РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2010 года город Карачаевск
Карачаевский городской суд КЧР в составе:
председательствующего судьи Алиева Ш.С.,
при секретаре Шидаковой Ф.Г.,
с участием
помощника прокурора г.Карачаевска Тоторкулова М.М.,
истца Акбаевой ФИО11,
представителя ответчика Управлению труда и социального развития администрации Карачаевского городского округа - Байчоровой Ф.О., действующей на основании доверенности от 21.04.2010 года,
представителя ответчика Управлению труда и социального развития администрации Карачаевского городского округа - Джукаевой М.Р., действующей на основании доверенности от 22.11.2010 года,
представителя соответчика администрации Карачаевского городского округа - Кубанова Ш.Г., действующего на основании доверенности от 11.01.2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Карачаевска в интересах Акбаевой ФИО12 к Управлению труда и социального развития администрации Карачаевского городского округа о восстановлении на работе,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Карачаевска в интересах Акбаевой ФИО13 обратился в Карачаевский городской суд КЧР с иском к Управлению труда и социального развития администрации Карачаевского городского округа о восстановлении на работе.
В судебном заседании помощник прокурора г.Карачаевска Тоторкулов М.М. исковые требования поддержал и просил удовлетворить. Суду пояснил, что приказом №228 от 23.11.10 г. Акбаева Н. О. уволена с должности начальника отдела по работе с ветеранами, пожилыми людьми и инвалидами по основаниям п.3 ст.81 ТК РФ, т. е. ввиду несоответствия занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации подтвержденной результатами аттестации. В соответствии с п.7 ст.18 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. Согласно п.п. 15, 20. Типового Положения «О проведении аттестации муниципальных служащих в Карачаево-Черкесской Республике - профессиональная служебная деятельность муниципального служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (органом местного самоуправления, иным муниципальным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности. При этом должны учитываться результаты исполнения муниципальным служащим должностной инструкции, профессиональные знания и опыт работы муниципального служащего, соблюдение муниципальным служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством о муниципальной службе, а при аттестации муниципального служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, - также организаторские способности. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании. Муниципальный служащий знакомится с аттестационным листом под расписку. В ходе аттестации Акбаевой Н.О. ей были заданы 6 вопросов, на них были получены 6 ответов, все ответы даны по существу заданных вопросов. Из вопросов и полученных ответов нельзя сделать вывод о несоответствии Акбаевой Н.О. занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации. Дополнительных и уточняющих вопросов Акбаевой Н.О. не задавалось. Мнение комиссии о несоответствии Акбаевой Н.О. занимаемой должности не мотивировано. Каких либо доказательств подтверждающих несоответствие Акбаевой Н.О. занимаемой должности протокол заседания аттестационной комиссии и аттестационный лист не содержат. Согласно требованиям ст.81 ТК РФ порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Решением Думы Карачаевского городского округа от 18.11.09 г. №87-3 утверждено Положение о проведении аттестации муниципальных служащих муниципальной службы Карачаевского городского округа. Согласно п.7 ст.6 данного Положения решение по аттестации муниципального служащего и рекомендации аттестационной комиссии принимаются в отсутствие аттестуемого работника большинством голосов от установленного численного состава комиссии. Согласно аттестационному листу 5 из 8 присутствовавших на аттестации проголосовали против решения комиссии о несоответствии Акбаевой Н.О. занимаемой должности. Таким образом, вывод о несоответствии Акбаевой Н.О. занимаемой должности является необоснованным. Решение комиссии не принято. Кроме того, в соответствии со ст.82 ТК РФ при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации, увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 настоящего Кодекса. При издании приказа об увольнении Акбаевой Н.О. по п.3 ст.81 ТК РФ мнение выборного профсоюзного органа не учитывалось. Представитель профсоюзной организации в составе аттестационной комиссии не участвовал. Следовательно, аттестация Акбаевой Н.О. проведена с грубыми нарушениями порядка проведения аттестации установленного действующим законодательством и не может служить основанием для ее увольнения. Помимо этого, приказом начальника Управления труда и социального развития от 23.11.10 г. за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей на Акбаеву Н. О. наложено дисциплинарное взыскание - объявлен выговор. В соответствии со ст.192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания. В соответствии с приказом №229 от 23.11.10 г. Акбаева Н.О. с 23.11.10 г. уволена с занимаемой должности, т. е. с указанного числа не состоит в трудовых отношениях и соответственно руководитель Управления труда и социального развития не является ее работодателем и не может привлекать Акбаеву Н.О. к дисциплинарной ответственности. Кроме того, в соответствии со ст.193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Данное требование закона также было нарушено.
В судебном заседании истец Акбаева Н.О. исковые требования прокурора г.Карачаевска в ее интересах поддержала и просила удовлетворить. Суду пояснила, что 06.11.2010 года аттестационной комиссией администрации Карачаевского ГО проводилась аттестация муниципальных служащих, в том числе и ее. 23.11.2010 года она была уволена с работы приказом начальника Управления труда и социального развития администрации Карачаевского ГО как не прошедшая аттестацию. Данный приказ с представителем профсоюзного органа УТ и СР администрации Карачаевского ГО не согласовывался. Согласно копии аттестационного листа полученного ею непосредственно после аттестации, за решение о несоответствии ее занимаемой должности проголосовали 3 человека против данного решения 5 человек, всего на аттестации присутствовало 8 человек. В ходе аттестации членами комиссии были заданы 6 вопросов, на все вопросы она дала ответы. Каких либо замечаний и уточняющих вопросов ей не задавалось. Как ей сказал представитель комиссии Барков А.А. основная претензия к ее работе заключается в том, что в августе месяце 2010 года в отделе ветеранов были допущены нарушения по выплатам, и она, как начальник отдела несет за это ответственность. Нарушения по выплатам были выявлены ею и специалистами отдела в ходе проверок законности выплат. Был составлен комиссионный акт который был передан руководству УТ и СР администрации Карачаевского ГО.
В судебном заседании представитель ответчика Управления труда и социального развития администрации Карачаевского городского округа - Байчорова Ф.О., в удовлетворении иска прокурора г.Карачаевска в интересах Акбаевой ФИО14 просила отказать. Суду пояснила, что решением Думы Карачаевского городского округа от 18 ноября 2010 г. №87-3 утверждено положение о проведении аттестации муниципальных служащих. По результатам проведенной аттестации квалификация Акбаевой Назипы Османовны признана несоответствующей занимаемой должности. Аттестационной комиссией было рекомендовано понизить Акбаеву Н.О. в должности, но в связи с тем, что в Управлении труда и социального развития АКГО на тот момент не было вакантной должности, было принято решение уволить Акбаеву Н.О. с занимаемой должности, о чем она была письменно уведомлена (уведомление № 950 от 22.11.2010 г.). Приказом №229 от 23.11.2010 г. Акбаева Н.О. уволена с должности начальника отдела по вопросам ветеранов, пожилых людей и инвалидов согласно подп. «б», п.3, ст.81, в связи с невозможностью понижения (согласно рекомендаций решения аттестационной комиссии) или перевода на другую должность муниципальной службы. Решение о несоответствии Акбаевой Н.О. занимаемой должности, вследствие которого она была уволена, было принято аттестационной комиссией, созданной при Администрации Карачаевского городского округа распоряжением Мэра КГО №62-р от 03.03.2010 г. Управление труда и социального развития является органом исполнительной власти местного самоуправления и находится в прямом подчинении Администрации Карачаевского городского округа, следовательно, не имеет права изменять, дополнять, оспаривать решение, принятое аттестационной комиссией, созданной при Администрации Карачаевского городского округа. По результатам аттестации было принято решение о несоответствии Акбаевой Н.О. занимаемой должности, за это решение проголосовали 5, против 3 члена комиссии. При заполнении протокола заседания в части «Выводы аттестационной комиссии» и пункта 11 аттестационного листа, Акбаевой Н.О. в части «Количество голосов, поданных за 3, против 5 решения аттестационной комиссии» секретарем аттестационной комиссии была допущена техническая ошибка, о чем указано в объяснительной записке секретаря Узденовой А.А. В подтверждение слов секретаря аттестационной комиссии в пункте 10 «Решение аттестационной комиссии», в графе «не соответствует замещаемой должности» стоит «галочка». О принятом решении Акбаевой Н.О. было объявлено сразу после аттестации. В соответствии со ст.82 ТК РФ, увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по подп. «б», п. 3, ст. 81 ТК производится с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации. В данной организации, т.е. в Управлении труда и социального развития, профсоюзный орган отсутствует, следовательно, Акбаева Н.О. не является членом профсоюзного органа. Действительно, приказом № 228 от 23.11.2010 г. Акбаевой Н.О. был объявлен выговор. В ходе инвентаризации, проведенной в соответствии с приказом начальника Управления труда и социального развития АКГО от 25.08.2010 г. № 172, с 26 августа по 01 ноября текущего года, в отделе по вопросам ветеранов, пожилых людей и инвалидов, находящегося в то время под руководством Акбаевой Н.О., были выявлены нарушения, связанные с назначением и выплатой ЕДВ (ежемесячные денежные выплаты). Прямой обязанностью, по должностной инструкции, Акбаевой Н.О., как начальника отдела, было осуществление контроля за правильностью приема документов, оформление и выдача льготных удостоверений. Согласно той же должностной инструкции, она должна была контролировать соблюдение должностных обязанностей работников отдела. Отсутствие такого контроля привело к причинению материального ущерба Управлению труда и социального развития АКГО в размере 99950 руб. и повлекло утрату доверия к Акбаевой Н.О., как к руководителю отдела. В связи с чем, в соответствии со статьями 21, 192, 193 ТК РФ за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, Акбаевой Н.О. был объявлен выговор. Также согласно ст.193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания было затребовано письменное объяснение, что явилось основанием приказа. Приказ № 228 «О дисциплинарном взыскании» был вынесен 23 ноября 2010 г., в день выхода Акбаевой Н.О. из длительного отпуска по листку нетрудоспособности, в котором она находилась с 18.10.2010 г. по 22.11.2010 г., т.к. согласно ч.3 ст. 193 дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни, следовательно, нельзя применять дисциплинарное взыскание во время его болезни. На момент вынесения приказа Акбаева Н.О. состояла в трудовых отношениях и еще находилась в должности начальника отдела по вопросам ветеранов, пожилых людей и инвалидов. На основании вышеизложенного и в связи с тем, что аттестационная комиссия Администрации Карачаевского городского округа пятью голосами из восьми присутствующих на аттестации пришла к выводу о несоответствии замещаемой должности Акбаевой Н.О. просит в удовлетворении искового заявления Акбаевой Назипы Османовны к Управлению труда и социального развития АКГО отказать полностью.
Представитель ответчика Управления труда и социального развития администрации Карачаевского городского округа - Джукаева М.Р., в удовлетворении иска прокурора г.Карачаевска в интересах Акбаевой ФИО16 просила отказать. Суду пояснила, что решение об увольнении Акбаевой Н.О. с занимаемой должности вынесено в строгом соответствии с требованиями трудового законодательства.
Представитель соответчика администрации Карачаевского городского округа - Кубанов Ш.Г., в удовлетворении иска прокурора г.Карачаевска в интересах Акбаевой ФИО15 просил отказать. Суду пояснил, что 06 октября 2010 года проведена аттестация муниципальных служащих Администрации Карачаевского городского округа. Одной из аттестуемых была начальник отдела по работе с ветеранами, пожилыми людьми и инвалидами Управления труда и социального развития Администрации Карачаевского городского округа. Ведение протокола заседания аттестационной комиссии и заполнение аттестационного листа производилось секретарем аттестационной комиссии - заместителем начальника организационного отдела. По результатам аттестации было принято решение о несоответствии Акбаевой И.О., занимаемой должности, за это решение проголосовали 5, против 3 члена комиссии. О принятом решении Акбаевой Н.О., было объявлено сразу после аттестации. Лично он также являлся членом аттестационной комиссии и подтверждает, что 5 членов комиссии голосовали за несоответствие Акбаевой Н.О. занимаемой должности, а в аттестационном листе была допущена техническая ошибка.
Выслушав прокурора, истца, представителей ответчика и соответчика, исследовав материалы дела, проанализировав и оценив установленные в судебном заседании доказательства, суд считает необходимым принять решение об удовлетворении иска прокурора г.Карачаевска в интересах Акбаевой ФИО17 по следующим основаниям.
Приказом начальника Управления труда и социального развития администрации Карачаевского ГО №229 от 23.11.2010 года Акбаева Н.О. в соответствии с пп.«б» п.3 ст.81 ТК РФ уволена с должности начальника отдела по работе с ветеранами, пожилыми людьми и инвалидами. Основание: аттестационный лист от 15.10.2010 года; уведомление о предстоящем увольнении от 23.11.2010 года.
В соответствии с п.7 ст.18 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.п.15, 20 Типового Положения «О проведении аттестации муниципальных служащих в Карачаево-Черкесской Республике - профессиональная служебная деятельность муниципального служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (органом местного самоуправления, иным муниципальным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности. При этом должны учитываться результаты исполнения муниципальным служащим должностной инструкции, профессиональные знания и опыт работы муниципального служащего, соблюдение муниципальным служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством о муниципальной службе, а при аттестации муниципального служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, - также организаторские способности. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании. Муниципальный служащий знакомится с аттестационным листом под расписку. В ходе аттестации Акбаевой Н.О. ей были заданы 6 вопросов, на них были получены 6 ответов, все ответы даны по существу заданных вопросов. Из вопросов и полученных ответов нельзя сделать вывод о несоответствии Акбаевой Н.О. занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации. Дополнительных и уточняющих вопросов Акбаевой Н.О. не задавалось. Мнение комиссии о несоответствии Акбаевой Н.О. занимаемой должности не мотивировано. Каких либо доказательств подтверждающих несоответствие Акбаевой Н.О. занимаемой должности протокол заседания аттестационной комиссии и аттестационный лист не содержат.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
Согласно требованиям ст.81 ТК РФ порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.
Решением Думы Карачаевского городского округа от 18.11.2009 года №87-3 утверждено Положение о проведении аттестации муниципальных служащих муниципальной службы Карачаевского городского округа.
Согласно п.7 ст.6 Положения о проведении аттестации муниципальных служащих муниципальной службы Карачаевского городского округа решение по аттестации муниципального служащего и рекомендации аттестационной комиссии принимаются в отсутствие аттестуемого работника большинством голосов от установленного численного состава комиссии.
Согласно аттестационному листу 5 из 8 присутствовавших на аттестации проголосовали против решения комиссии о несоответствии Акбаевой Н.О. занимаемой должности. Таким образом, решение аттестационной комиссии - не соответствует замещаемой муниципальной должности является необоснованным.
Кроме того, в соответствии со ст.82 ТК РФ, при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации.
В соответствии с той же ст.82 ТК РФ, увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 ТК РФ.
При издании приказа об увольнении Акбаевой Н.О. по п.3 ст.81 ТК РФ мнение выборного профсоюзного органа не учитывалось. Представитель профсоюзной организации в составе аттестационной комиссии не участвовал. Следовательно, аттестация Акбаевой Н.О. проведена с грубыми нарушениями порядка проведения аттестации установленного действующим законодательством и не может служить основанием для ее увольнения.
Приказом начальника Управления труда и социального развития администрации Карачаевского ГО №228 от 23.11.2010 года за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей Акбаевой Н.О. объявлен выговор.
В соответствии со ст.192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания.
В соответствии с приказом №229 от 23.11.2010 года Акбаева Н.О. с 23.11.2010 года уволена с занимаемой должности, т.е. с указанного числа не состоит в трудовых отношениях и соответственно руководитель Управления труда и социального развития администрации Карачаевского ГО не является ее работодателем и не может привлекать Акбаеву Н.О. к дисциплинарной ответственности.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Восстановить Акбаеву ФИО18 на прежней работе в должности начальника отдела по работе с ветеранами, пожилыми людьми и инвалидами Управления труда и социального развития администрации Карачаевского городского округа.
Обязать Управление труда и социального развития администрации
Карачаевского городского округа отменить приказ от 23 ноября 2010 года № 228 о
привлечении Акбаевой ФИО19 к дисциплинарной ответственности.
Обязать Управление труда и социального развития администрации
Карачаевского городского округа выплатить Акбаевой ФИО20 средний заработок за все время вынужденного прогула с 24 ноября 2010 года до дня восстановления на работе.
Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд КЧР в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме, через Карачаевский городской суд КЧР.
Председательствующий Ш.С.Алиев