной ею меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений. По сути, она воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 6 мая 2003 года №52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", которым было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях и что до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее, чем до 1 января 2005 гола, применению подлежат указанные в статье 2 положения федеральных законодательных актов.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской республики от 30.07.2008 года №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит (состоял) педагогический работник в форме денежной выплаты (компенсации).

В силу п. 3 ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 30.07.2008 года №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» порядок возмещения указанных расходов устанавливается Правительством Карачаево-Черкесской Республики. Кроме того, ст. 4 вышеуказанного Закона установлен порядок финансирования по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.

В соответствии с п. 2 Правил компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.

Согласно п. 3 вышеназванных Правил Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 настоящих Правил цели.

Приказом Министерства Финансов Российской Федерации, от 25.07.2003 года №68н «О введении отчетности по финансированию расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности» утверждены и введены в действие, начиная с отчета по состоянию на 1 июля 2003 гола, формы квартальной и годовой отчетности о финансировании расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального Закона от 13 января 1996 г. №12-ФЗ).

Согласно ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 30 июля 2008 г. №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», при наличии у педагогического работника права на возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещении с отоплением и освещением по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по федеральному закону и (или) иному нормативному правовому акту возмещение расходов на предоставление, мер социальной поддержки производится либо по настоящему Закону, либо по федеральному закону и (или) иному нормативному правовому акту по выбору получателя.

В соответствии с п.3 Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 г. N 377 Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 указанных Правил цели.

То обстоятельство, что Правительство КЧР не разработало Порядка по возмещению сельским учителям расходов, потраченных ими на оплату за отопление и освещение и в бюджете КЧР за 2008 года не были предусмотрены расходы на финансирование компенсационных выплат учителям, не может служить основанием для отказа в исковых требованиях, так как Постановление Правительства РФ от 27.06.2003 года №377 не отменено, действует и применимо к спорным правоотношениям. Данные субсидии выделяются субъектам только на основании ежеквартально представляемых ими отчетов о фактически понесенных расходах. Министерство финансов КЧР не представило суду доказательств того, что им принимались меры к получению субсидий для возмещения расходов по оплате жилищно – коммунальных услуг сельским учителям.

Расчет суммы задолженности по коммунальным услугам работникам МОУ Наименование обезличено произведен отделом образования администрации Карачаевского муниципального района на основании вышеуказанных нормативных актов и по представленным педагогическими работниками документам, подтверждающим оплату коммунальных услуг. Удовлетворяя исковые требования, суд берет за основу эти расчеты, так как эти суммы не оспариваются сторонами и другого суду не представлено.

Компенсационные выплаты за отопление и освещение в указанный период Французовой З.Р., Элькановой М.М., Акбаевой М.Р., Батдыеву Т.Ю., Кочкаровой Л.Э., Чотчаевой Р.Р., Гочияеву Б. Х., Хачировой Р.С., Узденовой А.Х., Кубековой Т.Г. и Эбеккуеву Т.А. по другим законам или нормативным актам не производились.

Суд считает, что взыскание задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг должно быть произведено с МОУ Наименование обезличено за счет казны Карачаево-Черкесской республики, так как согласно п. 1 ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской республики от 30.07.2008 года №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит (состоял) педагогический работник в форме денежной выплаты (компенсации). МОУ Наименование обезличено является самостоятельным юридическим лицом, что подтверждается копией Устава МОУ Наименование обезличено (л.д.172-183) и Французова З.Р., Эльканова М.М., Акбаева М.Р., Батдыев Т.Ю., Кочкарова Л.Э., Чотчаева Р.Р., Гочияев Б. Х., Хачирова Р.С., Узденова А.Х., Кубекова Т.Г., Эбеккуев Т.А. состоят в штате данного учреждения. Финансирование коммунальных услуг производится Министерством финансов КЧР за счет казны Карачаево-Черкесской республики.

В соответствии с ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчиками в опровержение доводов истца доказательств не представлено.

В связи с изложенным, суд признает исковые требования прокурора Карачаевского района КЧР обоснованными и признает действия отдела образования администрации Карачаевского муниципального района КЧР, Министерства финансов КЧР и МОУ Наименование обезличено по невыплате компенсационных платежей на оплату коммунальных услуг незаконными и считает необходимым устранить указанные нарушения закона в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые заявления прокурора Карачаевского района КЧР в интересах Французовой Залины Рашидовны, Элькановой Музарифат Мудалифовны, Акбаевой Маргариты Рамазановны, Батдыева Темирболата Юнусовича, Кочкаровой Лауры Энгельсовны, Чотчаевой Ранеты Рамазановны, Гочияева Биберта Хусейновича, Хачирова Рафшана Сагитовича, Узденовой Айшат Хаджикишиевны, Кубековой Тахмины Гилястановны, Эбеккуева Тимура Абдуловича, к МОУ Наименование обезличено, отделу образования администрации Карачаевского муниципального района КЧР и Министерству финансов КЧР о признании их действий по невыплате компенсационных платежей на оплату коммунальных услуг незаконными и взыскании сумм задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности удовлетворить.

Признать действия МОУ Наименование обезличено отдела образования администрации Карачаевского муниципального района КЧР, Министерства финансов КЧР по невыплате компенсационных платежей на оплату коммунальных услуг Французовой Залине Рашидовне, Элькановой Музарифат Мудалифовне, Акбаевой Маргарите Рамазановне, Батдыеву Темирболату Юнусовичу, Кочкаровой Лауре Энгельсовне, Чотчаевой Ранете Рамазановне, Гочияеву Биберту Хусейновичу, Хачирову Рафшану Сагитовичу, Узденовой Айшат Хаджикишиевне, Кубековой Тахмине Гилястановне, Эбеккуеву Тимуру Абдуловичу незаконными.

Взыскать с МОУ Наименование обезличено за счет казны Карачаево-Черкесской республики суммы задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в пользу:

Французовой Залины Рашидовны в размере 11448 (одиннадцати тысяч четырехсот сорока восьми) рублей,

Элькановой Музарифат Мудалифовны в размере 4578 (четырех тысяч пятисот семидесяти восьми) рублей,

Акбаевой Маргариты Рамазановны в размере 12392 (двенадцати тысяч трехсот девяносто двух) рублей,

Батдыева Темирболата Юнусовича в размере 6175 (шести тысяч ста семидесяти пяти) рублей,

Кочкаровой Лауры Энгельсовны в размере 3656 (трех тысяч шестисот пятидесяти шести) рублей,

Чотчаевой Ранеты Рамазановны в размере 5739 (пяти тысяч семисот тридцати девяти) рублей,

Гочияева Биберта Хусейновича в размере 2896 (двух тысяч восьмисот девяноста шести) рублей,

Хачирова Рафшана Сагитовича в размере 425 (четырехсот двадцати пяти) рублей,

Узденовой Айшат Хаджикишиевны в размере 10521 (десяти тысяч пятисот двадцати одного) рубля,

Кубековой Тахмины Гилястановны в размере 3132 (трех тысяч ста тридцати двух) рублей,

Эбеккуева Тимура Абдуловича в размере 4524 (четырех тысяч пятисот двадцати четырех) рублей.

Взыскать с МОУ Наименование обезличено за счет казны Карачаево-Черкесской республики в доход государства госпошлину в размере 2164 рублей 58 копеек.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР в течение 10 дней после изготовления мотивированного решения суда через Карачаевский районный суд КЧР.

Отпечатано собственноручно в совещательной комнате.

Председательствующий: М.К. Байрамкулова